Законодательная база, применяемая для предотвращения недобросовестной конкуренции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.

Дата публикации: 11.04.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Коржова, С. Р. Законодательная база, применяемая для предотвращения недобросовестной конкуренции / С. Р. Коржова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 253-257. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124059/ (дата обращения: 19.04.2025).



Конкуренция является неотъемлемой составляющей рыночной экономики и способствует развитию бизнеса и инноваций. Однако, существует определенное число ситуаций, когда конкуренция может создавать негативные последствия для отдельных рыночных участников или потребителей. В таких случаях важно иметь соответствующие правовые механизмы и инструменты, которые способствуют предотвращению недобросовестной или неправомерной конкуренции. В данной статье мы рассмотрим основную правовую базу, применяемую для предотвращения недобросовестной конкуренции. Такая система направлена на защиту потребителей, создание справедливых условий для всех участников рынка и пресечение использования доминирующего положения на рынке. Она состоит из антимонопольного законодательства, законов о защите конкуренции и законов о борьбе с недобросовестной предпринимательской деятельностью. Запрещая недобросовестную деятельность на рынке, в том числе картелирование, злоупотребление доминирующим положением, обманчивую рекламу, нарушение прав интеллектуальной собственности и другие, эта система требует от бизнеса соблюдения законов, регулирующих честную конкуренцию. Предотвращение недобросовестной конкуренции влияет на экономический рост, сохранение инноваций и интересы потребителей.

Ключевые слова: международное право, предпринимательская деятельность, конкуренция, законодательная база, монополия.

Современный рынок процветает благодаря разнообразию товаров и услуг, и мы можем наблюдать, как участники экономической деятельности конкурируют друг с другом в этих условиях. В последнее время рынок полностью поглощен конкуренцией. Всем известно, что конфликт возникает при столкновении несовпадающих целей и борьбе за разрозненные преимущества, что и порождает конкурентные отношения.

Нанесение финансового и репутационного ущерба конкурирующим участникам рынка называется недобросовестной конкуренцией. Компании и предприниматели часто нарушают закон для достижения своих целей.

Существует три вида недобросовестной конкуренции, определенных Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, которая регулирует рыночную конкуренцию:

– любые действия, направленные на выделение бренда за счет успеха и признания конкурента;

– любые действия, дискредитирующие другую компанию;

– обман потребителей, который заключается в введении покупателя в заблуждение путем приписывания товару нереальных качеств и характеристик.

Самым первым международным соглашением, регулирующим защиту прав на промышленную собственность, является Парижская конвенция. Вышеупомянутые положения распространяются и на российскую действительность.

Законодательная база, применяемая для предотвращения недобросовестной конкуренции, состоит из ряда мер, направленных на обеспечение честной и равной игры на рынке. Основной целью данной базы является защита прав и интересов как потребителей, так и предпринимателей, а также обеспечение эффективного функционирования экономики в целом.

В рамках законодательства осуществляется контроль и регулирование отношений между участниками рынка с целью предотвращения недобросовестных и антимонопольных практик. Для этих целей принимаются специальные нормативно-правовые акты, которые определяют правила, требования и ответственность за нарушение законов о конкуренции.

Запрет на монополистическую практику и создание картелей — один из основных инструментов правовой системы. Это означает, что владельцы предприятий не могут разделять рынки, контролировать ценообразование, ограничивать конкуренцию или не допускать новых конкурентов. Это ограничение влечет за собой серьезные штрафы и другие наказания для нарушителей.

Кроме того, правовая система защищает интеллектуальную собственность, поэтому владельцам бизнеса запрещено несанкционированно использовать торговые марки, патенты или авторские права, принадлежащие другим лицам. Лица, нарушающие эти права, могут столкнуться с юридическими и финансовыми последствиями.

Важным инструментом в борьбе с недобросовестной конкуренцией является антимонопольное регулирование. Государственные органы осуществляют контроль за слияниями и поглощениями компаний, предотвращают формирование монопольных позиций на рынке, а также борются с злоупотреблениями доминирующим положением участников рынка.

