В настоящей статье исследуются проблемные аспекты применения мер административной ответственности за правонарушения, совершаемые в области предпринимательской деятельности и в рамках функционирования саморегулируемых организаций (СРО) на территории Российской Федерации. Анализ структуры и содержания составов административных правонарушений, закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), указывает на наличие затруднений, связанных с точной квалификацией противоправных деяний, сбором доказательств вины субъектов и обеспечением адекватности применяемых административных санкций. На основании проведенного анализа судебной практики и научных исследований, предлагаются конкретные направления для совершенствования нормативно-правовой базы, в том числе: уточнение и систематизация положений КоАП РФ, активизация превентивных мер воздействия, оптимизация механизмов административного контроля, а также развитие альтернативных (внесудебных) способов урегулирования возникающих споров. Цель исследования — разработка практически ориентированных рекомендаций, направленных на повышение эффективности административно-правового регулирования в сфере предпринимательства и саморегулирования.
Ключевые слова: административная ответственность, предпринимательская деятельность, саморегулируемые организации (СРО), защита прав потребителей, нелегальное предпринимательство, административные правонарушения, КоАП РФ, административный контроль, превентивные меры.
Предпринимательская деятельность, являясь основой рыночной экономики, закономерно привлекает внимание различных отраслей права, включая административное. Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск, деятельность, направленную на систематическое извлечение, прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в данном качестве в установленном законом порядке. Однако, для целей административного права указанное определение может оказаться недостаточным в силу преимущественного акцента на гражданско-правовых аспектах, таких как имущественная самостоятельность и риск.
С позиции административного права, предпринимательская деятельность, в первую очередь, рассматривается как объект государственного регулирования и контроля. Государство устанавливает обязательные правила и требования, регламентирующие порядок осуществления предпринимательской деятельности, в целях защиты прав и законных интересов потребителей, обеспечения безопасности, выпускаемой в оборот продукции и оказываемых услуг, охраны окружающей среды, а также реализации иных общественно значимых целей. Несоблюдение указанных правил и требований является основанием для привлечения к административной ответственности.
Правонарушения в области предпринимательской деятельности: основные составы и проблемные аспекты
Административная ответственность за нарушения в области предпринимательской деятельности регламентируется различными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), охватывающими широкий спектр противоправных деяний. Среди наиболее часто встречающихся можно выделить следующие:
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии (ст. 14.1 КоАП РФ)
Деятельность без соответствующей регистрации или лицензии остается актуальной проблемой, поскольку значительное число субъектов предпринимательства уклоняются от исполнения налоговых обязательств, осуществляя деятельность в теневом секторе экономики или изначально начиная бизнес вне рамок правового поля. Данное явление оказывает негативное влияние на формирование бюджетных доходов всех уровней и создает угрозу экономической безопасности государства.
Предпринимательство представляет собой комплекс отношений между органами государственной власти и участниками бизнес-среды, требующий эффективного правового регулирования и контроля [3, с. 22–23]. Эффективное выявление и пресечение случаев незаконной предпринимательской деятельности требует четкого определения понятия «предпринимательская деятельность» и выделения ее ключевых признаков. К числу таких признаков следует отнести: систематическое извлечение прибыли, характеризующее направленность деятельности на регулярное получение дохода, а также самостоятельность ее осуществления физическим или юридическим лицом.
2. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ)
Значительная часть административных правонарушений, связанных с несоблюдением требований и правил, регулирующих процесс продажи товаров и оказания услуг, сконцентрирована в главе 14 КоАП РФ, которая посвящена правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Отсутствие в структуре КоАП РФ отдельной главы, посвященной исключительно нарушениям правил продажи и оказания услуг, вероятно, обусловлено значительным разнообразием объектов правонарушений и спецификой регулирования различных видов деятельности.
В научной литературе отсутствует единый подход к определению круга административных правонарушений, которые следует относить к нарушениям правил продажи товаров и оказания услуг. Ряд авторов, например, Е. С. Плахова, предлагают относить к данной категории правонарушения, посягающие на права потребителей, закрепленные в различных главах КоАП РФ, включая главы, касающиеся обеспечения здоровья населения, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, промышленной безопасности, транспортной безопасности и порядка управления [5, с. 175]. Обоснованием данной позиции выступает широкий спектр прав потребителей, охватывающий различные аспекты жизнедеятельности человека и его интересы как потребителя, а также многообразие услуг, качество и порядок предоставления которых оказывают непосредственное влияние на реализацию и защиту прав потребителей [5, с. 176].
