К вопросу о развитии мыслительных операций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Истомина, Н. Н. К вопросу о развитии мыслительных операций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Истомина, Г. Г. Соловьева, Е. А. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124034/ (дата обращения: 18.04.2025).



В статье рассматривается вопрос о развитии мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР. Отмечается, что разработка и внедрение специальных методик, направленных на развитие мыслительных операций у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, является важной задачей, способствующей их успешной адаптации и интеграции в общество.

Ключевые слова: мыслительные операции, старший дошкольный возраст, тяжелые нарушения речи.

The article discusses the development of mental operations in older preschoolers with TNR. It is noted that the development and implementation of special techniques aimed at developing mental operations in children with severe speech disorders is an important task that contributes to their successful adaptation and integration into society.

Keywords: mental operations, senior preschool age, severe speech disorders.

Введение

Мышление — это сложный, многогранный процесс, представляющий собой цепочку умственных действий, направленных на разрешение конкретной задачи. Эти действия, которые мы называем мыслительными операциями, не являются изолированными элементами, а представляют собой взаимосвязанную систему, работающую в комплексе. К основным мыслительным операциям относятся анализ (разложение целого на составляющие), синтез (объединение частей в целое), сравнение (выявление сходств и различий), обобщение (выделение общих признаков), классификация (разделение объектов на группы по определённым признакам), конкретизация (переход от общего к частному) и абстракция (выделение существенных свойств, отвлекаясь от несущественных). Взаимодействие этих операций обеспечивает гибкость и эффективность мыслительного процесса, позволяя нам решать задачи различной сложности и находить нестандартные решения.

Обзор литературы . Вопросами подготовки педагогов для работы с детьми с речевыми нарушениями занимались Е. Б. Агеева, Л. А. Головчиц, Л. Р. Давидович, Г. Ф. Кумарина, Р. И. Лалаева, С. Н. Сазонова, В. И. Селиверстов, О. А. Степанова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.

Материалы и методы : аналитический обзор психолого-педагогических исследований, обобщение передового психолого-педагогического опыта.

Полученные факты, результаты и их обсуждение.

Развитие мыслительных операций — задача, которая начинается с раннего детства и приобретает особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, когда ребёнок готовится к школе. Этот период, по мнению многих исследователей, таких как Н. А. Забродина является критическим для формирования фундаментальных навыков мышления. Низкий уровень развития мыслительных операций у старших дошкольников напрямую влияет на успеваемость, замедляя развитие познавательных процессов в целом и создавая серьёзные трудности в освоении школьной программы.

В исследованиях подчеркивается сензитивность этого периода для формирования ключевых приёмов логического мышления, таких как сравнение, сериация (упорядочивание объектов по определённому признаку) и классификация. Таким образом, старший дошкольный возраст представляет собой уникальное «окно возможностей» для развития интеллектуальных способностей, закладывая основу для успешного обучения и дальнейшего развития.

Л. И. Лалаева пишет, что нельзя не отметить тесную взаимосвязь между мышлением и речью [2]. Анализ научной литературы показывает, что трудности в овладении мыслительными операциями часто сопутствуют детям с речевыми нарушениями. Замедленный темп развития мышления у таких детей становится заметен уже в дошкольном возрасте, проявляясь в трудностях с анализом, синтезом, классификацией и другими операциями. Эти трудности могут быть связаны с несовершенством речевых механизмов, которые играют важную роль в формировании абстрактного мышления.

По мнению Д. Е. Щербаковой дети с тяжелыми речевыми нарушениями, как правило, испытывают значительно более серьёзные проблемы в овладении мыслительными операциями, что делает проблему развития мыслительных операций у этой категории детей особенно актуальной и требующей пристального внимания специалистов [3].

Разработка и внедрение специальных методик, направленных на развитие мыслительных операций у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, является важной задачей, способствующей их успешной адаптации и интеграции в общество. Более того, раннее выявление и коррекция этих нарушений позволяют минимизировать негативное влияние на дальнейшее развитие ребенка, обеспечивая ему равные возможности для обучения и самореализации. Поэтому комплексный подход, включающий логопедическую, психологическую и педагогическую поддержку, является наиболее эффективным для решения этой сложной проблемы.

Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи — сложная, но крайне важная задача. Учитывая особенности развития таких детей, необходимо применять специальные методы и приёмы, стимулирующие когнитивное развитие. Особое место среди них занимают дидактические игры, которые, по сути, являются специально разработанными или адаптированными игровыми формами обучения. В этом возрасте игра — ведущий вид деятельности, и именно через игровую форму наиболее эффективно происходит усвоение новых знаний и навыков, в том числе и развитие мыслительных процессов.

В. Г. Коваль отмечает, что значимость дидактических игр для развития мышления детей с ТНР трудно переоценить. Известна их роль в формировании таких важных мыслительных операций, как сравнение, классификация и обобщение, а также в совершенствовании речевых навыков [1]. Выделяется двойная цель дидактической игры: обучающая, задаваемая взрослым, и игровая, которая мотивирует ребенка к участию и активному взаимодействию. Этот баланс между обучением и игрой является ключевым для успешного развития ребенка с ТНР, поскольку позволяет минимализировать сопротивление и максимально вовлечь его в процесс обучения.

Структура дидактической игры достаточно четко определена. Она включает в себя дидактическую задачу (цель обучения, задаваемая воспитателем), игровую задачу (цель, которая мотивирует ребенка участвовать в игре), игровые действия (как практические, так и мыслительные операции, например, целенаправленное восприятие, наблюдение, сравнение объектов) и, наконец, правила игры, которые обеспечивают порядок и структуру игрового процесса.

Важно, чтобы правила были адаптированы к возможностям детей с ТНР, были понятны и легко усваивались. Например, правила могут быть визуализированы с помощью картинок или жестов, чтобы минимизировать языковую нагрузку. Для развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР можно использовать разнообразные дидактические игры. К примеру, игры типа «Принеси такие же» способствуют развитию навыков сравнения и соотнесения объектов по заданным признакам. Игра «Сделай целое» помогает формировать представление о частях и целом, развивает логическое мышление и пространственное воображение. «Угадай, о чем я рассказала» тренирует память, внимание и способность к анализу и синтезу информации. «Сделаем книжку» способствует развитию мелкой моторики, творческого мышления и координации движений. Игра «Найди общий признак» нацелена на формирование навыков классификации и обобщения.

Все эти игры, при грамотном подборе и применении, эффективно способствуют развитию когнитивных способностей у детей с ТНР. Помимо дидактических игр, эффективным методом развития мыслительных операций является моделирование.

Моделирование — это метод, при котором создаются упрощенные модели объектов или явлений, чтобы лучше понять их структуру и взаимосвязи между компонентами. В старшем дошкольном возрасте начинается формирование логического мышления, и моделирование играет важную роль в его развитии. Использование моделей позволяет визуализировать абстрактные понятия, сделать их более доступными для понимания детьми с ТНР, у которых часто возникают проблемы с абстрактным мышлением.

Модели могут быть самыми разнообразными: из конструктора, из природного материала, из бумаги, и т. д. Важно, чтобы модели были яркими, наглядными и легко воспринимались детьми. Например, можно использовать модели для иллюстрации последовательности действий, для построения простых алгоритмов, для объяснения причинно-следственных связей.

При работе с моделями важно учитывать индивидуальные особенности детей с ТНР и адаптировать задания к их возможностям. В задачах следует использовать ясную и понятную терминологию, избегать сложных конструкций и избыточной информации.

Выводы. Взаключение следует отметить, что комплексный подход, включающий использование как дидактических игр, так и метода моделирования, является наиболее эффективным для развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР. При этом важно помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и темпы развития. Систематическое и терпеливое применение описанных методов позволит достичь значительных успехов в развитии когнитивных способностей у детей с ТНР и подготовит их к успешному обучению в школе. Регулярное мониторинг прогресса и коррекция методик в зависимости от результатов также являются неотъемлемой частью этого процесса. Выбор игр и моделей должен быть основан на индивидуальных потребностях и возможностях ребенка, а занятия должны проводиться в игровой, интересной и занимательной форме.

Литература:

  1. Коваль, В. Г. Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР / В. Г. Коваль // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 476–478.
  2. Лалаева Л. И. Особенности проявлений взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе / Л. И. Лалаева // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2008. — № 3 (Педагогика). — С. 48–50.
  3. Щербакова, Д. Е. Изучение уровня сформированности речемыслительной деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Д. Е. Щербакова // Скиф. — 2023. — № 5 (81). — С. 135–137.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос