Роль родителей и педагогов в регулировании киберсоциализации подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.

Дата публикации: 08.04.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Давлетшина, А. М. Роль родителей и педагогов в регулировании киберсоциализации подростков / А. М. Давлетшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/566/123964/ (дата обращения: 18.04.2025).



Статья посвящена актуальной проблеме киберсоциализации подростков и роли родителей и педагогов в ее регулировании. В работе рассматриваются особенности киберсоциализации в современном цифровом обществе, ее влияние на развитие подростков, а также необходимость активного участия взрослых в формировании безопасной и позитивной онлайн-среды для детей. На основе результатов анкетирования анализируются существующие практики родительского и педагогического контроля, выявляются проблемные зоны и предлагаются практические рекомендации для повышения эффективности регулирования киберсоциализации подростков в образовательном и семейном контекстах.

Ключевые слова: киберсоциализация, подростки, родители, педагоги, регулирование, интернет-среда, цифровое пространство, безопасность, анкетирование, рекомендации, образовательное учреждение.

Современный мир невозможно представить без интернета и социальных сетей. Для подростков, выросших в эпоху цифровых технологий, интернет стал не просто источником информации и развлечений, но и важнейшей средой социализации. Киберсоциализация, как процесс интеграции личности в цифровое общество, оказывает значительное влияние на формирование идентичности, ценностей и социальных навыков подростков. Однако, наряду с огромными возможностями, интернет-среда несет в себе и риски, требующие внимания и активного участия взрослых в регулировании процесса киберсоциализации [1, с. 46].

Роль родителей и педагогов в данном процессе трудно переоценить. Именно взрослые способны обеспечить безопасную и здоровую адаптацию подростков к цифровой среде. Однако практика показывает, что многие из них испытывают трудности в понимании механизмов функционирования интернет-среды, а также в выстраивании эффективного взаимодействия с детьми по вопросам цифровой безопасности.

Киберсоциализация подростков имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке стратегий регулирования. Во-первых, скорость и масштабы распространения информации в интернете значительно превышают традиционные каналы, что требует от родителей и педагогов оперативности и гибкости в реагировании на возникающие ситуации. Во-вторых, анонимность и виртуальность онлайн-коммуникации могут способствовать снижению ответственности и проявлению девиантного поведения. В-третьих, доступность разнообразного контента, как позитивного и образовательного, так и негативного и деструктивного, требует от подростков навыков критического мышления и медиаграмотности. В-четвертых, формирование идентичности в сети может быть подвержено влиянию виртуальных образов и трендов, что потенциально может привести к искажению представлений о себе и окружающем мире. Учитывая эти особенности, роль родителей и педагогов заключается не только в контроле, но и в сопровождении, обучении и поддержке подростков в процессе их киберсоциализации [2, с. 59].

С целью изучения реальной ситуации и выявления потребностей родителей в вопросах регулирования киберсоциализации, было проведено анонимное анкетирование родителей старшеклассников МБОУ «СОШ № 2 им. Говорова Л. А». и общеобразовательной школы «Университетская» Елабужского района. Выборка составила N=100 человек. Анкета включала вопросы, направленные на выявление:

– уровня осведомленности родителей о киберсоциализации и онлайн-активности их детей;

– практик родительского контроля и регулирования использования интернета подростками;

– оценки родителями роли педагогов в формировании безопасной онлайн-среды;

– потребностей родителей в информационной и методической поддержке в вопросах киберсоциализации.

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования родителей старшеклассников по вопросам киберсоциализации (в % от общего числа опрошенных, N=100)

Варианты ответов

%

1. Осведомленность о киберсоциализации

Знаком(а) с понятием и понимаю его значение

43

Слышал(а) о киберсоциализации, но не совсем понимаю, что это такое

40

Впервые слышу о киберсоциализации

17

2. Оценка осведомленности ребенка о кибербезопасности

Считаю, что ребенок хорошо осведомлен

32

Скорее осведомлен, чем нет

51

Скорее не осведомлен, чем да

12

Считаю, что ребенок недостаточно осведомлен

5

3. Практики родительского контроля за онлайн-активностью ребенка

Регулярно обсуждаем с ребенком вопросы интернет-безопасности и правила поведения в сети

35

Периодически интересуюсь онлайн-активностью ребенка

37

Доверяю ребенку и не контролирую его онлайн-активность

15

Использую программы родительского контроля

3

4. Ограничения на использование интернета ребенком

Установлено четкое время использования интернета

23

Ограничения есть, но не всегда соблюдаются

48

Ограничения отсутствуют

29

5. Оценка роли педагогов в формировании безопасной онлайн-среды

Считаю роль педагогов очень важной

69

Скорее важной, чем нет

24

Не вижу особой роли педагогов в этом вопросе

7

Анализ результатов анкетирования показал, что большинство родителей осознают значимость киберсоциализации в жизни подростков, однако уровень их осведомленности о конкретных рисках и методах регулирования остается недостаточным. Многие родители испытывают трудности в установлении баланса между контролем и доверием, а также в поддержании открытого диалога с детьми о вопросах интернет-безопасности. В то же время, родители высоко оценивают роль педагогов в формировании медиаграмотности и культуры ответственного поведения в сети, и выражают потребность в совместных усилиях школы и семьи в решении проблем киберсоциализации.

На основе проведенного исследования и анализа, предлагаются следующие рекомендации для повышения эффективности регулирования киберсоциализации подростков [3, с. 152]:

  1. Рекомендации для родителей:

– повышение собственной цифровой грамотности. Родители должны быть осведомлены о современных интернет-технологиях, социальных сетях, потенциальных рисках и методах защиты;

– установление доверительных отношений с подростком. Важно создать атмосферу открытости и доверия, чтобы подросток мог обратиться к родителям с любыми вопросами и проблемами, связанными с интернетом;

– разработка семейных правил использования интернета. Совместно с подростком необходимо разработать четкие и понятные правила использования интернета, включающие время использования, типы контента, правила поведения в сети;

– регулярный диалог о онлайн-активности. Родители должны интересоваться онлайн-жизнью своих детей, обсуждать их интересы, друзей в сети, потенциальные риски и способы их предотвращения;

– использование инструментов родительского контроля. При необходимости, родители могут использовать программное обеспечение для родительского контроля, однако важно помнить, что контроль должен быть разумным и не нарушать доверительные отношения;

– сотрудничество со школой. Родителям необходимо поддерживать связь с педагогами, участвовать в родительских собраниях и мероприятиях, посвященных вопросам кибербезопасности и медиаграмотности.

  1. Рекомендации для педагогов:

– интеграция вопросов медиаграмотности и кибербезопасности в образовательный процесс. К примеру, включение в учебные программы уроков и занятий, направленных на формирование критического мышления, навыков безопасного поведения в сети, культуры общения в интернете;

– проведение просветительской работы с учащимися и родителями (организация лекций, семинаров, тренингов, посвященных вопросам киберсоциализации, медиаграмотности, интернет-безопасности);

– создание безопасной и позитивной онлайн-среды в школе. К примеру, разработка и внедрение правил использования интернета в школе, проведение мероприятий, направленных на профилактику кибербуллинга и формирование культуры уважительного онлайн-общения.

– активное вовлечение родителей в процесс формирования безопасной киберсоциализации, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских собраний;

– обеспечение педагогов необходимыми знаниями и навыками для эффективной работы с учащимися и родителями в вопросах киберсоциализации.

Таким образом, регулирование киберсоциализации подростков — это сложный и многогранный процесс, требующий совместных усилий родителей и педагогов. Активное участие взрослых, основанное на понимании особенностей киберсоциализации, доверительных отношениях с подростками и использовании современных методов и инструментов, является ключевым фактором в создании безопасной и позитивной онлайн-среды для подрастающего поколения и обеспечении их гармоничного развития в цифровом обществе. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на изучение эффективности различных моделей родительского и педагогического регулирования киберсоциализации, разработку и апробацию новых образовательных и просветительских программ, а также на выявление и преодоление социокультурных и индивидуальных факторов, влияющих на процесс киберсоциализации подростков.

Литература:

  1. Брутова М. А., Буторина А. Н., Малыхина Е. В. Проблемы киберсоциализации в современном цифровом пространстве //Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — №. 74–1. — С. 46–48.
  2. Волгин, Е. В. Негативные последствия киберсоциализации несовершеннолетних / Е. В. Волгин, Р. Н. Андреасян, Э. Р. Исхаков. — Текст: непосредственный // Прикладная психология и педагогика. — 2018. — Т. 3. -№ 3. — 58–68 с.
  3. Интернет-среда как источник психологических проблем и ресурс для совладания с ними у подростков / Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская. — Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2024. — № 212. — 146–160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос