В статье «Школа в военное время» Владимир Петрович Потемкин писал: «Нет нужды разъяснять, какое значение для воспитания стойких защитников Родины имеет преподавание истории и литературы. Знание великого прошлого своей страны, подвигов народных героев, этапов освободительной борьбы русского народа с иностранными захватчиками, гениальных творений русской науки, литературы, искусства — вот что служит могучим орудием воспитания наших детей». Как же привить любовь к родине, узнаем это, вспомнив героические подвиги педагогов Великой Отечественной войны и наших современников [9].
Война 1941–1945 годов тяжелым катком прокатилась по судьбам жителей нашей Отчизны. Не щадила она и самых беззащитных — детей. «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач», — писала газета «Правда» в те дни [1, с. 10]. Работать учителем в школе всегда было нелегкой задачей. А в годы войны труд в столь тяжелых условиях был почти за гранью человеческих возможностей. Но простые люди: мужчины, демобилизованные с фронта, женщины, оставшиеся в городах и сёлах, взяли на себя эту непростую задачу — обучить новое поколение, которое в будущем станет опорой для нашей, уже свободной родины.
Борьба с фашистскими захватчиками изменила учебно-воспитательную работу. Ей был придан боевой патриотический характер: изменился подход к преподаванию истории, литературы, географии — важнейших для формирования мировоззрения предметов. Обновлены методики обучения физике, биологии, химии — они приобрели максимально практический характер, стала устанавливаться более тесная связь школы с жизнью. В школьных классах воспитывался патриотизм, закладывались основы мужества и верности Родине. Однако в военное время школа не только учила, она поддерживала моральный дух детей, помогала им справляться с ужасами войны, сохраняла веру в жизнь.
Мы привыкли видеть учителя с указкой в руке и трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии, могут сменить указку на автомат. Учителя героически сражались на фронте и трудились в тылу. Они не только прошли через тяжелые годы войны, но стали образцом достойного поведения для будущего поколения граждан нашей страны.
Легендарный маршал Великой Отечественной войны Александр Михайлович Василевский отмечал: «Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии — личным примером учил, как надо воевать» [3, с. 25]. Учительство страны героически сражалось за освобождение родной земли от фашистов. Педагоги уходили на фронт, становясь командирами и политруками, продолжая наставничество уже на поле боя. Известны случаи, когда педагоги составляли основное ядро воинских соединений: во время битвы под Москвой из Монголии перебросили 82‑ю мотострелковую дивизию, в состав которой входили 1200 учителей из Кировской области. Многие из них дошли до Берлина и лично поставили подпись на стенах Рейхстага.
Подлинно героической была жизнь учителей в оккупации. Одна из самых известных педагогов блокадного Ленинграда — Ксения Владимировна Ползикова-Рубец, была учителем истории и экскурсоводом, работала в эвакогоспитале № 2010. Автор книг «Дневник учителя блокадной школы» и «Они учились в Ленинграде», в основу которых легли дневниковые записи, которые Ксения Владимировна вела с начала войны.
3 июля 1941: «Я как историк хорошо знаю, что, когда наш великий народ весь поднимался против врагов, он всегда одерживал победу. Победит и теперь!» [7, с. 53].
Вот какими словами открывала Ксения Владимировна новый 1941 учебный год: «Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу» [7, с. 37].
Дети были физически истощены, у многих уже не было сил делать домашние уроки, поэтому учебный процесс в блокадное время был изменен: «Готовлюсь по-новому. Нет ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома, значит надо помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не должны. Но и показать им, как тебе трудно, тоже нельзя» [3, с. 45].
Еще одно направление работы учащихся и педагогов Ленинграда во время блокады — это шефство над госпиталями. Учителя и воспитатели готовили с детьми спектакли, концерты, агитбригады и шли к раненым. Семиклассница Галя Боброва так описала посещение госпиталя: «…и вот мы перешли в другую палату. Здесь меня поразило молодое лицо с грустными глазами. У бойца не было руки. Девочки заметили это и старались его развеселить. Читали стихи и танцевали с большим увлечением. По окончании концерта этот боец хлопал больше всех, ударяя здоровой рукой по тумбочке» [4, с. 113].
