Методы диагностики задержки психического развития у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.

Дата публикации: 11.04.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Юсибова, Э. И. Методы диагностики задержки психического развития у младших школьников / Э. И. Юсибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/566/123778/ (дата обращения: 18.04.2025).



Встатье рассматриваются особенности и методы диагностики задержки психического развития у младших школьников. Исследование проводится в различных общих образовательных учреждениях, что позволяет также изучить распространенность ЗПР.

Ключевые слова: задержка психического развития, психологическая диагностика, психическое развитие, уровень интеллекта, образование, трудности обучения.

Задержка психического развития считается одним из самых распространенных видов психических нарушений у детей. Она, в основном, диагностируется при старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Под задержкой психического развития понимается замедленное развитие тех или иных психических процессов. Замедление развития приводит к отставанию от сверстников и трудностям в обучении. На практике, в большинстве случаев, причиной жалоб со стороны родителей и учителей также является трудность в усвоении школьной программы. Трудности в обучении, в свою очередь, очень сильно отражаются на жизни ребенка. С одной стороны, взрослые (родители или учителя) могут слишком упрекать детей, а с другой стороны, такие дети могут стать изгоями среди сверстников, из-за инаковости.

Если провести обзор научной литературы по проблеме ЗПР, то можно заметить, что ЗПР определяют как вид дизонтогенеза или как пограничную форму нарушения интеллекта. В первом варианте акцент делается на нарушенное психическое развитие, а во втором случае на ограниченность интеллекта. Первая позиция понятна, из вышеописанного определения ЗПР, а вторую — стоит рассмотреть внимательнее. Почему именно пограничная форма нарушения интеллекта? Говоря о нарушениях интеллекта, в первую очередь, на ум приходят различные формы умственной отсталости (в более современной форме, нарушения интеллектуального развития). Их главной особенностью является отсутствие динамики, выражаясь иначе, стабильность, неизменность уровня интеллекта. А ЗПР, хоть и проявляется пониженным интеллектом относительно нормы, но обладает определенной долей обучаемости. Обучаемость создает возможность для проведения психокоррекционных работ.

Как известно, чем раньше обнаруживается психическое расстройство, тем эффективнее проходит коррекционная работа. А для проведения коррекционной работы необходимо провести диагностику. Рассмотрим же методы диагностики задержки психического развития.

Специализированные методики диагностики ЗПР не разработаны. В связи с этим, специалисты применяют определенный набор методов и методик. К этим методам можно отнести: наблюдение, беседа, различные тесты интеллекта, методики исследования отдельных психических процессов, реже методики диагностики эмоциональной сферы.

С помощью метода наблюдения, можно изучить особенности поведения детей. Особенно метод наблюдения полезен на начале диагностики, при установлении доверительного контакта. Оно может проходить во время учебы, благодаря чему можно не отрывая ребенка от процесса обучения проводить диагностику.

Беседа позволяет получить информацию о состоянии развития как когнитивной, так и социально-эмоциональной сферы. Она может проходить как в свободной форме, так и в виде интервью. При проведении беседы можно анализировать особенности установления причинно-следственных связей, связность и логичность высказываний, общий словарный запас ребенка. В познавательной сфере можно заметить особенности развития познавательных процессов, в особенности мышления. В отличие от остальных описанных здесь методов, беседа позволяет изучать эмоциональную сферу, например, по ходу беседы можно выявить уровень тревожность, устойчивость эмоциональной сферы и др. Также огромным преимуществом беседы является способствование установлению доверительного контакта с ребенком.

Как было упомянуто выше, ЗПР часто проявляется в сниженном уровне интеллекта, в связи с этим целесообразно применять методы диагностики уровня интеллекта. Самым распространенным, является тест Векслера. Он состоит из двух блоков: вербального и невербального; и 13 субтестов. В общем данный тест занимает от 45 до 90 мин времени. Существуют три вариации, дошкольная (WPPSI-IV), детская (WISC-V), взрослая (WAIS-IV). Преимуществом теста Векслера является высокая информативность, а недостатком длительности диагностического процесса и влияние культурного фактора на данные.

Похожую структуру и принцип имеют тесты интеллекта Айзенка, Амтхауэра, Бине-Симона и др.

Есть же более краткосрочные тесты интеллекта, относительно независимые от культурного фактора. К ним можно отнести тест Домино, Культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла, Прогрессивные матрицы Равена. Рассмотрим подробно тест Равена. Он измеряет уровень невербального интеллекта. Помимо интеллекта, с его помощью можно диагностировать нарушение восприятия и обучаемость. Имеется взрослая (9–65 лет), детская (4,5–8 лет) и продвинутая (для одаренных) версии. Преимуществами является краткосрочность и яркость (детский вариант цветной). Недостатком же можно считать отсутствие вербального компонента.

Помимо бланковых тестов, применяются рисуночные методы диагностики. Самым популярным является тест «Нарисуй человека» Гудинаф, в котором ребенку предъявляется чистый лист и карандаш, а также просится нарисовать человека. Затем психолог проводит качественно-количественный анализ рисунка, с целью определения уровня интеллекта ребенка.

Исходя из вышеописанного, для диагностики ЗПР у младших школьников были применены следующие методы:

  1. Цветные матрицы Равена — диагностика уровня интеллекта
  2. Методика «Нарисуй человека» Гудинаф — диагностика уровня интеллекта
  3. Структурированная беседа для диагностики общей осведомленности.

Исследование проводилось в Азербайджанской Республике, городе Баку. Для исследования было выбрано 4 школ, 3 общеобразовательных (школы № 5, № 157, № 267) и 1 специальная школа (№ 268). Возраст испытуемых варьировал от 6 до 10 лет. Иначе говоря, в исследование были включены ученики первого, второго и третьего класса. Общее количество учеников этих классов в четырех школах составляло 491. Из них у 25 детей было обнаружено тот или иной уровень отставания в развитии. Количество детей с ЗПР в различных школах варьируется (см. табл.1).

Таблица 1

Распределение учеников и диагностированных случаев по школам

Школа

Общее число учеников

Ученики с отставанием в развитии

№ 5

190

9

№ 157

128

9

№ 267

151

4

№ 268

22

3

Распределение отличалось не только по школам, но и по классам (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение учеников и диагностированных случаев по классам

Класс обучения

1 класс

2 класс

3 класс

Номер школы

Общее кол-во

Дети с ЗПР

Общее кол-во

Дети с ЗПР

Общее кол-во

Дети с ЗПР

№ 5

45

3

61

2

84

4

№ 157

44

3

44

1

40

5

№ 267

60

2

41

-

50

2

№ 268

10

-

12

3

*

-

«-» — этот знак значит, что детей с ЗПР нет

*дети 3 класса специальной школы были с другими, исключающими диагнозами

Для постановки диагноза ЗПР был проведен качественно-количественный анализ трех используемых методик (табл. 3).

Таблица 3

Результаты психологического анализа тестов детей с ЗПР

Номер испытуемого

Пол

Возраст

Школа

Класс

Прогрессивные матрицы Равена

Рисуночный тест Гудинаф

Структурированное интервью

1.

м

6

267

1

15

7

9

2.

д

9

267

3

23

8

14

3.

м

8

267

3

21

22

7

4.

м

7

267

1

12

14

9

5.

м

7

157

1

25

7

9

6.

м

6

157

1

22

7

6

7.

м

6

157

1

15

7

5

8.

д

10

157

3

18

16

9

9.

м

8

157

2

21

7

8

10.

м

8

157

3

17

13

5

11.

м

8

157

3

17

10

7

12.

д

10

157

3

14

8

11

13.

м

8

157

3

14

5

2

14.

м

8

5

2

10

6

8

15.

д

8

5

3

12

5

10

16.

м

9

5

2

22

10

2

17.

м

8

5

3

21

10

5

18.

м

8

5

3

20

11

3

19.

м

9

5

3

12

10

7

20.

д

6

5

1

13

10

7

21.

м

6

5

1

15

12

6

22.

м

7

5

1

19

11

8

23.

д

9

268

2

18

9

8

24.

м

10

268

2

18

11

7

25.

м

9

268

2

22

8

8

*черный цвет — низкий показатель

серый цвет — показатель ниже среднего

белый цвет — норма

В результате исследования было выявлено 25 детей с задержкой в развитии, из которых 19 были мальчики, а 6 — девочки. Наибольшее количество детей с отставанием в развитии было обнаружено среди учеников третьего класса (11 учеников), дальше в первом (8) и втором (6) соответственно.

Литература:

  1. Şəfiyeva E. İ. Klinik-psixoloji diaqnostika metodları (praktik göstərişlər və stimul materialları), Bakı, 2013, 144 s.
  2. Алявдина Н. А. Задержка психологического развития первоклассников как одна из причин их дезадаптации к школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 34. — С. 92–95.
  3. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.— 112 с.
  4. https://psylab.info/Прогрессивные_матрицы_Равена
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос