Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее.
В. А. Сухомлинский
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети со слабо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь. Им может быть трудно собирать разбросанные части конструктора, работать с пазлами, счетными палочками и мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, которые любят другие дети, и не успевают за детьми на уроках.
Таким образом, возможности детей познавать мир сужаются. Дети часто чувствуют себя неполноценными в элементарных действиях, доступных их сверстникам. Это сказывается на эмоциональном благополучии и самооценке ребенка. Со временем уровень развития создает трудности в школе.
Мелкая моторика — это способность манипулировать небольшими предметами, перекладывать их из руки в руку и выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Ученые также доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. И объяснение этому очень простое. В мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Они расположены очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активизируем области, отвечающие за формирование речи у детей, и повышаем успеваемость, внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую активность ребенка. Кроме того, мелкая моторика напрямую влияет на ловкость рук, которая будет формироваться в будущем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, навыков рассуждения, концентрации внимания и воображения.
И, следовательно, в дошкольном возрасте работа над развитием мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью развития речи ребенка, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Его дальнейшее развитие зависит от того, насколько хорошо ребенок научится управлять своими пальцами. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.
В процессе игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Ниже представлен материал по развитию мелкой моторики у дошкольников. Для эффективной коррекции двигательных нарушений используются идеи, техники и упражнения из различных источников. Материал адресован логопедам, воспитателям, а также родителям, заинтересованным в успешном обучении ребенка в школе.
Ниже описан накопленный опыт современных педагогов и основные принципы:
— систематическое проведение игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается снова и снова. В связи с этим развитие одного навыка происходит по нескольким разделам;
— последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; в случае успеха — на правой и левой руках одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через некоторые виды упражнений, так как это может вызвать негативизм у ребенка, который в данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
— индивидуальный и дифференцированный подход. Подбор игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжать игру, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания.
Преимущества развития мелкой моторики у младших дошкольников с помощью различных видов деятельности заключаются в том, что такая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые участки коры головного мозга и сохраняет физическое и психическое здоровье ребенка. Чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методики работы по формированию тонких движений пальцев.
Формы работы с детьми:
— совместная работа;
— индивидуальная работа;
— свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы работы (объяснение, показ, беседа, игра):
— массаж кистей рук;
— пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
— изготовление дидактических игр, шнуровок;
— лепка из пластилина;
— игры с кубиками, конструкторами;
— рисование с использованием шаблонов, трафаретов
— пальчиковый театр.
Развитие мелкой моторики в раннем возрасте — важный показатель общего развития ребенка и его интеллектуальных возможностей. Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой могут испытывать трудности с простыми действиями, такими как использование столовых приборов, застегивание одежды или работа с мелкими деталями конструктора. Это может привести к ограничению познавательных возможностей и негативно сказаться на самооценке и эмоциональном благополучии ребенка, а также создать трудности в школьном обучении.
Мелкая моторика — это способность выполнять точные движения с использованием мелких предметов, требующая согласованной работы глаз и рук. Она тесно связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием. Существует связь между развитием мелкой моторики и речи, поскольку в мозге области, отвечающие за эти функции, расположены близко друг к другу. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации речевых центров, улучшает успеваемость, внимание и умственную активность ребенка.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является важной частью подготовки к письму и формирования навыков самообслуживания. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, улучшают внимание, память, восприятие и усидчивость, а также формируют игровую и учебную деятельность. Систематический и последовательный подход, учитывающий индивидуальные особенности ребенка, необходим для достижения эффективных результатов.
Развитие мелкой моторики с помощью разнообразных видов деятельности способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые участки мозга и сохраняет здоровье ребенка.