Те, кто оставался в тылу, организовывали учебные занятия даже в условиях бомбежек. Так 15 сентября 1941 года начался учебный год в школе, созданной в катакомбах занятого нацистами села Кривая Балка Одесской области. К январю 1942 года 9 школ работало в штольнях осажденного Севастополя, порой на глубине до 40 метров. Учителя продолжали учить детей даже в концлагере. Незабываем подвиг выпускника Вяземского педагогического техникума учителя истории Николая Кюнга, встретившего войну в Брестской крепости. Попав в плен, он оказался в концлагере Бухенвальд. Подпольный центр сопротивления, достав бумагу и карандаши, принял решение открыть школу для маленьких узников. Дети занимались по вечерам, после изнурительных работ. Вместе с учителем Никодимом Федосенко Николай Кюнг учил детей читать: «Мама моет раму», «Папа бьёт фашистов», «Папа роет фашисту яму». Снаружи всегда караулил кто-нибудь из «своих», и как только появлялся надзиратель, учителя прерывали работу, а дети делали вид, что играют. Школа проработала почти 8 месяцев, и эсэсовцы о ней так и не узнали.
Вспомним также и о том, что выдающийся советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский в 1941 году в возрасте 23 лет добровольцем отправился на фронт, будучи младшим политруком был тяжело ранен в январе 1942 года в бою под Москвой, осколок остался у него в груди навсегда.
В период войны педагоги стали одними из ключевых фигур в движении партизанского сопротивления. Они передавали знания о географии, основах тактики и выживания, помогали в распространении листовок, поднимали боевой дух солдат и гражданского населения.
Василий Андреевич Шиманский, завуч московской школы № 555, ушёл на фронт в первые месяцы войны. Человек по своей натуре добрый и просто не созданный для жестоких и кровавых боевых действий, отправился на фронт, чтобы защитить свою Родину. В ходе войны он познакомился с бежавшими из концлагерей солдатами, с которыми организовал подпольный отряд. Под руководством Василия Андреевича отряду партизан удалось рассекретить немаловажные стратегические позиции фашистов, тем самым внести неоценимый вклад в общее дело по борьбе с врагом.
Место учительскому подвигу было не только на передовой, но и на временно оккупированных территориях. Здесь они поддерживали своих односельчан, ушедших в партизанские отряды. Молодая учительница Андрюшина в Калужской области организовала колхоз на захваченной врагом территории. За время существования он передал партизанам 820 пудов зерна, а также мясо, лошадей и коров. Сама Ефросинья Дмитриевна не дожила до Победы — была расстреляна гитлеровцами в 1942 году.
Из номера «Учительской газеты», вышедшего 11 октября 1941 года, страна узнала о подвиге учительницы Нины Ивановны Криворучко. Она вместе с коллегами ценой жизни уничтожила избу, в которой разместились несколько офицеров фашистской армии.
В освобожденных районах учителя проводили перепись населения, учет детей, потерявших родителей, а также подлежащих обучению, подсчет уцелевшего жилья. Педагоги активно участвовали в ремонте и строительстве новых школ. Учителями велась большая работа по возвращению детей в школы, проведению с родителями бесед о важности обучения и необходимости посещения занятий. Несмотря на военное положение, обучение продолжалось.
В феврале 1943-го, после окончания боев под Сталинградом, красноармейцы стали собирать выживших детей, которых война сделала сиротами. Их находили на улицах, вытаскивали из подвалов разрушенных домов. Голодные, испуганные, они сами выходили к солдатам. Большинство из них были сильно истощены. 30 апреля 1943 года в городе Дубовке под Сталинградом был открыт специальный детский дом для обездоленных детей Сталинграда. Евгения Эдуардовна Волошко стала первым директором Дубовского специального детского дома. «Всеобщая мама» — так называли ее детдомовцы. А если у человека есть мать, то и дом ее будет родным: здесь вкусно и сытно накормят, поговорят по душам, расспросят, приголубят. Домашнюю, уютную обстановку в детском доме создала Евгения Эдуардовна вместе с воспитателями, нянечками и поварами. Она не уставала повторять своим сотрудникам: «Чтобы дом был настоящим, надо вложить в него душу». И сама Евгения Эдуардовна без устали работала для маленьких сталинградцев, а вместе с ней Людмила Васильевна Корнеева, Анна Ивановна Павлова, Надежда Ивановна Водолагина, Таисия Петровна Спирчева — эти хрупкие женщины возвращали украденное фашистами детство детям Сталинграда.
«Высоким и благородным было всегда звание учителя» [П. П. Данилов, с. 18]. Ныне же, в годовщину войны, советское родное учительство выполняет подлинно историческую миссию, вместе со всем народом обороняя Родину, отстаивая ее свободу, независимость. На своих плечах выносит ныне учитель дело обучения и воспитания миллионов советских детей в тяжелых условиях военного времени. Многим из этих детей, не только сиротам, педагоги заменяют теперь семью. Учительство взращивает сознательную, смелую, дисциплинированную советскую молодежь. Оно укрепляет в ее сердцах сыновнюю любовь к Родине-матери, законную гордость ее славным прошлым, беззаветную преданность могучему русскому народу», — говорил народный комиссар просвещения Владимир Петрович Потемкин, выступая в Колонном зале Дома союзов 11 октября 1942 года.
Мужество учителей передавалось и детям. Они взрослели в эти страшные дни на глазах. 15 239 подростков в возрасте до 16 лет были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Позднее один из ленинградских школьников тех лет, Юрий Воронов, ставший известным поэтом, написал:
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом паспорта…
Родина высоко оценила подвижнический труд учителей по обучению, воспитанию, а главное — сохранению жизни детей. За боевую доблесть и отвагу, мужество и героизм 86 тысяч воинов-педагогов награждены орденами и медалями, более 300 из них получили высокое звание Героя Советского Союза, в том числе учителя-женщины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1944 года более 5 тысяч учителей и руководителей системы народного образования Российской Федерации были награждены высокими правительственными наградами. 205 человек получили орден Ленина. 1421 — орден Трудового Красного Знамени, 982 — орден «Знак Почета», 1317 — медаль «За трудовую доблесть», 1302 — медаль «За трудовое отличие».
За годы войны учительство понесло огромные потери. Многие педагоги пали смертью храбрых. Статистика свидетельствует: к началу 1945‑1946 учебного года число учителей в школах РСФСР сократилось по сравнению с предвоенным 1940‑1941 учебным годом на 84,9 тыс. человек.
Крылатая фраза, произнесенная в позапрошлом столетии, остается актуальной по сей день: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и священники». Победа на поле боя зарождается в стенах школы, где формируется дух, сознание и стойкость подрастающего поколения.
Это подтверждают и недавние события на Донбассе, начавшиеся в 2014 году. В условиях информационной войны учителя стали не просто передатчиками знаний, но и проводниками идей, влияющими на мировоззрение подрастающего поколения. Они помогают детям разобраться в сложных политических процессах, анализировать события и формировать собственное мнение.
На территориях, охваченных конфликтом, преподаватели вынуждены работать в экстремальных условиях: под угрозой обстрелов, с нехваткой учебных материалов, нередко рискуя жизнью. Однако их миссия остается неизменной — учить, воспитывать, сохранять культурное наследие и готовить новое поколение к вызовам времени.
С февраля 2022 года добровольцами в Донбасс отправились сотни учителей-мужчин. Даже имея бронь, преподаватели истории и математики, физкультуры и музыки приняли решение поехать в зону СВО защищать свою страну, своих детей, родных и тех, кого учили в школе. И сейчас, когда многие из них возвращаются из зоны спецоперации на свою прежнюю работу, ученики встречают их как настоящих героев, и разговоры из первых уст — сейчас самые правильные.