Альтернативной точки зрения придерживается М. В. Паршинцева, которая ограничивает перечень административных правонарушений, связанных с нарушением правил продажи товаров и оказания услуг, следующими статьями КоАП РФ: ст. 14.4, ст. 14.5, ст. 14.7, ст. 14.8 и ст. 14.15 [4, с. 122].
А. А. Бугаева отмечает, что КоАП РФ содержит более двадцати статей, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей, при этом девять из них устанавливают ответственность субъектов торговой деятельности за совершение подобных нарушений [1, с. 46].
В. А. Федотов справедливо указывает, что основные составы административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей содержатся в главе 14 КоАП РФ [6, с. 41].
Солидарен с данной позицией и полагаю, что правонарушения, составы которых установлены в указанной главе, играют ключевую роль в системе административно-правовых средств, направленных на обеспечение защиты прав потребителей. Интегрирующим признаком данных правонарушений выступает посягательство на гарантированные потребителям права.
Основываясь на проведенном анализе, считаю целесообразным относить к административным правонарушениям, связанным с нарушением правил продажи товаров и оказания услуг, следующие статьи КоАП РФ: ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15, 14.15.2, 14.15.3, 14.16, 14.17, 14.17.1, 14.17.3 КоАП РФ.
Таким образом, административное правонарушение, выражающееся в нарушении установленных правил реализации товаров и оказания услуг, представляет собой противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), обладающее признаками общественной опасности, совершенное физическим или юридическим лицом, посягающее на порядок реализации товаров и оказания услуг, за совершение которого статьями 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15, 14.15.2, 14.15.3, 14.16, 14.17, 14.17.1 и 14.17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
3. Нарушение законодательства о защите прав потребителей (ст. 14.7, 14.8 КоАП РФ)
Указанные статьи устанавливают административную ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно свойств и характеристик товаров (работ, услуг), нарушение права потребителей на получение достоверной информации о товарах (работах, услугах), а также нарушение требований к безопасности товаров (работ, услуг). Одной из ключевых проблем в данной области является сложность доказывания факта нарушения прав потребителей, особенно в сфере оказания услуг, где зачастую отсутствует надлежащая документальная фиксация условий и результатов предоставления услуг.
В современном обществе наблюдается тенденция к увеличению числа случаев мошеннических действий, направленных против потребителей, в том числе социально уязвимых категорий граждан (например, пожилых людей).
Злоумышленники используют различные методы недобросовестной конкуренции и вводят потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств предлагаемых товаров (работ, услуг), принуждая их к приобретению товаров или услуг по искусственно завышенным ценам, нередко с оформлением кредитных обязательств, невзирая на наличие медицинских противопоказаний или аллергических реакций, информация о которых становится известна потребителю уже после заключения договора купли-продажи (оказания услуг) и подписания акта приема-передачи.
Действующее законодательство, как правило, не предусматривает возможности отказа от товара надлежащего качества, что приводит к возникновению существенных финансовых убытков у потребителей.
В целях повышения эффективности защиты прав потребителей представляется необходимым усиление образовательных и профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности потребителей и формирование осознанного подхода к совершению потребительских сделок.
В качестве рекомендуемых форм профилактической и образовательной работы можно предложить следующие:
1. Информационное обеспечение:
1.1. Размещение в средствах массовой информации (печатные издания, радио, телевидение, сеть «Интернет») и на информационных стендах (в виде брошюр, листовок и плакатов) информационных материалов, содержащих детальный алгоритм действий потребителя в случае нарушения его законных прав и интересов.
1.2. Разъяснительная работа:
Организация и проведение лекций, встреч и бесед с населением в организациях различных организационно-правовых форм (включая образовательные учреждения), на ярмарках, в торговых центрах, на рынках и в органах местного самоуправления по вопросам, касающимся защиты прав потребителей.
Реализация предложенных мер позволит повысить осведомленность потребителей о доступных способах защиты своих прав и законных интересов, предотвратить случаи мошенничества и минимизировать финансовые потери, связанные с недобросовестной деятельностью продавцов (исполнителей).
Административная ответственность за правонарушения в деятельности саморегулируемых организаций
Деятельность СРО, будучи важным элементом системы регулирования предпринимательской деятельности, также подвержена административной ответственности за определенные правонарушения. К основным составам можно отнести:
1. Нарушение требований к обеспечению имущественной ответственности членов СРО (ст. 14.52 КоАП РФ)
Данная статья устанавливает ответственность за несоблюдение требований к формированию компенсационного фонда, а также к страхованию ответственности членов СРО. Проблемой является не всегда четкое определение размера компенсационного фонда и требований к страхованию, что приводит к различным толкованиям со стороны контролирующих орган.
2. Нарушение порядка ведения реестра членов СРО (ст. 14.52.1 КоАП РФ)
Эта статья предусматривает ответственность за внесение в реестр недостоверных сведений, а также за несвоевременное исключение из реестра членов, прекративших свою деятельность. Важно отметить, что данное нарушение может повлечь за собой серьезные последствия, в том числе причинение вреда третьим лицам.
3. Невыполнение предписаний органов государственного надзора за деятельностью СРО (ст. 19.5 КоАП РФ)
Данная статья устанавливает ответственность за неисполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за деятельностью СРО. Проблемой является сложность определения сроков исполнения предписаний и критериев оценки их надлежащего исполнения.
Проблемы правоприменения и пути их решения
Анализ судебной практики и научных публикаций позволяет выделить ряд общих проблем, возникающих при применении административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО:
1. Недостаточная определенность составов административных правонарушений
Многие статьи КоАП РФ содержат оценочные понятия, что создает трудности при квалификации деяний и приводит к произвольному применению норм. Необходимо более четкое и однозначное определение признаков составов административных правонарушений.
2. Сложность доказывания вины
Доказывание вины лица, совершившего административное правонарушение, является сложной задачей, особенно в случаях, когда речь идет о нарушении правил технического регулирования или стандартов качества. Необходимо совершенствование методов сбора и оценки доказательств, а также повышение квалификации должностных лиц, осуществляющих административное расследование.
3. Несоразмерность административных наказаний
Размер штрафов, предусмотренных КоАП РФ за отдельные виды правонарушений, представляется несоразмерным тяжести совершенного деяния и может оказаться непосильным для малого и среднего бизнеса. Необходимо пересмотреть систему административных наказаний с учетом экономических реалий и социальной значимости правонарушений.
4. Недостаточная эффективность административного контроля
Контрольные органы не всегда обладают достаточными ресурсами и компетенцией для эффективного выявления и пресечения административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО. Необходимо совершенствование системы административного контроля, в том числе путем внедрения современных информационных технологий и повышения квалификации контрольных органов.
Перспективы совершенствования правового регулирования
Совершенствование правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО должно осуществляться по следующим направлениям:
1. Уточнение и систематизация норм КоАП РФ
Необходимо провести работу по систематизации норм КоАП РФ, регулирующих ответственность за правонарушения в данной сфере, а также уточнить содержание отдельных составов административных правонарушений.
2. Развитие института предупреждения административных правонарушений
Необходимо активнее использовать институт предупреждения административных правонарушений, путем проведения разъяснительной работы с предпринимателями и СРО, а также оказания им консультационной помощи.
3. Совершенствование системы административного контроля
Необходимо повысить эффективность административного контроля за деятельностью предпринимателей и СРО, путем внедрения современных информационных технологий и повышения квалификации контрольных органов.
4. Развитие альтернативных способов разрешения споров. Необходимо развивать альтернативные способы разрешения споров, возникающих в сфере предпринимательской деятельности и деятельности СРО, такие как медиация и третейское разбирательство, что позволит снизить нагрузку на судебную систему и ускорить процесс разрешения конфликтов.
Административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО играет важную роль в обеспечении законности и правопорядка в экономической сфере. Однако существующая система административной ответственности имеет ряд недостатков, которые требуют устранения. Совершенствование правового регулирования в данной области должно осуществляться путем уточнения и систематизации норм КоАП РФ, развития института предупреждения административных правонарушений, совершенствования системы административного контроля и развития альтернативных способов разрешения споров. Реализация этих мер позволит повысить эффективность административной ответственности и создать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности и деятельности СРО в России.
Литература:
- Бугаева А. А. Защита прав потребителей в России: административно-правовой аспект / А. А. Бугаева //
- Современные тенденции развития науки и мирового сообщества: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Анапа, 2022. С. 44–53.
- Васильев Д. И. Понятие незаконного предпринимательства// Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы III Межвузовской научно-практической конференции. — Краснодар, 2014. — С. 22–23.
- Паршинцева М. В. Административный правовой аспект защиты прав потребителей / М. В. Паршинцева // Молодой ученый. 2021. № 9(351). С. 122–124.
- Плахова Е. С. Защита прав потребителей в России: административно-правовой аспект / Е. С. Плахова // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 3(31). С. 169–179.
- Федотов В. А. Защита прав потребителей в условиях административной реформы / В. А. Федотов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2022. № 19. С. 40–42.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей» / [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».