Современная образовательная система предъявляет высокие требования к подросткам в период формирования личности и социализации. Школьная успешность определяется не только знаниями, но и мотивацией, эмоциональным состоянием и социальными взаимодействиями. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на помощь в преодолении трудностей, развитие навыков и формирование позитивного отношения к образованию.
Исследованием психолого-педагогического сопровождения занималось большое количество учёных, и вот некоторые из них: Г. Л. Бардиер, И. А. Ромазан, Т. Н. Чередниковой. Учёные ввели понятие психолого-педагогического сопровождения в середине 90-х годов прошлого столетия. Они понимали под ним концептуальный подход к организации работы с дошкольниками и детьми младших классов, а также сопровождение естественного развития ребёнка [1]. Также изучением данной темы занимался М. М. Семаго. Учёный в определении понятия «сопровождение» акцентирует внимание на двух методологических подходах. В основе первого заложены принципы гуманистической парадигмы сопровождения детей и подростков, создания для них благоприятных условий успешного обучения и развития с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Сопровождение в рамках второго подхода рассматривается как система мер, направленных на поддержание нормального функционирования ребёнка в образовательной среде, создание условий, предупреждающих дезадаптацию детей и подростков [2]. Один подход акцентирует внимание на создании благоприятных условий для обучения и развития, а другой — на поддержании нормального функционирования в образовательной среде.
Проблема сопровождения подростков в развитии школьной успешности актуальна, особенно в подростковом возрасте. Несмотря на изученность темы, жизнь меняется, и методы помощи и поддержки подростков в школе не должны отставать от изменений школьной жизни. Следовательно, проблема психолого-педагогического сопровождения подростков в школьной успешности важна. Результаты исследования можно использовать в работе педагога-психолога.
Анализ литературы показывает, что «успешность обучения» рассматривается в психологическом и образовательном аспектах, связана с целеполаганием и достижением результатов. Выделяют психологический, социально-психологический и педагогический аспекты успеха. Учебная успешность учитывает индивидуальные особенности и внешнюю оценку [3].
Сопровождение — метод, обеспечивающий оптимальные решения в жизненном выборе. Различают процесс, метод и службу сопровождения. Задачи сопровождения: предупреждение проблем, помощь в решении задач развития и социализации, обеспечение программ.
Направлениями сопровождения являются: профилактика, диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа, просвещение. Цели: развитие индивидуальности, решение личных проблем и образовательных задач.
Психолого-педагогическое сопровождение — системная деятельность, направленная на создание условий для личностного развития субъектов образования. Основные принципы: системность, приоритет личностного развития, целостность, целесообразность, своевременность и охрана здоровья. Специфические принципы: опора на обученность, учет интересов, гибкость, субъектность, оптимистичность, непрерывность, взаимодействие [4].
Мы провели исследование на базе МБОУ СОШ № 2 г. Елабуга РТ. Объём выборки составил 42 подростка в возрасте 14–15 лет, из них 18 мальчиков и 24 девочки. Далее представлены некоторые результаты эмпирического исследования.
Подростки считают хорошие оценки важным (57 %), но не единственным критерием школьной успешности, ценят знания и осознают влияние самооценки, учителей и друзей. Большинство не испытывает стресса перед контрольными (42 %), но нуждаются в стратегиях управления эмоциями. Поддержка родителей и позитивные отношения с педагогами важны. Школьная успешность включает академические достижения и социальную адаптацию — данный ответ выбрали 67 % обучающихся. При непонимании темы обучающиеся обращаются к учителю, изучают материалы самостоятельно, используют интернет. Также трудолюбие (48 %) важнее таланта (45 %), а мотивацией для респондентов являлось представление о будущем, хорошие оценки и знания. Кроме того, они отметили необходимость поддерживающей образовательной среды, уделяющей внимание успеваемости и личностному развитию. Ключевыми факторами успеха обозначили отношение учителя, успеваемость, социальную адаптацию, поддержку учителей, обратную связь, творчество, чёткие, но не завышенные цели.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы: мы выявили характеристики понятия «школьная успешность» после анализа психолого-педагогических исследований. Так, «школьная успешность» характеризуется как качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого учащегося. Успешность как высокая академическая успеваемость предполагает степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Компонентами успешности обучения младших школьников являются: когнитивный, мотивационный, деятельностный.
Определили факторы, влияющие на школьную успешность подростков. Так, поддержка родителей и педагогов играет важную роль в развитии уверенности и стремления к достижениям. Эмоциональная устойчивость к стрессам и друзья являются важными компонентами для школьной успешности подростка, так как сверстникам обучающиеся рассказывают больше, чем кому-либо, и именно они помогают справляться с трудностями в школе.
Выявили представление подростков о школьной успешности. Так, подростки под данным термином понимают хорошие оценки, статус среди сверстников, поддержку родителей, учителей и друзей. Кроме того, испытуемые отдают большое значение таланту, но больше они ценят трудолюбие, которое приводит к успешности подростков. Также исследование показало, что для подростков хорошие оценки важны, но не единственный критерий успеха. Они признают значимость знаний, самооценки и влияние учителей и друзей на учебу. Многие не испытывают стресса перед контрольными, но нуждаются в обучении эмоциональным стратегиям. Поддержка родителей и хорошие отношения с педагогами способствуют успеху. Школьная успешность включает как академические достижения, так и социальную адаптацию, что подчеркивает необходимость поддерживающей образовательной среды.
Литература:
- Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. Москва: Академия, 2014.
- Семаго Н. Я. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Москва: МГППУ, 2012.
- Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8–2. С. 438–443; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34575 (дата обращения: 31.03.2025).
- Иванушкина Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://repo.ssau.ru/bitstream/Uchebnye-izdaniya/Psihologopedagogicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnogo-processa-92736/1/Иванушкина %20Н.В. %20Психолого-педагогическое %20сопровождение %202021.pdf (Дата обращения 31.03.2025)