Школьный учитель Леонид Леонидович Михайлов из Белореченского района Краснодарского края в 2022 году встал в ряды защитников Отечества. В зоне СВО служил на запорожском направлении в спецподразделении. Пока воевал, получал вести от родных и учеников. Домой вернулся в 2023 году и по сей день педагог продолжает работать, преподает информатику, физику, английский. А на основах безопасности и защиты Родины учит детей собственной безопасности, большое внимание с ребятами уделяют допризывной подготовке, изучают военное дело. Спецоперация показала, что современные технологии сегодня востребованы во многих сферах. Физика — основа жизни на земле, — говорит на своих уроках Леонид Михайлов. Сейчас педагог обучает больше 100 ребят — со 2 по 9 классы. Кроме предметов ведет кружки и секции внеурочной деятельности.
Известные музыканты, педагоги Волгоградского института культуры Юрий и Наталья Щербаковы удостоены награды «Участнику Специальной Военной Операции» за поддержку бойцов СВО. Первую поездку на Донбасс супруги Щербаковы совершили ещё в 2022 году. С тех пор проехали все его регионы. Музыканты посещают госпитали, больницы и другие объекты ЛНР и ДНР, где помогают и боевым товарищам, и мирному населению.
«Низкий поклон учителям и наставникам наших воинов, которые сражаются на передовой», — сказал глава государства Владимир Владимирович Путин на заседании Госсовета. «Учителя этих ребят вырастили, воспитали настоящих мужчин, героев, научили их помогать товарищам, быть смелыми, честными, порядочными людьми», — подчеркнул Президент [URL].
Мы видим, что роль педагогов в истории нашей страны не ограничивается лишь учебным процессом. В условиях современных конфликтов учителя вновь становятся проводниками патриотических ценностей, формируя новое поколение, готовое защищать свою страну и поддерживать тех, кто в этом нуждается.
История доказывает, что педагог — это не просто наставник в мирное время, но и важная фигура в периоды военных потрясений. Учитель закладывает основы победы задолго до того, как прозвучат первые выстрелы. Именно благодаря его труду формируются мужество, стойкость и патриотизм будущих защитников. Поэтому значение образования и наставничества невозможно переоценить — они являются неотъемлемой частью национальной безопасности и сохранения государства. Воспитание будущих защитников Родины — это задача, которую учителя выполняют с честью, создавая мост между прошлым и будущим нашей страны.
Литература:
- Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л.: Лениздат, 1984. — 305с.
- Автобиография В. А. Сухомлинского // Сухомлинский В. А. Переиздание. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2002. — 224 с.
- Буров, Л. В. Блокада день за днём. — Л.: Лениздат, 1981. — С.174
- Голубева Т. М., Молчанов А. В., Тетюева И. П. Дети и блокада: воспоминания, фрагменты дневников, свидетельства очевидцев, документальные материалы / Международная ассоциация блокадников Ленинграда; сост. Т. М. Голубева [и др.]. — Санкт-Петербург: Вести, 2000. — 179 с.
- Даев, В. Г. Педагоги блокадной поры: по архивам ленинградских учреждений. — СПб.: Сударыня, 1998. — С. 72
- Данилов, П. П. И в блокадном Ленинграде дети учились // Отечественная история. — М.: Наука, 2004. — С. 38
- Ползикова-Рубец К. В., Дневник учителя блокадной школы, (1941–1946) / К. В. Ползикова-Рубец. — СПб.: Тема, 2000. — 245 с.
- Ползикова-Рубец К. В., Они учились в Ленинграде: дневник учительницы / К. В. Ползикова-Рубец; худож. В. Петрова. — Ленинград: Детская литература, 1954. — 166 с.: ил. — Б. ц.
- В. П. Потемкин. Статьи и речи. Под ред. И. А. Каирова, А. Г. Калашникова и Н. А. Константинова. Изд-во АПН РСФСР, М.-Л., 1947 г.
- http://www.kremlin.ru/events/president/news/73188
- Федоров М. И., Герои СВО: символ российского мужества. — Вече, 2024. — 432 с.