В статье автор исследует актуальные вопросы основных прав авторов музыкальных произведений и способы, которыми они могут быть защищены.
Ключевые слова: права авторов музыкальных произведений, музыкальные произведения, депонирование, нотариальное удостоверение.
Одним из объектов, охраняемых авторским правом, являются музыкальные произведения. Музыкальные произведения существенно отличаются от многих других видов произведений. Понятию «музыка» Толковым словарем живого великорусского языка В. Даля дается следующее определение: «искусство стройного и согласного сочетания звуков» [1]. Музыкальное произведение образуется из музыки, в некоторых случаях с текстом, и предназначено для исполнения на музыкальных инструментах иногда с помощью голоса. В музыкальное произведение включается ритм, мелодия, гармония, созданные композитором. Все вместе они составляют музыкальное произведение.
Р. Будник определяет музыкальное произведение как мелодию в виде последовательности нескольких нот, которая может быть создана в автоматическом либо полуавтоматическом режиме с помощью компьютерной программы, или текст длиною всего в пятнадцать слов [2].
В отечественном законодательстве музыкальным произведениям посвящен целый ряд специальных положений, благодаря чему можно говорить о наличии некоторых особенностей охраны прав авторов таких произведений.
В российском законодательстве закреплены определенные права авторов. Полный перечень интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства приведен в ст. 1255 ГК РФ. Согласно данному перечню, автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения [3].
Во-первых, это право на имя, это личное право автора, и традиционно оно состоит в возможности автора использовать произведение под подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени — т. е. анонимно.
С правом на имя очень близко стоит право авторства. Они тесно связаны, так как, например, без того, чтобы признать лицо автором, невозможно реализовать право на имя. Но они различаются тем, что право авторства не требует каких-либо активных действий со стороны автора, а право же на имя реализуется, когда произведение обнародуется и в дальнейшем активно может использоваться при включении в гражданский оборот произведения. Так же различие заключается и в нарушении, когда нарушается право на имя, мы можем и не затронуть право авторства.
Право на обнародование. Согласно статье 1268 ГК РФ, обнародованием признается осуществление действия или дача согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
Еще одним правом автора является право на неприкосновенность произведения, но ст. 1266 ГК РФ дополняет его еще и защитой произведения от искажений.
Согласно ст. 1266 не допускается без согласия автора, полученного предварительно и в письменном виде, внесение в произведение: изменений (например, аранжировка музыкальной композиции); сокращений произведения (в т. ч. названия, отдельных слов и словосочетаний, если музыкальное произведение содержит текст); дополнений произведения (даже в случаях, если оно явно не окончено автором, например, вследствие его гибели). Если было совершено любое из данных действий, то это нарушение одного из важнейших авторских прав, права на неприкосновенность произведения.
Но особое внимание заслуживает п. 2 ст. 1266 ГК РФ, в котором предусмотрена защита самого автора. Способы нарушения, хоть и не исчерпывающим образом перечислены в ст. 1266, но в них могут включаться и любые другие действия, противоправного характера, которые нарушают неимущественные права автора. Сюда же относятся посягательства на совершение таких действий. Чтобы защитить себя автор вправе как самостоятельно требовать защиты своей чести, достоинства, деловой репутации, так и (при жизни) прибегнуть к содействию представителей, адвокатов, ассоциаций, союзов иных некоммерческих организаций, образуемых авторами. Если же нарушение произошло после смерти автора с указанными требованиями (в суд или непосредственно к нарушителю) вправе обратиться любые заинтересованные лица, которыми могут быть наследник, исполнитель завещания.
Последним из указанных в статье 1255 ГК РФ правом является исключительное право на произведение. Данное право оправданно может занимать центральное место, так как это фактически монопольное право на его использование с целью получения имущественной выгоды.
Исключительные права — это имущественные права и обычно их понимают, как права автора на использование произведения в любой доступной ему форме и любым не противоречащим закону способом, а также в него входит и возможность распоряжаться исключительным правом на свое музыкальное произведение [4]. Данные права могут осуществляться не только автором, но и иными лицами: правопреемниками по закону или договору.
