Статья посвящена актуальной проблеме киберсоциализации подростков и роли родителей и педагогов в ее регулировании. В работе рассматриваются особенности киберсоциализации в современном цифровом обществе, ее влияние на развитие подростков, а также необходимость активного участия взрослых в формировании безопасной и позитивной онлайн-среды для детей. На основе результатов анкетирования анализируются существующие практики родительского и педагогического контроля, выявляются проблемные зоны и предлагаются практические рекомендации для повышения эффективности регулирования киберсоциализации подростков в образовательном и семейном контекстах.
Ключевые слова: киберсоциализация, подростки, родители, педагоги, регулирование, интернет-среда, цифровое пространство, безопасность, анкетирование, рекомендации, образовательное учреждение.
Современный мир невозможно представить без интернета и социальных сетей. Для подростков, выросших в эпоху цифровых технологий, интернет стал не просто источником информации и развлечений, но и важнейшей средой социализации. Киберсоциализация, как процесс интеграции личности в цифровое общество, оказывает значительное влияние на формирование идентичности, ценностей и социальных навыков подростков. Однако, наряду с огромными возможностями, интернет-среда несет в себе и риски, требующие внимания и активного участия взрослых в регулировании процесса киберсоциализации [1, с. 46].
Роль родителей и педагогов в данном процессе трудно переоценить. Именно взрослые способны обеспечить безопасную и здоровую адаптацию подростков к цифровой среде. Однако практика показывает, что многие из них испытывают трудности в понимании механизмов функционирования интернет-среды, а также в выстраивании эффективного взаимодействия с детьми по вопросам цифровой безопасности.
Киберсоциализация подростков имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке стратегий регулирования. Во-первых, скорость и масштабы распространения информации в интернете значительно превышают традиционные каналы, что требует от родителей и педагогов оперативности и гибкости в реагировании на возникающие ситуации. Во-вторых, анонимность и виртуальность онлайн-коммуникации могут способствовать снижению ответственности и проявлению девиантного поведения. В-третьих, доступность разнообразного контента, как позитивного и образовательного, так и негативного и деструктивного, требует от подростков навыков критического мышления и медиаграмотности. В-четвертых, формирование идентичности в сети может быть подвержено влиянию виртуальных образов и трендов, что потенциально может привести к искажению представлений о себе и окружающем мире. Учитывая эти особенности, роль родителей и педагогов заключается не только в контроле, но и в сопровождении, обучении и поддержке подростков в процессе их киберсоциализации [2, с. 59].
С целью изучения реальной ситуации и выявления потребностей родителей в вопросах регулирования киберсоциализации, было проведено анонимное анкетирование родителей старшеклассников МБОУ «СОШ № 2 им. Говорова Л. А». и общеобразовательной школы «Университетская» Елабужского района. Выборка составила N=100 человек. Анкета включала вопросы, направленные на выявление:
– уровня осведомленности родителей о киберсоциализации и онлайн-активности их детей;
– практик родительского контроля и регулирования использования интернета подростками;
– оценки родителями роли педагогов в формировании безопасной онлайн-среды;
– потребностей родителей в информационной и методической поддержке в вопросах киберсоциализации.
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования родителей старшеклассников по вопросам киберсоциализации (в % от общего числа опрошенных, N=100)
Варианты ответов |
% |
1. Осведомленность о киберсоциализации |
|
Знаком(а) с понятием и понимаю его значение |
43 |
Слышал(а) о киберсоциализации, но не совсем понимаю, что это такое |
40 |
Впервые слышу о киберсоциализации |
17 |
2. Оценка осведомленности ребенка о кибербезопасности |
|
Считаю, что ребенок хорошо осведомлен |
32 |
Скорее осведомлен, чем нет |
51 |
Скорее не осведомлен, чем да |
12 |
Считаю, что ребенок недостаточно осведомлен |
5 |
3. Практики родительского контроля за онлайн-активностью ребенка |
|
Регулярно обсуждаем с ребенком вопросы интернет-безопасности и правила поведения в сети |
35 |
Периодически интересуюсь онлайн-активностью ребенка |
37 |
Доверяю ребенку и не контролирую его онлайн-активность |
15 |
Использую программы родительского контроля |
3 |
4. Ограничения на использование интернета ребенком |
|
Установлено четкое время использования интернета |
23 |
Ограничения есть, но не всегда соблюдаются |
48 |
Ограничения отсутствуют |
29 |
5. Оценка роли педагогов в формировании безопасной онлайн-среды |
|
Считаю роль педагогов очень важной |
69 |
Скорее важной, чем нет |
24 |
Не вижу особой роли педагогов в этом вопросе |
7 |
Анализ результатов анкетирования показал, что большинство родителей осознают значимость киберсоциализации в жизни подростков, однако уровень их осведомленности о конкретных рисках и методах регулирования остается недостаточным. Многие родители испытывают трудности в установлении баланса между контролем и доверием, а также в поддержании открытого диалога с детьми о вопросах интернет-безопасности. В то же время, родители высоко оценивают роль педагогов в формировании медиаграмотности и культуры ответственного поведения в сети, и выражают потребность в совместных усилиях школы и семьи в решении проблем киберсоциализации.
На основе проведенного исследования и анализа, предлагаются следующие рекомендации для повышения эффективности регулирования киберсоциализации подростков [3, с. 152]:
- Рекомендации для родителей:
– повышение собственной цифровой грамотности. Родители должны быть осведомлены о современных интернет-технологиях, социальных сетях, потенциальных рисках и методах защиты;
– установление доверительных отношений с подростком. Важно создать атмосферу открытости и доверия, чтобы подросток мог обратиться к родителям с любыми вопросами и проблемами, связанными с интернетом;
– разработка семейных правил использования интернета. Совместно с подростком необходимо разработать четкие и понятные правила использования интернета, включающие время использования, типы контента, правила поведения в сети;
– регулярный диалог о онлайн-активности. Родители должны интересоваться онлайн-жизнью своих детей, обсуждать их интересы, друзей в сети, потенциальные риски и способы их предотвращения;
– использование инструментов родительского контроля. При необходимости, родители могут использовать программное обеспечение для родительского контроля, однако важно помнить, что контроль должен быть разумным и не нарушать доверительные отношения;
– сотрудничество со школой. Родителям необходимо поддерживать связь с педагогами, участвовать в родительских собраниях и мероприятиях, посвященных вопросам кибербезопасности и медиаграмотности.
- Рекомендации для педагогов:
– интеграция вопросов медиаграмотности и кибербезопасности в образовательный процесс. К примеру, включение в учебные программы уроков и занятий, направленных на формирование критического мышления, навыков безопасного поведения в сети, культуры общения в интернете;
– проведение просветительской работы с учащимися и родителями (организация лекций, семинаров, тренингов, посвященных вопросам киберсоциализации, медиаграмотности, интернет-безопасности);
– создание безопасной и позитивной онлайн-среды в школе. К примеру, разработка и внедрение правил использования интернета в школе, проведение мероприятий, направленных на профилактику кибербуллинга и формирование культуры уважительного онлайн-общения.
– активное вовлечение родителей в процесс формирования безопасной киберсоциализации, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских собраний;
– обеспечение педагогов необходимыми знаниями и навыками для эффективной работы с учащимися и родителями в вопросах киберсоциализации.
Таким образом, регулирование киберсоциализации подростков — это сложный и многогранный процесс, требующий совместных усилий родителей и педагогов. Активное участие взрослых, основанное на понимании особенностей киберсоциализации, доверительных отношениях с подростками и использовании современных методов и инструментов, является ключевым фактором в создании безопасной и позитивной онлайн-среды для подрастающего поколения и обеспечении их гармоничного развития в цифровом обществе. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на изучение эффективности различных моделей родительского и педагогического регулирования киберсоциализации, разработку и апробацию новых образовательных и просветительских программ, а также на выявление и преодоление социокультурных и индивидуальных факторов, влияющих на процесс киберсоциализации подростков.
Литература:
- Брутова М. А., Буторина А. Н., Малыхина Е. В. Проблемы киберсоциализации в современном цифровом пространстве //Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — №. 74–1. — С. 46–48.
- Волгин, Е. В. Негативные последствия киберсоциализации несовершеннолетних / Е. В. Волгин, Р. Н. Андреасян, Э. Р. Исхаков. — Текст: непосредственный // Прикладная психология и педагогика. — 2018. — Т. 3. -№ 3. — 58–68 с.
- Интернет-среда как источник психологических проблем и ресурс для совладания с ними у подростков / Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская. — Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2024. — № 212. — 146–160 с.