В статье рассматривается новая сфера взаимодействия между гражданами и организациями — электронный документооборот. Проводится анализ основных понятий, возникающих в сфере электронного взаимодействия между нотариусами, организациями и гражданами. Автор обращается к проблеме трансформации всего института нотариальной деятельности посредством применения метода детального описания электронных документов и электронной подписи. В заключении автор формулирует вывод о воздействии онлайн-сервисов нотариата на обыденную жизнь граждан и общества в целом.
Ключевые слова: электронный документ, QR-код, электронная подпись, цифровая экономика.
В настоящее время роль нотариата в системе защиты социально-экономических прав гражданского общества проявляется в разных формах, среди них — цифровой нотариат, действующий в рамках реализации программы «Цифровая экономика».
Так, российский нотариат на протяжении нескольких лет разрабатывает и внедряет в свою работу передовые информационные технологии.
Появилась возможность обратиться к нотариусу за оформлением документа, который должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия сразу в электронном виде.
Цифровой документ значительно мобильнее своего бумажного аналога: он всегда под рукой, возможностей для передачи его на любые расстояния всё больше — достаточно переслать файл по электронной почте, больше нет необходимости идти на почту или обращаться в курьерские службы, получателю такого файла необходимо будет обратиться в удобную для себя нотариальную контору и вернуть документу привычный бумажный вид с сохранением его юридической силы. Акцентируем внимание на то, что «документ-цифра» не выцветет и не теряет своего первоначального вида.
«Фундаментом» цифровой нотариальной системы выступает Единая информационная система нотариата, в нотариальной сообществе известная как ЕИС, способная гарантировать безопасность личных данных и достоверность государственных реестров. Она служит надежным «хранилищем» для сведений обо всех совершенных в стране нотариальных действиях. На ее базе функционируют публичные реестры и сервисы, которые позволяют любому человеку, независимо от его места нахождения, быстро и бесплатно получить всю необходимую, гарантированно достоверную информацию, что существенно экономит как временные, так и финансовые затраты.
Усиленно развиваются интернет-сервисы нотариата. На портале Федеральной нотариальной палаты успешно функционируют реестр наследственных дел, реестр уведомлений о залоге движимого имущества и сервис проверки доверенностей, который пользуется спросом у граждан и должностных лиц. Данный сервисы позволяют максимально быстро получить нужную информацию.
Реестр наследственных дел представляет собой базу данных с указанием конкретного нотариуса, его адреса и номера телефона, поисковая система работает стабильно и ежедневно пополняется новыми сведениями.
На странице реестра уведомлений о залоге движимого имущества можно оперативно установить информацию о наличии обременения в виде залога.
Сервисом проверки доверенностей можно воспользоваться с любого устройства, у которого есть выход в интернет, достаточно ввести в специальное поле реквизиты документа и система моментально предоставит подтверждающую информацию или покажет сведения с указанием даты отмены, а возможно и предупредит, что представленный документ — фальшивый.
ЕИС нотариата является полноправным участником системы межведомственного электронного оборота, обеспеченный оперативным обменом данными между нотариусами и Росреестром, ФНС, органами ЗАГС, банками (список банков, обрабатывающих запросы дистанционно увеличивается с каждым годом).
Распространённый характер по функционированию электронной формы носит сотрудничество с Росреестром.
После вступления в законную силу положений Федерального закона от 03.08.2018 № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], стала обязательна процедура передачи документов в Росреестр в электронном формате после удостоверении нотариусом сделки по отчуждению или залоге имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
Понятие электронного документа закреплено в п. 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и звучит так: «Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах» [2].
Таким образом, документ в электронном виде и изначально электронный документ — не одно и то же. В первом случае документ создается как бумажный и преобразуется в электронный документ, получается электронный образ документа. Во втором — изначально создаётся в форме электронного документа.
В электронном документообороте используются как образы документов, так и электронные документы. Но если для электронных образов в большинстве случаев можно использовать любой вид электронной подписи, то для электронных документов зачастую нужна усиленная квалифицированная электронная подпись
Бумажные и электронные документы юридически равнозначны, если иное не установлено законом или договором. Исключения касаются только отдельных видов документов, к которым предъявляются повышенные требования к безопасности данных и условиям хранения.
Требования к документам в электронном виде делятся на три категории и соблюдаются в порядке приоритетности:
- Общие требования. Не отличаются от требований к документам в бумажном виде и в основном касаются формы и содержания.
