В статье рассматривается уголовно-правовое обеспечение транспортной̆ безопасности.
Ключевые слова: безопасность, транспорт, обеспечение, законодательство, ответственность, статистика, наказание.
Понятие транспортной безопасности образуется из двух слагаемых — безопасность и транспорт, первое из которых подразумевает состояние защищенности от опасностей и угроз, второе очерчивает конкретные границы — область или сфера передвижения людей и грузов с использованием различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный).
Статья 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (далее — Федеральный закон № 16-ФЗ) устанавливает, что «транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» (п.10) [3].
В контексте транспортной безопасности это подразумевает предотвращение аварий, терактов и других происшествий, которые могут нанести вред людям или имуществу. Отметим, что транспортная безопасность затрагивает все составные части указанной этой сферы, включая инфраструктуру, транспортные средства и процессы управления движением. Транспортная безопасность обеспечивает защиту всех участников транспортного процесса и самой системы транспортировки от возможных рисков и угроз.
В свою очередь, согласно п.5 ст.10 Федерального закона № 16-ФЗ, «обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства».
Одним из важнейших инструментов обеспечения транспортной безопасности выступает уголовное право, которое предусматривает меры ответственности за преступления, то есть уголовно наказуемые деяния, угрожающие стабильности и безопасности транспортного комплекса.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) содержит главу 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» (ст. ст. 263–271.1) [2], непосредственно посвященную транспортной безопасности, при этом отметим, законодательство не дает определение понятию «транспортное преступление».
Полагаем возможны согласиться с мнением Н. Н. Окутиной, которая считает, что «транспортные преступления — предусмотренные уголовным законом, виновно совершенные общественно опасные деяния, посягающие на нормальное функционирование, т. е. движение и эксплуатацию воздушного, железнодорожного, водного и иных транспортных средств, создающие угрозу причинения смерти и вреда здоровью людей или имущественного ущерба, либо причиняющие их» [5, с. 7], поскольку данное определение наиболее полно трактует данное понятие.
Опуская уголовно-правовую характеристику рассматриваемого вида преступлений, которая достаточно подробно рассмотрена в научной и учебной литературе по уголовному праву, заметим, что общественная безопасность, являющаяся частью родового объекта преступлений, рассмотренных в разделе IX УК РФ, подразумевает исключение и предупреждение как существующих, так и возможных угроз жизненно важным интересам граждан, общества и государства, возникающих вследствие техногенных факторов и социально опасного поведения людей на транспорте и сопутствующей ей инфраструктуре.
Круг преступных деяний, охватываемых главой 27 УК РФ, достаточно широк, от нарушения правил дорожного движения и международных полетов до недоброкачественного ремонта и приведения в негодность транспортных средств. В контексте исследования заслуживает внимания ст. 263.1 УК РФ «Нарушение требований в области транспортной безопасности», которая предусматривает уголовную ответственность за деяния, либо недеяния, вопреки требованиям, которые установлены именно в целях обеспечения транспортной безопасности.
Уголовная ответственность по данной статье наступает в случае, если последствия нарушений требований транспортной безопасности выразились в причинении тяжкого вреда здоровью или смерти человека либо причинения крупного ущерба (более 1 млн. руб.). В случае, если требования безопасности нарушены, но последствия не столь значительны и не описаны в указанной статье Кодекса, виновное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со ст. 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ [1].
В ч.1 ст.263.1 УК РФ акцент сделан на соблюдении транспортной безопасности, а в ч.2 на ее обеспечении, и в первом случае это подразумевает несовершение, неполное (недостаточное) совершение предписанных действий либо совершение действий, прямо запрещенных требованиями, закрепленными в нормативно-правовых актах, а во втором случае непринятие необходимых мер по недопущению несовершения, неполного (недостаточного) совершения предписанных действий либо совершения действий, прямо запрещенных в целях обеспечения состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Поскольку обязанность соблюдать и обеспечивать установленные требования возложена на должностных лиц и работников организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, они и являются специальными субъектами ответственности за нарушения требований транспортной безопасности.
Так как предметом данного преступления являются транспортная инфраструктура и транспортные средства, то это могут быть как собственники указанного предмета, так и лица проводящие инструктаж по технике безопасности и лица, непосредственно отвечающие за его эксплуатацию. Главное условие — на них законом должна быть предусмотрена и возложена обязанность по соблюдению и обеспечению соответствующих требований, и они его не выполнили. В случае, если данное условие не закреплено в требованиях, не возложены обязанности на конкретного человека, то, соответственно, и лицо их нарушившее, не несет уголовной ответственности по данной статье, поскольку не обязано было их выполнять.
Также нет повода для привлечения к уголовной ответственности лица обязанного соблюдать и обеспечивать, если требование закреплено и лицом выполнено всё, что было предписано, но инцидент произошел вследствие поведения пострадавшего. Например, это имеет место, когда несовершеннолетние получают травмы, пытаясь проехать на вагоне или прицепившись к троллейбусу, либо когда пассажиры самовольно выпрыгивают из вагонов и получают травмы (разбиваются насмерть).
Статья 263.1 УК РФ содержит в ч. ч. 3 и 4 квалифицирующие составы — смерть одного или более лиц, либо совершение преступления группой по предварительному сговору или организованной группой, определение которым дается в ст.35 УК РФ. Квалифицирующие составы предусматривают более строгое наказание, например, если по ч.1 данной статьи максимальный срок лишения свободы один год, а по ч.2 лишение свободы уже пять лет, то по ч.3 и 4 семь и восемь лет, соответственно.
Статьей 8 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что требования по обеспечению безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством РФ. По состоянию на 27.02.2025 г., по данным справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», имеется 17 различных постановлений Правительства РФ об утверждении требований в рассматриваемой области, в том числе для морского, автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного, наземного электрического и иных видов транспорта, а также для различных объектов транспортной инфраструктуры.
Несмотря на достаточно полную регламентацию и достаточно строгую ответственность за несоблюдение правил транспортной безопасности, данные о происшествиях в рассматриваемой сфере оставляют желать лучшего. Согласно сведениям Информационного центра МВД России за 2023 год, транспорт остается одним из наиболее опасных видов передвижения. Зафиксировано свыше 132 тысяч только дорожных аварий, причем более 14 тысяч из них привели к смертельному исходу. В результате происшествий пострадало около 160 тысяч человек, получивших травмы, что на 4,5 % превышает данные статистики за 2022 год. Большинство водителей оказались неспособны гарантировать безопасность движения транспортных средств [8, с. 72].
О значимости борьбы с преступлениями в сере обеспечения транспортной безопасности говорят и данные судебной статистики. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ в 2023 г. по всем составам преступлений, предусмотренным Главой 27 УК РФ, в целом по России осуждено 60472 чел. (10,3 % от общего числа осужденных), что на 9,5 % меньше чем в 2022 г. (66836 чел. или 10,9 % от общего числа осужденных) [11]. При этом большая доля, порядка 80 % приходится на управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Отметим, что по ст.263.1 УК РФ в 2023 г. осуждено 2 чел. (ч.1 и ч.2 по 1 чел.), в 2022 г. только один человек по ч.2 ст.263.1 [12].
Как видим, в анализируемом периоде количество рассматриваемых преступлений сократилось, что может быть обусловлено усилением профилактических мероприятий и повышением эффективности работы правоохранительных органов, а также общей направленностью современной российской уголовной политики на применение альтернативных мер наказания, таких как условное осуждение или штраф, вместо реального лишения свободы.
Современные вопросы уголовно-правового обеспечения транспортной безопасности находят отражение в научной публицистике и требуют скорейшего адекватного решения. Например, активное использование в последнее время беспилотных транспортных средств (дроны, автомобили). В этой связи Р. В. Светлов поднимает вопрос квалификации преступлений, связанных с их использованием и констатирует, что в настоящее время имеется ряд юридических и фактических сложностей, в частности, неясно, кто должен нести ответственность в случае нарушения правил безопасности движения — оператор, который контролирует транспортное средство, его владелец, производитель программного обеспечения или сам разработчик автономных систем. Далее автор приходит к выводу, что существующие нормы уголовного права не всегда могут быть адекватно применены к новым условиям, что требует пересмотра подходов к квалификации таких преступлений [7, с.194].
Н. А. Толмачев и А. А. Устинов указывают на существующую неопределенность понятия и признаков транспортных преступлений, их разновидности, угрозы, которые они представляют для безопасности транспорта, а также другие вопросы, связанные с такими деяниями [8, с. 73]. Этой же точки зрения придерживается и В. Н. Шиян, отмечающая, что категория «транспортные преступления» не ограничивается только Главой 27 УК РФ, что обусловлено отсутствием легальной дефиниции «транспортное преступление», которая бы включала наиболее главные, существенные, общепризнанные признаки и не вызывала полемики [10, с.58].
По мнению Д. А. Хапенской, в сфере противодействия транспортным преступлениям встречается фрагментарный, хаотичный и разновекторный характер без целостной, социальной, криминологически и научно обоснованной, экономически сбалансированной уголовной политики, что не отвечает существующим общественным отношениям [9, с. 834].
Таким образом, в настоящее время существует насущная необходимость дальнейшего совершенствования уголовного законодательства для обеспечения транспортной безопасности. Современные реалии ставят перед правовой системой вызовы, требующие пересмотра существующих норм и подходов к квалификации преступлений, связанных с транспортной безопасностью. Это позволит эффективнее реагировать на изменения в технологической среде и обеспечивать надлежащий уровень транспортной безопасности в условиях динамичного развития общества.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст.1.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25. — Ст.2954.
- О транспортной безопасности: федер. закон [от 09.02.2007 № 16-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 7. — Ст.837.
- Напханенко, И. П. Правовое обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах: учебник / И. П. Напханенко, А. В. Федоров, Е. Г. Донченко; под общ. ред. И. П. Напханенко. — М.: Издательство Юрайт, 2025. — 83 с.
- Окутина, Н. Н. Транспортные преступления: учебник / Н. Н. Окутина. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 160 с.
- Преступления против безопасности движения или эксплуатации транспорта: учебное пособие / Д. А. Безбородов, А. В. Зарубин, Р. М. Кравченко [и др.]; под ред. А. Н. Попова. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2023. — 47 с.
- Светлов, Р. В. К вопросу о субъекте преступления с использованием беспилотного транспортного средства в контексте преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств / Р. В. Светлов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2024. — № 9–5(96). — С. 193–195.
- Толмачев, Н. А. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств / Н. А. Толмачев, А. А. Устинов // Universum: экономика и юриспруденция. — 2024. — № 10(120). — С. 71–74.
- Халепская, Д. А. Тенденции уголовно-правовой политики в Российской Федерации в области противодействия преступлениям, посягающим на безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / Д. А. Халепская // Аллея науки. — 2024. — Т. 1, № 4(91). — С. 832–837.
- Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции за 2022–2023 гг. [Электронный ресурс] — Судебный департамент при Верховном суде РФ. — Режим доступа: https://cdep.ru/ (дата обращения: 27.02.2025)
- Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации и иных лиц, в отношении которых вынесены судебные акты по уголовным делам за 2022–2023 гг. [Электронный ресурс] — Судебный департамент при Верховном суде РФ. — Режим доступа: https://cdep.ru/ (дата обращения: 27.02.2025)