Для борьбы с недобросовестной конкуренцией и обеспечения бесперебойной работы законодательной базы создаются ведомства и специализированные органы, призванные управлять и регулировать рыночные процессы. Эти организации разрабатывают и осуществляют целый ряд мер, направленных на снижение уровня недобросовестной конкуренции и выравнивание условий для всех участников рынка.

Законодательная база, применяемая для предотвращения недобросовестной конкуренции, включает в себя множество актов и законов, разработанных с целью обеспечить честность и равные возможности на рынке. Рассмотрим некоторые примеры таких законодательных актов и правил.

Запрет недобросовестной конкуренции в РФ основывается на части 2 статьи 34 Конституции РФ, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В настоящее время понятие и запрет недобросовестной конкуренции содержатся соответственно в пункте 9 статьи 4 и в статье 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) [9].

Кроме того, вместо того чтобы ограничить сферу недобросовестной конкуренции коммерческими взаимодействиями, законодатель ограничил ее рамками предпринимательских отношений. Это имеет смысл, поскольку экономические взаимодействия имеют более широкую сферу применения и могут включать в себя отношения как с конкурентными свойствами, так и без них, в то время как предпринимательские отношения основаны на соперничестве.

Глава 2.1 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции» содержит перечень видов недобросовестной конкуренции. К ним относятся:

а) дискредитация — введение клиента в заблуждение путем распространения ложной информации о конкуренте или другом субъекте бизнеса. В результате клиенты будут воспринимать его негативно;

б) введение в заблуждение: предоставление потребителям ложной информации о свойствах и качестве продукции. Цель — создание оптимистичного образа, расходящегося с реальностью;

в) необоснованное сравнение — попытка выставить товар или бренд лучше, чем у конкурентов, без указания причин;

г) использование чужой интеллектуальной собственности — применение участниками рынка элементов фирменного стиля соперников для привлечения их клиентов;

д) использование и распространение охраняемых законом коммерческих секретов или другой конфиденциальной информации, использование чужих данных, не предназначенных для публичного использования, но представляющих ценность для владельца;

е) демпинг — нечестная форма ценовой конкуренции, которая заключается в быстром снижении цен с целью вытеснения из бизнеса брендов, не способных снизить свои издержки;

ж) подкуп экспертов и идейных вдохновителей для привлечения неблагоприятного внимания клиентов. Хотя сотрудничество с блогерами не запрещено, в данном случае инфлюенсер вводит подписчиков в заблуждение;

з) оказание давления на сотрудников организации с целью приобретения у них конфиденциальной информации о продукте или бизнес-процедуре;

и) угрозы в адрес конкурирующих компаний, а также требования помешать бизнесу или объявить бойкот;

к) кража чужих продуктов, услуг или публично видимых коммерческих элементов, таких как название бренда или логотип.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и саморегулируемых организаций», статья 14.31 «злоупотребление доминирующим положением на рынке» устанавливает штрафы за недобросовестную конкуренцию, «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023), статья 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» предусматривает лишение свободы и штрафы за незаконное получение и разглашение коммерческой тайны. [3, 2, 7,8]

Далее мы рассмотрим примеры из судебной практики в области недобросовестной конкуренции:

  1. глава 2.1 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции» запрещает производителям лгать и распространять другие порочащие материалы. Например, в ФАС обратилась московская компания, занимающаяся обслуживанием систем пожарной сигнализации. Основанием для жалобы стал подрядчик, который в рассылке потенциальным клиентам критиковал другие компании. Он обвинил конкурентов в нарушении регламента обслуживания и сослался на несоблюдение ими определенного протокола, который якобы гарантировал штрафные санкции со стороны МЧС в случае сотрудничества. Сбор и распространение фактической информации о нарушениях или некачественном оказании услуг не считается дискредитацией.
  2. глава 2.1 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции» запрещает производителям лгать и распространять другие порочащие материалы. Федеральный закон № 135: «О защите конкуренции». Например, в ФАС обратилась московская компания, занимающаяся обслуживанием систем пожарной сигнализации. Основанием для жалобы стал подрядчик, который в рассылке потенциальным клиентам критиковал другие компании. Он обвинил конкурентов в нарушении регламента обслуживания и сослался на несоблюдение ими определенного протокола, который якобы гарантировал штрафные санкции со стороны МЧС в случае сотрудничества;
  3. федеральный закон № 135 «О защите конкуренции» запрещает производителям использовать чужие товарные знаки. Франчайзинг является исключением из этой нормы. Размещение продвигаемого названия или эмблемы на баннере, в рекламе или на вывеске ограничивается этим способом. Аналогичное обстоятельство имело место с CarFix, разработчиком мобильного приложения для поиска авторемонтных мастерских. Он называл его «Repairista». Когда пользователи искали программу по названию, они попадали на сайт конкурирующего сервиса, который управляет одноименным российским сервисом, помогающим находить станции техобслуживания онлайн. Владельцу агрегатора автосервисов, успешно отсудившему у CarFix миллион рублей, учитывалась рыночная стоимость товарного знака и сумма роялти, которую ответчик должен был бы выплатить, если бы использовал его на законных основаниях.

На международном уровне Россия является участницей Договора о создании Евразийского экономического союза (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023). [1] Единое экономическое пространство и расширение экономического сотрудничества — таковы цели межгосударственного объединения, которое подписали Беларусь, Казахстан и Россия. Договор базируется на принципах равноправия, взаимного выгодного сотрудничества, четкого разграничения полномочий и национального суверенитета государств-участников.

Создание общего экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение рабочей силы, капитала, товаров и услуг между странами-участницами, является ключевым компонентом Договора. Основу Евразийского экономического союза составляют Комиссия и Суд. Комиссия создает и утверждает правила, определяющие взаимодействие государств-членов, а также координирует экономическую политику. Суд осуществляет контроль за применением и исполнением правил Договора.

Договор также предусматривает создание единого таможенного пространства между государствами-участниками, совместное регулирование торгово-экономических отношений, гармонизацию норм и стандартов ведения бизнеса. Активно разрабатываются меры по устранению и снижению технических и нетарифных барьеров взаимообмена товарами и услугами.

Договор обеспечивает защиту прав и интересов граждан государств-участников, включая право на труд и равные возможности в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т. д. Также образован Единый энергетический рынок, что способствует обеспечению стабильных условий энергоснабжения для стран-участников. Договор является инструментом для обеспечения устойчивого экономического развития и укрепления позиций участников на международной арене.

Так же Россия является участником Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), который был создан в 1993 г. в соответствии с Договором о проведении согласованной антимонопольной политики от 23.12.93 г. (новая редакция принята 25 января 2000 года). Этот совет направлен на предотвращение и пресечение монополистических практик, а также на защиту интересов потребителей и развитие бизнес-конкуренции. [4]

Создание и поддержание разумных рыночных норм — основное направление деятельности Межгосударственного совета по антимонопольной политике. Это достигается путем создания и применения антимонопольных норм и правил, которые препятствуют возникновению конкурентных проблем и облегчают их решение.

В функции совета также входит наблюдение и управление рыночными процессами. Для отслеживания возможных нарушений антимонопольного законодательства и оценки уровня конкуренции на рынке создаются специальные департаменты и агентства. В случае выявления нарушений совет принимает меры и налагает штрафы на нарушителей, чтобы защитить права потребителей и восстановить честную конкуренцию.

Кроме того, межгосударственный совет по антимонопольной политике активно сотрудничает с другими государственными и международными организациями. Это позволяет создать эффективную систему обмена информацией и опытом, а также разрабатывать совместные стратегии и политики в сфере антимонополии.

Наконец, одним из важнейших компонентов деятельности Совета является повышение уровня понимания общественностью принципов и процедур антимонопольной политики. Чтобы повысить понимание ценности соблюдения антимонопольного законодательства, Совет проводит тренинги, конференции и образовательные мероприятия для широкого круга заинтересованных сторон.