- Требования, предъявляемые к конкретному виду документов в электронном виде, в том числе электронным документам. Ключевые в этой категории — требования к электронной подписи. Именно она и соблюдение условий её применения делают документ юридически значимым.
- Особые требования к конкретным документам в электронном виде, предъявляемые исходя из их назначения, условий создания, обработки, передачи и хранения. Эти требования всегда индивидуальны по отношению к категориям или видам документов. Они отражены в специальных нормативных актах или инструкциях.
Часть 2 статьи 434 Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) [3] разрешает заключение письменных договоров путём обмена электронными документами, в том числе с использованием сторонами сделки электронной почты. Обязательным требованием выступает возможность достоверно установить, что документ, например экземпляр договора, исходит от стороны сделки.
Таким образом, законодатель предоставляет участникам сделки право выбора на оказание или не оказание нотариусом электронной услуги по передачи документов на государственную регистрацию прав. Превалирует вариант в пользу действий со стороны нотариуса.
На практике такой процесс воспринимается как реализация одной из функций цифрового нотариата — нотариальной «телепортации» документов посредством использования электронной подписи.
В соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи»: «Электронная подпись — это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию» [4].
Закон устанавливает два вида подписи: простая электронная и усиленная электронная.
Первый вид представляет собой набор кодов, содержащий минимальный пакет информации о конкретном лице.
Второй вид пользуется спросом у нотариусов и государственных регистраторов прав.
Усиленная электронная подпись может быть как неквалифицированная, так и квалифицированная.
Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
- получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
- позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
- позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
- создается с использованием средств электронной подписи.
Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
- ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
- для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».
«Нотариусы удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе и, наоборот, удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу». — пишет Т. В. Ярошенко [5].
На официальном сайте Федеральной нотариальной палаты стал доступен параметр поиска по реестру наследственных дел, который позволяет определить состояние наследственного дела, его открытие у конкретного нотариуса. Благодаря обращению к реестру гражданам уже не нужно обзванивать или обходить множество нотариальных контор в поисках нотариуса, занимающегося делом конкретного наследодателя.
Согласно данным Федеральной нотариальной палаты, за 2024 год к публичным реестрам и сервисам Федеральной нотариальной палаты обратились более 18,5 млн раз. Это более миллиона обращений в месяц.
Следующий параметр пользуется особым спросом при купле-продаже транспортных средств, потому что выступает, своего рода, механизмом защиты от мошенников с кредитными автомобилями. Страница реестра уведомлений о залоге движимого имущества позволяет быстро и достоверно узнать, наложено ли на имущество обременение в виде залога. Количество обращений с каждым годом превышает отметку предыдущего года.
2020 и 2021 года ознаменовались периодом пандемии и изоляции, с 2022 года по настоящее время проходит специальная военная операция — всё это не остановило процесс внедрения «цифровых» новшеств.
Присвоение нотариальному документу QR-кода нацелено на обеспечение дополнительной цифровой защиты и безопасности сделок.
Каждый, внесенный на документ QR-код носит индивидуальный характер, в нем зашифрованы основные реквизиты документа: сведения о заявителях, дата совершения нотариального действия, вид действия и регистрационный номер, ФИО нотариуса. Такая маркировка присутствует только на бумажных носителях, так как электронные документы, удостоверенные нотариально уже защищены усиленной квалифицированной электронной подписью. QR-код не поддается дублированию или переносу на другой документ, но делает проверку подлинности доступной для любого субъекта правоотношения.
Таким образом, цифровая трансформация нотариата может выступать в роли превентивного нотариального правосудия, включающая в себя использование ЭЦП и ЕИС, а также специальной маркировки — QR-кода. Онлайн-сервисы нотариата — это только часть «цифровых» возможностей, но и новый этап для всех сфер нотариального регулирования.
Усиленное развитие и внедрение информационных технологий является одной из задач нотариата. Цифровая инфраструктура обеспечивает не только быструю и качественную работу нотариусов, но и позволяет обществу получить сведения, необходимые для защиты своих прав в гражданском обороте.
Литература:
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5131;
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.11.2024) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;
- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.
- Ярошенко Компетенция нотариусов: некоторые проблемные вопросы / Ярошенко, В. Т. — Текст: непосредственный // Нотариус. — 2020. — № 8. — С. 15.