В статье рассматривается молодежное сотрудничество в рамках первичных государств БРИКС как реализация политических технологий, используемых БРИКС как возможность для расширения пространства влияния в глобальной политике.
Ключевые слова: БРИКС, глобальный юг, молодежь, сотрудничество, институт, субъектность.
Современная мировая политика претерпевает значительные изменения в перспективе трансрегионального сотрудничества. Становится очевидным, что мировое пространство усложняется большим количеством взаимодействием как на региональном, так и на макрорегиональном уровнях международной политики. Нельзя отрицать факт переосмысления роли перспективных, развивающих государств, которые приобретают все более значимую роль. Проводником подобного сотрудничества в глобальном пространстве является многостороннее объединение БРИКС, характеризующееся не только высокой долей участия в мировой экономике, но и значительным потенциалом в рамках изменения устоявшихся институтов глобального управления.
На сегодняшний момент в БРИКС входит 10 государств и 9 стран-партнеров по диалогу с институтом-объединением [1]. Все страны представляют различные цивилизации и культуры. В совокупности население стран объединения насчитывает 3,5 миллиарда человек, что соответствует 47 % населения планеты [2]. По совместной доле ВВП БРИКС демонстрирует 35,7 % в паритете покупательной способности населения [3]. Подобные показатели служат наглядным свидетельством эффективности формата БРИКС, основными декларативными задачами которого является построение модели справедливого, равного, конструктивного диалога, где доминирование того или субъекта международных отношений не будет являться приоритетной задачей всего объединение. В сущности следование ориентирам, в рамках которых функционирует БРИКС, дает возможность любой стране вступить в БРИКС государству, стремящемуся к взаимовыгодному сотрудничеству [4].
Одной из приоритетной задач БРИКС является развитие человеческого капитала, создания доступной и комфортной среды для развития человека, обмена культурным, профессиональным опытом, сотрудничая в образовательной и экономической сферах. В рамках этих задач прошло российское председательство в БРИКС в 2024 году [5]. Важно отметить, что начиная с 2023 года на декларативном уровне трансформировалось. С момента создания акронима БРИК в 2001 году сотрудничество в рамках взаимодействия перспективных экономик предполагало оформление БРИК как неформальной структуры, которая будет основываться на преобразовании мирового хозяйства, путем возможной реализации инициатив реформирования ключевых институтов финансово-экономической системы, основанной на Бреттон-Вудских институтах [6]. XV саммит БРИКС, проходивший в Йоханнесбурге, реорганизовал сотрудничество, перейдя в формат не только экономического сотрудничества, но и в иную модель культурно-цивилизационного диалога, носящего политический характер, создавая платформу для консолидации политических ориентиров и аспектов, связанных с включением в орбиту БРИКС новых государств, а также развития сотрудничества по основным направлениям взаимодействия [7].
Приняв свою очередь в эстафете председательства, Россия значительно активизировала проведение различных профильных дискуссий, мероприятий как для признанных экспертов и лидеров в тех или иных отраслях сотрудничества, так и для развития молодежного сотрудничества, ставшего приоритетной задачей в рамках российского председательства.
Молодежное сотрудничество приобретает дифференцированный характер, поскольку по каждому из аспектов сотрудничества, включая: углубление взаимодействия молодых ученых, развитие туризма, социальное партнерство, поддержка сотрудничества на уровне муниципалитетов, повышение роли БРИКС в международной валютно-финансовой системе.
В рамках ряда ключевых деловых мероприятий были проведены специальные сессии для молодых представителей стран БРИКС, посвященные научному сотрудничеству стран БРИКС, молодежный энергетический саммит, форум молодых ученых БРИКС, свою работу проводила Международная Школа БРИКС [8].
Очевидно, что регулярные встречи представителей и лидеров отраслей сотрудничества БРИКС наглядно раскрывают высокую социальную активность внутри объединения, интегрируя все больше молодых людей в международное сотрудничество. Проведение подобных мероприятий служит реализации стратегической задачи раскрытия интеграционных компетенций, привлекая наибольшее количество представителей молодежи.
Апогеем в рамках формата мероприятий для юных представителей стран БРИКС стал Молодежный саммит БРИКС, проходивший в Ульяновске. Декларация, прошедшего саммита, содержит консолидированные предложения по основным направлениям гуманитарного сотрудничества БРИКС: образование и наука, молодежное предпринимательство, технологии, общественная работа [9]. Не менее значимой задачей саммита стала создание среди молодежи грамотного, выверенного, конструктивного представления о деятельности БРИКС, что прослеживалось в рамках различных мероприятий в год российского председательства.
В этой связи, не менее приоритетной задачей являлась формирование конструктивного образа БРИКС в представлении молодежной аудитории, которая является одним из катализаторов сотрудничества, стирая национальные и цивилизационные границы. Реализация «ценностей БРИКС» возможна только через молодую, перспективную аудиторию, готовую реализовывать сотрудничество в объединении в контуре глобальной перспективы [10].
Для подобной модели сотрудничества был создан сетевой университет БРИКС, который нельзя назвать высшим учебным заведением в классическом понимании. Первоочередным аспектом в рамках сетевого университета является включение в свою орбиту ведущих образовательных организаций стран, входящих в БРИКС, что способствует не только формированию образа объединения среди молодежи, но и академическому обмену и созданию объективного образа БРИКС как международной структуры, созданной для многополярного сотрудничества и мира без блоковых противоречий в мировой политике [11].
Нельзя не отметить первоочередность для БРИКС не только выгоду, основанную на экономическом партнерстве, но и привлечение самой активной части общества стран-членов международной группы — молодежи. Для межстранового формата вопрос укрепления своей легитимности в общественном сознание не утратил своей значимости, поскольку в рамках взаимовыгодного сотрудничества становится необходимым продемонстрировать наглядную выгоду от транспарентного сотрудничества, иначе говоря, утилитарную группу ресурсов политического воздействия.
Ведущим элементом международного сотрудничества БРИКС становится наличие сетевых программ ведущих университетов объединения, позволяющих развивать академическую мобильность в рамках различных государств БРИКС. Подтверждением служат результаты исследования «Образ России и БРИКС в представлении молодежи стран БРИКС». В рамках изучения тематики молодежного сотрудничества были затронуты образовательные организации первых пяти членов БРИКС: России, Индии, Китае, Южной Африке и в Бразилии.
С помощью применения анкетирования и метода фокус-групп был охвачен круг из 5.500 респондентов из стран объединения. Отметим, что респонденты являются обучающимися в ведущих высших учебных заведениях, а также начинающие специалисты, находящиеся на этапе создания карьеры. В качестве целевой аудитории была выбрана молодежь в рамках классификации возрастных групп, предлагаемых ВОЗ.
Результаты исследования продемонстрировали высокую долю заинтересованности в БРИКС как потенциальном институте, способном предоставить возможности для профессионального развития.
Наибольшим интересом БРИКС пользуется среди молодежи Бразилии — 97 %, что является логичным следствием продолжения инициатив латиноамериканского государства по институционализации объединения и финансово-экономического сектора в частности. Южная Африка также демонстрирует высокую долю заинтересованности, составляющую 93 %, обусловленную тем же экономическим аспектом сотрудничества. Китай также сохраняет значительный потенциал сотрудничества, несмотря на скептическое отношение к потенциальному расширению БРИКС и привлечению противоположных цивилизаций. Российская молодежь также составляет существенную долю заинтересованности сотрудничества, что связанно не только с прошедшим годом председательства России в БРИКС, но и в связи с доктринальным курсом на расширение сотрудничества со странами БРИКС в рамках вопросов не только безопасности и экономики, но и учитывая гуманитарное взаимодействие.
Наименьший показатель принадлежит Индии — 58 %. Подобное значение связанно с рассмотрением Индией БРИКС не в качестве основного торгового партнера в условиях продолжения диалога с государствами романо-германской цивилизации, прежде всего — США. В этой связи, можно предположить, что развивающаяся молодежь Индии дифференцирована, однако, большая часть рассматривает страны БРИКС как приоритетную линию сотрудничества для создания взаимовыгодных партнерских отношений.
Таким образом, молодежное сотрудничество БРИКС представляет собой сложную, многомерную систему взаимоотношений. С учетом расширения БРИКС и придания структуризации институту-объединению стоит отметить увеличивающийся потенциал взаимодействия, привлекая к сотрудничеству наиболее активные части обществ государств БРИКС. Реализация политической технологии убеждения и мотивирования представляет БРИКС как существенный институт, обладающий субъектностью в международном пространстве, создавая потенциал для реализации потребности молодежи Глобального юга в саморазвитии и профессионального становления в большей части мира.
Литература:
- Балыхин М. Г., Шайлиева М. М., Цыпин А. П. Статистический анализ экономического развития стран БРИКС //Статистика и экономика. — 2020. — №. 2. — С. 18–28.
- Богатырева О. Н., Ковба Д. М., Табаринцева-Романова К. М. Межцивилизационный диалог как инструмент гуманитарной дипломатии стран БРИКС //Дискурс-Пи. — 2022. — Т. 19. — №. 3.
- Гаршин Н. А. Кризис глобализации: на пути к глокализации или деглобализации? //Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Философия. — 2024. — №. 1. — С. 73–76
- Йоханнесбургская декларация-II. БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности, Сэндтон, Гаутенг, ЮАР, 23 августа 2023 года / [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1901504/?TSPD_101_R0=08765fb817ab2000bbee8749c096c40dac968e437d5cfdd1a0c98ad8473b1d50c7034d6b67f566c7088141c4281430009e77984d725ac8e3384521eafe43ca2cb74f5ff71bad867e7191dbd9b4275f34d546568653d22e6326289ea055d3c3ec (дата обращения: 07.04.2025).
- Куемжиева С. А., Складчиков С. В., Гончаров В. В. Актуальные проблемы и перспективы развития БРИКС //Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2020. — Т. 33. — №. 1. — С. 80–85.
- Молодежный саммит БРИКС 2024 / [Электронный ресурс] // Россия-БРИКС: [сайт]. — URL: https://brics-russia2024.ru/events/forumy-konferentsii/molodezhnyy-sammit-stran-briks/ (дата обращения: 07.04.2025).
- Носов В. В., Азнабаева А. М. Производственная функция при моделировании ВВП стран-членов БРИКС //Новый университет. Серия «Экономика и право». — 2016. — №. 10 (68). — С. 20–24.
- Образ России и БРИКС в представлении молодежи стран БРИКС / [Электронный ресурс] // Новая эра: [сайт]. — URL: https://new-era.space/center/nir/2766/ (дата обращения: 07.04.2025).
- Председательство Российской Федерации в БРИКС / [Электронный ресурс] // Россия-БРИКС: [сайт]. — URL: https://brics-russia2024.ru (дата обращения: 07.04.2025).
- Устюжанин В. В. и др. Куда движется БРИКС: сценарии демографического и ценностного развития.
- Черников С. Ю. Возможности Сетевого университета БРИКС как образовательной платформы инновационного сотрудничества //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. — 2021. — Т. 29. — №. 1. — С. 76–87.
- Шкуропатов Д. Д., Дзирун И. А., Петрушина О. М. Векторы развития Российской Федерации в составе БРИКС //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2024. — №. 2–3 (89). — С. 250–253.