В статье автор раскрывает механизм создания личностно ориентированной образовательной среды для обучающихся медицинского класса в условиях сетевого взаимодействия. Целью работы является создание личностно ориентированной образовательной среды для обучающихся медицинского класса через открытие профильного класса.
Ключевые слова: образовательная среда, медицинский класс, сетевое взаимодействие, обучающиеся, команда.
Проект по организации обучения в медицинском классе МБОУ СОШ № 8 направлен на создание личностно ориентированной образовательной среды, способствующего учебной и профессиональной подготовке обучающихся. Основной задачей профильной медицинской подготовки является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Для успешной реализации поставленной задачи планируется открыть медицинский класс.
Профильная медицинская подготовка реализуется в течение двух лет (10 и 11 класс обучения) через:
— реализацию предметного содержания на углубленном уровне для обучающихся профильного класса по выбранному направлению;
— организацию курсов по выбору для обучающихся по выбранному направлению;
— организацию проектной и исследовательской деятельности для обучающихся;
— организацию сетевого взаимодействия с профильными учебными заведениями.
Представленный проект организации профильного медицинского обучения в МБОУ СОШ № 8 реализуется по следующим направлениям:
- Организационно-методическая деятельность по созданию условий для реализации профильного обучения. Медицинский класс. (Приложение 1 Проект «Организационно-методическая деятельность по созданию условий для реализации профильного обучения. Медицинский класс»).
- Проектирование социального партнерства в рамках профильной подготовки обучающихся (Приложение 2 Проект «От школы до ВУЗа. Социальное партнерство»).
2. Введение
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности — мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.
Понятие профильной подготовки впервые появилось в Концепции профильного обучения. Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить выбор направления и начать подготовку к его реализации.
Еще большую актуальность проблемы осознанного отношения обучающихся к профессионально-трудовой сфере задает в магистральном направлении «Профориентация» Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» (утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 8 апреля 2022 г. N ПК-1вн).
(Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Опубликован: 20 апреля 2023)
Действительно, если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьезное значение профильной подготовки в основной школе.
Профильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая подготовке учащихся старших классов основной школы к дальнейшему обучению.
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направления профилизации, а также модели организации профильного обучения.
2.1. Актуальность проекта
В МБОУ СОШ № 8 на уровне среднего общего образования традиционно создаются два профильных класса: технологический/естественно-научный (поточные группы) и социально-гуманитарный. Еще большую актуальность проблемы осознанного отношения обучающихся к профессионально-трудовой сфере задает в магистральном направлении «Профориентация» Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» (утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 8 апреля 2022 г. N ПК-1вн).
(Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Опубликован: 20 апреля 2023).
Однако создание медицинского класса в школе носит инновационный характер. Многолетняя практика работы в таких классах выявила ряд достаточно крупных проблем, которые, по нашему мнению, появятся и в медицинском классе:
- Недостаточное количество медицинских классов в городе. Отсутствие выбора.
- Отсутствие практики. Учащиеся хотят попробовать себя в профессии и проверить себя в деле.
- Отсутствие представления. Учащиеся не представляют в каком ВУЗе будут учиться, что их ожидает.
- Необходимость формирования новых классных коллективов.
- Продолжительный адаптационный период у учащихся, связанный с изменением требований, состава учителей, содержанием обучения и т. д.
- Учащиеся и родители ошибаются в выборе профильного класса и «теряют» драгоценное время.
Решение указанных проблем видится в вариативности профильной подготовки, возможности реализовываться в различных формах. В нашей школе планируется реализация профильного обучения через:
— реализацию предметного содержания на углубленном уровне для обучающихся медицинского класса по выбранному направлению;
— организацию курсов по выбору для обучающихся по выбранному направлению;
— организацию проектной и исследовательской деятельности для обучающихся;
— организацию сотрудничества с профильными учебными заведениями.
Профильное обучение позволит качественно подготовиться к последующему поступлению в ссузы и вузы и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении конкретного места обучения на уровне среднего общего образования или иных путей продолжения образования).
2.2. Цели и задачи проекта
Цель проекта — создать личностно ориентированную образовательную среду для обучающихся медицинского класса через открытие профильного класса.
Задачи:
- Создать организационно-методические условия для организации профильного обучения.
- Установить социальное партнерство с целью качественной реализации профильного медицинского обучения.
Целевая группа проекта — обучающиеся 10-х классов.
2.3. Основная идея проекта
Основная идея организации профильного медицинского класса — создание образовательного пространства, способствующего профессиональной подготовки, через организацию профильного обучения, курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Основной задачей профильной подготовки в 10-х классах является комплексная работа с учащимися по обоснованному пути обучения. Для успешной организации профильного медицинского обучения необходимо провести серьезную подготовительную работу и создать организационно-методические условия. Предстоящая деятельность описана в логике проектной технологии.
2.4. Новизна проекта
Новизна проекта заключается в проектной технологии создания организационно-методических условий и целенаправленной подготовке целевой группы (обучающихся) к реализации профильного обучения, в индивидуальном образовательном маршруте, в социальном партнерстве. Таким образом, предложенный проект реализуется по двум направлениям — организация методической деятельности по созданию условий для реализации профильного медицинского обучения (Приложение 1 Проект «Организационно-методическая деятельность по созданию условий для реализации профильного обучения. Медицинский класс») и проектирование социального партнерства в рамках профильной подготовки обучающихся (Приложение 2 Проект «От школы до вуза. Социальное партнерство»). Каждое направление — это самостоятельный педагогический проект, который может быть реализован автономно.
3. Заключение
Реализация проекта « Создание личностно ориентированной образовательной среды для обучающихся медицинского класса в условиях сетевого взаимодействия » по двум направлениям, каждое из которых может быть реализовано автономно, обеспечит качественную подготовку открытия профильного медицинского класса. В результате системной работы будет:
- разработан программно-методический комплекс реализации профильного обучения в рамках воспитательной, урочной и внеурочной деятельности;
- сформирован профильный медицинский класс;
- установлено социальное партнерство с профильными организациями города Ноябрьска и Тюменской области.
Сформированная профильная среда позволит обучающемуся в осознанном самоопределении профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьезное значение профильной подготовки в основной школе. А опыт работы по организации профильного обучения, полученный в результате реализации педагогического проекта, позволит в дальнейшем включать отдельные элементы организационно-методической деятельности в ежегодный план работы школы.
Мероприятия, разработанные в рамках проекта, могут быть использованы при организации профильного обучения в любой общеобразовательной организации.