Низкотемпературные свойства автомобильных стеклоомывающих жидкостей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.

Дата публикации: 06.04.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Кочнев, Г. А. Низкотемпературные свойства автомобильных стеклоомывающих жидкостей / Г. А. Кочнев, Р. Ф. Плынский, Р. П. Шубин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/566/123950/ (дата обращения: 18.04.2025).



В данной работе рассматриваются низкотемпературные свойства стеклоомывающей жидкости. Целью данного исследования является проверка соответствия температуры кристаллизации, указанного на упаковке стеклоомывающей жидкости.

Ключевые слова: низкотемпературные свойства, эксплуатационные жидкости, температура помутнения, кинематическая вязкость, стеклоомывающая жидкость.

Автомобильный транспорт для эффективной и экономичной эксплуатации нуждается в своевременном техническом обслуживании и использовании качественных расходных материалов. Залогом качественного обслуживания транспорта является использование эксплуатационных материалов, рекомендованных заводом-изготовителем, с учетом климатических условий региона эксплуатации автомобилей [7]. Российская Федерация расположена в трех климатических поясах: арктический, субарктический и умеренный. А это значит, что холодные зимы с отрицательными температурами присутствуют на всей территории нашей страны. Эксплуатация транспорта в условиях Сибири и Дальнего Востока диктует дополнительные требования к низкотемпературным свойствам эксплуатационных материалов, таких как топливо, моторные, трансмиссионные масла, антифризы, тормозные жидкости, пластичные смазки, стекло-омывающие жидкости и прочие.

В связи с санкционной политикой стран, которые традиционно поставляли проверенные качественные эксплуатационные материалы, стало необходимо завозить и использовать новые технические жидкости от новых производителей. И как себя покажут в суровых условиях России эти технологические жидкости не известно. Поэтому на сегодняшний день остается очень актуальной задачей измерение и контроль низкотемпературных параметров всех жидкостей, применяемых в автомобильном транспорте.

Под низкотемпературными свойствами понимают сохранение основных своих свойств автомобильных жидкостей в условиях низких и экстремально-низких температурах [2]. К низкотемпературных свойствам можно отнести сохранение текучести и прокачиваемости автомобильных жидкостей, препятствие образованию кристаллов, сохранение смазывающей способности, устойчивость к расслоению и выпадению осадков. Эти эксплуатационные свойства контролируют измерением следующих параметров: вязкость, индекс вязкости, температура помутнения, температура начала кристаллизации, температура застывания, температура замерзания.

Прибора для измерения низкотемпературных свойств жидких нефтепродуктов на кафедре Автомобильный транспорт ИРНИТУ нет, а потребность определения зимних характеристик эксплуатационных жидкостей огромна, как в учебном процессе, так и для научных исследований. Появилась идея создания прибора для замораживания небольших порций нефтепродуктов. Рассматривались разные конструкции, методики замораживания. Остановились на простом и недорогом решении — использование в качестве охлаждающего компонента установки элемент Пельтье. Элемент Пельтье представляет собой термоэлектрический преобразователь в форме пластины с двумя силовыми выводами. Когда на эти выводы подается постоянное напряжение, одна сторона элемента начинает охлаждаться, а температура другой стороны повышается. Пониженная температура сохраняется и охлаждает рабочую жидкость элемента. В качестве рабочей жидкости используется бутиловый спирт. Температура замерзания бутилового спирта -115,67 °C, кроме того, он менее токсичен, чем метиловый. Другую сторону элемента необходимо охлаждать. В качестве охлаждения используем холодную проточную воду. Это наиболее дешевый и доступный вариант охлаждения элементов Пельтье [8].

Незамерзающие стеклоомывающие жидкости, используемые для очищения стекол в зимний период времени, на сегодняшний день являются более уязвимыми к подделкам. Практически на каждом километре на обочине стоят машины, которые продают непонятные жидкости. Так как нет практически никаких правовых документаций и стандартов по составу и эксплуатационным свойствам омывающих жидкостей, недобросовестные производители успешно пользуются этим и продают под видом омывающей жидкости смеси спиртов с резкими запахами и неясными низкотемпературными свойствами. Даже при температуре окружающей среды -10 о С многие жидкости теряют способность разбрызгиваться через форсунки на стекло и у водителя снижается обзорность и видимость через загрязненное лобовое стекло, что влияет на эксплуатационную безопасность транспорта. Это может повлечь за собой негативные последствия и спровоцировать опасную ситуацию на дороге и дорожно-транспортное происшествие [4].

На сегодняшний день наиболее известным прибором для оценки низкотемпературных свойств стеклоомывающих жидкостей является рефрактометр, который позволяет определять температуру замерзания стеклоомывающей жидкости [6]. Но за счет того, что в состав жидкости входят смеси спиртов, это метод определения температуры замерзания не всегда адекватен. Например, мы проверили несколько наименований стеклоомывающей жидкости, представленных на рынке города Иркутск и выяснили, что в образце 2 показания рефрактометра очень низки по сравнением с заявленной температурой замерзания.

Сведем данные нашего исследования в таблице 1.

Таблица 1

Результаты экспериментальных данных по некоторым брендам стеклоомывающей жидкости

Бренд жидкости

Заявленная температура замерзания

Кинематическая вязкость при

t = -10 o C, мм 2

Фактическая температура замерзания

Результаты измерения рефрактометром

Прибор для замораживания жидкостей

Температура помутнения

Температура замерзания

BelProm

-20

22

-26

-13

не замерзла при температуре -25

Spectrol Green apple

-20

20,1

-6

-16

-26

Spectrol Лимон

-30

19,4

-32

-18

не замерзла при температуре -25

Используя установку для замораживания, мы испытывали образцы и определяли температуру помутнения и температуру замерзания омывающей жидкости. Температура помутнения для оценки эксплуатационных свойств охлаждающей жидкости гораздо важнее, так как при этой температуре начинаются образовываться кристаллы, которые могут препятствовать разбрызгиванию жидкости на стекло из-за забивания отверстий форсунок. То есть жидкость может не потерять способность перетекания и оставаться в жидком агрегатном состоянии, но теряет способность омывать и очищать лобовое стекло. Как видно из таблицы, ни один из представленных образцов не будет эффективно работать даже при не очень сильном морозе.

Другой вид исследований — оценка вязкостных свойств стеклоомывающей жидкости [4]. Кинематическая вязкость, которую измеряли при температуре –10 °С, характеризует текучесть незамерзающей жидкости при прохождении через форсунки омывателя. Чем ниже температура окружающей среды, тем более вязкой становится омывающая жидкость и тем хуже она распыляется на стекло. Вязкость зависит и от концентрации изопропилового спирта — чем она выше, тем больше вязкость.

Зависимость температуры начала кристаллизации от кинематической вязкости при температуре –10 оС

Рис. 1. Зависимость температуры начала кристаллизации от кинематической вязкости при температуре –10 о С

Как видно из графика на рисунке 1, параметры кинематическая вязкость и температура начала кристаллизации связаны между собой зависимостью. Чем выше вязкость при температуре –10 о С, тем хуже низкотемпературные свойства омывающей жидкости.

Таким образом, низкотемпературные свойства являются чрезвычайно важными характеристиками эксплуатационных жидкостей, в том числе и омывающей жидкости. Плохие низкотемпературные свойства могут сказаться на безопасном управлении автомобиля и стать причиной снижения видимости у водителя и возникновения опасных ситуаций на дороге. Контроль и оценка температуры начала кристаллизации возможна по измерению вязкостных свойств жидкости при отрицательных температурах.

Литература:

  1. Аристов, Д. А. Альтернативные способы определения низкотемпературных свойств топлив / Д. А. Аристов // В мире научных открытий: Материалы V Международной студенческой научной конференции, Ульяновск, 20–21 мая 2021 года. Том II. — Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, 2021. — С. 26–29. — EDN ACKTHR.
  2. Аристов, Д. А. Низкотемпературные свойства нефтепродуктов / Д. А. Аристов // В мире научных открытий: Материалы V Международной студенческой научной конференции, Ульяновск, 20–21 мая 2021 года. Том II. — Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, 2021. — С. 34–37.
  3. Аристов, Д. А. Температура предельной фильтруемости дизельного топлива / Д. А. Аристов // В мире научных открытий: Материалы V Международной студенческой научной конференции, Ульяновск, 20–21 мая 2021 года. Том II. — Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, 2021. — С. 38–41.
  4. Климентова, Г. Ю. Низкотемпературные свойства спиртосодержащих топлив / Г. Ю. Климентова, В. Ю. Маврин // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — Т. 17, № 18. — С. 213–215. — EDN SXYHRF.
  5. Патент на полезную модель № 133621 U1 Российская Федерация, МПК G01S 3/00. устройство для определения температуры помутнения и застывания нефтепродуктов: № 2012136614/28: заявл. 27.08.2012: опубл. 20.10.2013 / В. А. Куприн, Т. В. Журавлева.
  6. Шишкин, Ю. Л. Определение температур помутнения и застывания дизельных топлив на фотоколориметре «Фазафот» / Ю. Л. Шишкин // Химия и технология топлив и масел. — 2007. — № 4(542). — С. 48–52.
  7. Эксплуатация мобильной техники в условиях низких температур: (на примере автомобильного транспорта) / Н. В. Бышов, С. Н. Борычев, Е. А. Карцев [и др.] ; Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева. — Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П. А. Костычева, 2011. — 152 с.
  8. Павлюков, Г. В. Определение низкотемпературных свойств технических жидкостей / Г. В. Павлюков, Д. А. Косовец // Транспортная отрасль Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской студенческой научно- практической конференции, посвященной Дню Российской науки, Рязань, 08 февраля 2024 года. — Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет, 2024. — С. 304–308. — EDN CIEXAG.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

кинематическая вязкость, низкотемпературные свойства, эксплуатационные жидкости, температура помутнения, стеклоомывающая жидкость

Похожие статьи

Задать вопрос