В ст. 1270 ГК РФ законодатель обозначил примерный перечень наиболее распространенных способов использования музыкального произведений, это означает, что автор обладает всеми правами на использование произведения с помощью тех способов, которые существуют сегодня и могут появиться в будущем. Этим автору предоставляется свобода в отношении форм и способов использования произведения и закрепляет запрет на использование произведения третьим лицам.
Каждое из перечисленных прав автора требует защиты со стороны законодательства. Авторские права могут защищаться нормами различных отраслей права, но в основном это нормы гражданского права. Защита методами гражданского права направлена на восстановление нарушенного права или на компенсацию, позволяющую произвести такое восстановление.
Если говорить непосредственно о способах защиты прав авторов на музыкальные произведения, то их несколько [5].
Первый способ — это депонирование. Депонированием — это процесс хранения чего-либо. Лицо, заявившее о своих правах на конкретное музыкальное произведение, предъявляет его, например, в Российское авторское общество или Копирус. В этой организации фиксируется заявление, затем выдается соответствующий документ и в последствии в суде можно использовать его как доказательство, так как он содержит четкое указание на дату и время обращения в данную организацию.
Второй способ, получивший большое распространение, является опубликование произведение под своим именем. При самостоятельной публикации в сети Интернет в качестве доказательства авторства могут быть использованы свидетельские показания пользователей сайта, на котором произошло обнародование или информация, полученная от владельца сервера, на котором опубликовано произведение. Данный способ является самым простым и наиболее доступным вариантом для начинающих авторов.
Одним из самых древних способов защиты является пересылка самому себе произведения. Это может быть композиция, отраженная на бумаги посредствам нотной грамоты или, если произведение содержит текст, то сам текст песни. При этом дата нахождения у автора экземпляра произведения принимается дата, указанная на почтовом штемпеле. Однако, решение о принятии или отказе в принятии такого доказательства будет зависеть от усмотрения конкретного суда. Важно отметить, что на момент предъявления доказательства суду, этот конверт не должен быть вскрыт, чтобы суд лично мог убедиться в том, что в конверте на момент его отправки было то, что удостоверяет права автора на произведение.
Но самым надежным способом является нотариальное удостоверение распечатки музыкального произведения, партитуры или текста песни. В российском законодательстве о нотариате указаны две формы такого удостоверения: нотариус засвидетельствует дату предъявления ему конкретного документа, а также удостоверить верность копии документа. Подобное удостоверение так же, как и депонирование, доказывает, что на определенную дату предъявитель уже владел музыкальным произведением, в таком случае, другой стороне необходимо будет доказать, что она владела им на более раннюю дату.
Таким образом, были рассмотрены основные права авторов музыкальных произведений и те способы, которыми они могут быть защищены. В данном параграфе мы разобрались с тем, что именно следует понимать под музыкальным произведением, а именно определенная последовательность нот, иногда в совокупности со словами для образования цельного произведения. Такие объекты подлежат защите по принципу: определения и присвоения авторства (конкретного имени), права на обнародования (то есть автор произведения или его правообладатель самостоятельно решают, когда произведение может быть выпущено в массы, иной порядок, является нарушением), а также защита неприкосновенности и искажения произведений, что позволяет авторам быть владельцами тех уникальных произведений, которые они создали — единолично и распоряжаться ими так, как посчитают нужным. А также были определены способы защиты: депонирование, публикация под своим именем (с соблюдением определенного порядка) и нотариальное удостоверение.
Литература:
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — С. 289.
- Будник Р. Внимание пользователей критерий ценности произведений. Хозяйство и право. 2017. № 4. С. 119.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 22.07.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (1). — Ст. 5496.
- Жиленкова Т. В. О содержании исключительного права // ГлаголЪ правосудия. 2024. № 1 (35). — С. 11–12.
- Корель Д. А. Формы и способы защиты авторских прав в Российской Федерации // Вестник науки. 2023. № 12 (69). — С. 6–10