Результаты деятельности Совета:

  1. была создана необходимая договорно-правовая база, ставшая основой для взаимодействия антимонопольных органов стран Содружества в различных сферах и гармонизации антимонопольного законодательства государств-участников СНГ;
  2. страны-участницы Содружества Независимых Государств (СНГ) разработали и подписали соглашения о сотрудничестве. В частности, Соглашение об основных направлениях сотрудничества в области защиты прав потребителей между государствами-участниками Содружества Независимых Государств и Соглашение о сотрудничестве в области регулирования рекламной деятельности между государствами-участниками Содружества Независимых Государств;
  3. создание Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ позволило антимонопольным органам государств-участников СНГ более практично взаимодействовать;
  4. для улучшения взаимодействия в соответствующих областях было создано несколько органов по конкретным направлениям: Консультативный комитет по защите прав потребителей государств-участников СНГ; Координационный совет по рекламе при МСАП;
  5. среди других документов о сотрудничестве были подписаны Меморандумы о сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией, Межгосударственным авиационным комитетом и Региональным содружеством в области связи;
  6. совет глав правительств СНГ 20 ноября 2013 года принял решение определить Учебно-методический центр ФАС России в Казани базовой организацией государств-участников СНГ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в области антимонопольного регулирования и конкурентной политики;
  7. широкому исследованию подверглись рынки пассажирских авиаперевозок, телекоммуникаций, продовольственных товаров, реализуемых в торговых сетях, лекарственных средств, медицинских изделий, нефти и нефтепродуктов, развитие конкурентной политики в государствах-участниках СНГ в условиях роста цифровой экономики, а также пассажирские автомобильные перевозки.

В целом Межгосударственный совет по антимонопольной политике — важная организация, которая защищает интересы потребителей и способствует развитию конкуренции. Своими действиями он создает справедливую и открытую экономическую среду, способствующую росту компаний и оптимизации общественных преимуществ.

Данные соглашения предусматривают сотрудничество между странами в области защиты конкуренции и борьбы с недобросовестными практиками.

Для эффективного применения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разработала ряд методических рекомендаций и разъяснений. Эти документы помогают правоприменителям и хозяйствующим субъектам правильно толковать и применять нормы закона. Например, Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». [5]

Также, существуют специфические акты, направленные на обеспечение честных условий конкуренции в отдельных отраслях. Например, в фармацевтической индустрии действует Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 30.01.2024) «Об обращении лекарственных средств», который запрещает недобросовестную рекламу и продвижение медицинских препаратов, а также введение ложной информации о них. Это обеспечивает безопасность и надежность лекарственных средств для пациентов и предотвращает недобросовестную конкуренцию между производителями. [10]

Еще один важный акт, имеющий прямое отношение к предотвращению недобросовестной конкуренции, это «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.01.2024). Этот документ регулирует трудовые отношения между работниками и работодателями, включая различные аспекты, такие как заработная плата, рабочее время, отпуска и социальные гарантии. Это позволяет поддерживать справедливую конкуренцию на рынке труда, запрещая недобросовестные условия труда, дискриминацию и эксплуатацию. [6]

В заключение следует отметить, что законодательная база для предотвращения недобросовестной конкуренции в России является достаточно развитой и охватывает как федеральный, так и региональный и международный уровни. Эффективное применение этого законодательства позволяет защитить добросовестных участников рынка, стимулировать здоровую конкуренцию и обеспечить благоприятные условия для развития экономики.

Литература:

  1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 21.02.2024).
  2. КоАП РФ Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке // КонсультантПлюс URL: https://clck.ru/38wsVh/ (дата обращения: 21.02.2024).
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // КонсультантПлюс URL: https://clck.ru/38wsSH/ (дата обращения: 21.02.2024).
  4. Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП) // КонсультантПлюс URL: https://fas.gov.ru/pages/international-partnership/msap/ (дата обращения: 21.02.2024).
  5. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». // Контур Норматив URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=197839 (дата обращения: 21.02.2024).
  6. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 21.02.2024).
  7. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 21.02.2024).
  8. УК РФ Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну // КонсультантПлюс URL: https://clck.ru/32quAy/ (дата обращения: 21.02.2024).
  9. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 21.02.2024).
  10. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 21.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос