В статье авторы рассматривают особенности музыкального языка А. И. Хачатуряна, определившие самобытность его творческого облика. Органичное взаимодействие народно-песенных истоков Восточной культуры, западноевропейского и русского музыкального искусства позволили композитору создать свой неповторимый музыкальный язык, указав путь последующей плеяде молодых композиторов.
Ключевые слова: творчество А. И. Хачатуряна, народно-песенные истоки, западноевропейская и русская традиции.
Музыкальное наследие А. И. Хачатуряна чрезвычайно востребовано и популярно среди широкого круга слушателей, как профессиональных музыкантов, так и любителей музыки благодаря доступности, яркости и зримости его образов. Многие исследователи творчества композитора отмечают, что художественное наследие Арама Ильича отличается совершенством художественной формы, реалистичностью, подлинной народностью и глубиной содержания.
Как известно из творческой биографии А. И. Хачатуряна, с юных лет его окружала музыка разных национальностей. В Тифлисе (ныне Тбилиси), где родился и вырос будущий композитор, в те времена органично сосуществовали культурные традиции многих восточных народов в конгломерате с искусством русской и западноевропейской культуры. Сам Арам Ильич позднее неоднократно вспоминал творчество народных певцов-ашугов, исполнявших песни Азербайджана, Грузии и Армении: «В детстве я любил часами слушать бродячих певцов и музыкантов. Эти поэты были вдохновенными артистами-импровизаторами. Мне в их незатейливых импровизациях слышались отголоски тех народных песен, которые мне напевала мать. Но в исполнении ашугов знакомые, казалось, мелодии звучали богаче, наряднее, завораживая красочностью свободной интерпретации и тем волшебством ритма, которые отличают только народное искусство. Я жадно воспринимал это искусство» [5, с.14].
Впоследствии синтез восточной и западной традиций станут органично взаимодействовать в его творчестве, рождая неповторимые по силе и выразительности музыкальные образы. Сам Арам Ильич, учась в консерватории, не раз задумывался о поиске своего собственного творческого пути: «Я должен был всё чаще и чаще задумываться о своём творческом направлении, о выборе каких-то самостоятельных средств выразительности, о развитии национальных черт художественного мышления, раскрывавшихся во мне с каждым новым посещением Армении, с каждой новой встречей с музыкой Закавказья» [4, с. 15].
Сразу хочется отметить, что композитор не замыкался в пределах народно-песенных истоков Армении или даже Закавказья в целом — в его творчестве широко представлена и стихия северокавказской интонационности, и узбекские, туркменские, таджикские, турецкие мотивы. Во всех этих случаях композитора отличало инициативное, глубоко творческое отношение к народной основе. Исследователь творчества композитора А. И. Демченко писал: «Он расценивал фольклорный материал как принадлежащий себе и, следовательно, который можно свободно развивать и перерабатывать в соответствии с авторским замыслом» [2, с.17].
Оригинальность музыкального языка А. И. Хачатуряна не ограничивалась только характерным восточным мелодизмом. Опираясь на фольклорные богатства Востока, он разрабатывал уникальную ладогармоническую организацию музыкального материала путём привнесения в терцовую основу классико-европейской гармонии секундовых связей, применяя различные ладовые системы: переменные лады с несколькими устоями, мажорные и минорные модусы с двумя увеличенными секундами, миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д. лады; стремился к преодолению регулярной акцентности, используя прихотливые ритмические рисунки, внося ритмическую асимметрию и тем самым нарушая ритмическую регулярность.
Арам Ильич одним из первых композиторов ХХ века вывел фольклорные богатства Восточной музыки на орбиту профессионального музыкального искусства. При этом, как отмечал Э. Мирзоян, это было не цитирование, а синтез «национального и всечеловеческого, аналогий которому в истории музыки найдётся немного» [3, с. 33].
Получив классическое музыкальное образование в Музыкальном техникуме имени Гнесиных (класс М. Ф. Гнесина) и Московской консерватории (класс Н. Я. Мясковского), А. И. Хачатурян смог объединить традиции европейской и русской музыки с выразительными возможностями народной музыки Кавказа. Высочайшее достижение Хачатуряна состоит в том, что при всей своей восточной укорененности его музыка ни в коем случае не воспринимается европейским слухом как нечто специфически региональное. Объяснение этому видится в следующем. Благодаря высшей степени выразительности воссоздаваемых образов и блистательному мастерству, композитор сумел в призме национального ви́дения отобразить существенные стороны происходившего в нашей стране и в мире, то есть через восточное передать общезначимое, всечеловеческое.
Безусловно, музыкальное наследие композитора несёт на себе печать европейской и русской культуры, что проявляется в принципах тонального мышления, использовании классических форм, полифонических приёмов, красочности и многоплановости оркестровой фактуры, законов инструментального письма, симфонизме. «Владение крупной концепционной формой, пронизанной тематической разработкой, позволило ему создавать монументальные музыкальные полотна подлинно симфонического дыхания» [2, с.25].
Таким образом, можно отметить, что основной отличительной чертой творчества А. И. Хачатуряна является гармоничное сочетание восточной музыкальной культуры с традициями западноевропейской и русской композиторской школы. Наследие русской музыкальной классики заметны и в самом методе работы композитора с народным материалом: в глубоком претворении особенностей народного музыкального творчества, в умении автора на его основе создать произведение большого творческого своеобразия и высоко профессионализма.
Д. Д. Шостакович отмечал: «Велик вклад А. Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас в стране, так и за рубежом; у него десятки учеников и последователей, развивающих те принципы, которым сам он всегда остаётся верен» [1].
Став художественной интернациональной ценностью, творчество А. И. Хачатуряна указало инновационные пути музыкального развития как композиторам Закавказья, так и композиторам многих зарубежных стран и континентов. Именно Арам Ильич открыл европейской цивилизации яркий, колоритный музыкальный мир Закавказья, став для них выдающимся представителем восточного искусства. Плодотворно соединяя восточные истоки с западноевропейским и русским опытом музыкального искусства, Хачатурян стал классиком своей национальной музыки, классиком отечественной музыки ХХ века и классиком мировой музыки. «Как бы я ни метался между всякими музыкальными языками, все равно я останусь армянином, но армянином-европейцем, а не азиатом, армянином, который вместе с другими заставит всю Европу и весь мир слушать нашу музыку. А слушая эту нашу музыку, слушатели должны будут непременно сказать: расскажите нам об этом народе, покажите нам эту страну, которая имеет такое искусство. Вот мечта моей жизни»... [5, с.268].
Литература:
- Арутюнов Д. А. Арам Ильич Хачатурян [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.belcanto.ru/hachaturian.html
- Демченко А. И. Корифей искусства Востока. О магистрали творчества Арама Хачатуряна // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2019. — № 3 (5). — С. 16–27
- Мирзоян Э. Его музыка захватывает // А. И. Хачатурян: сб. статей / сост. и общ. ред. С. Рыбаковой. — М.: Сов. композитор, 1975.
- Хачатурян А. И. Статьи и воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1980.
- Юзефович В. А. Арам Хачатурян: монография. — М.: Советский композитор, 1990.