Саморегулируемые организации: понятие, признаки и нормативно-правовое регулирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.

Дата публикации: 10.04.2025

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Наумов, А. А. Саморегулируемые организации: понятие, признаки и нормативно-правовое регулирование / А. А. Наумов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124064/ (дата обращения: 19.04.2025).



В условиях рыночной экономики, где приоритет отдается свободе предпринимательства, происходит смещение акцентов в механизмах управления. Государственное регулирование уступает место саморегулированию, в котором ключевую роль играют саморегулируемые организации (СРО). Эти объединения, формируемые из социально ответственных представителей бизнеса, устанавливают высокие стандарты профессиональной деятельности, следят за их соблюдением и тем самым повышают уровень защиты потребителей и стимулируют честную конкуренцию. Однако развитие саморегулирования сталкивается с препятствиями, в том числе с несовершенством законодательства, которое ограничивает самостоятельность и инициативы СРО. Для эффективной работы этих организаций необходимо усиление их правовой защиты. Одним из решений может стать закрепление конституционного статуса за СРО. Это создаст прочную правовую базу, которая позволит устранить противоречия между существующими нормами и конституционными принципами, касающимися как добровольного, так и обязательного членства в СРО. Это, в свою очередь, укрепит защиту интересов потребителей, обеспечит добросовестную конкуренцию и защитит права и интересы членов СРО

Ключевые слова: саморегулируемые организации, СРО, права потребителей, признаки СРО, субъекты экономической деятельности, арбитражный управляющий, юридическое лицо.

Российское государство и его граждане стремятся к стабильному гражданско-правовому регулированию и устойчивому экономическому росту, поскольку это является основой для достижения ключевых целей общественного развития. К этим целям относится создание благоприятной среды для динамичного развития, обеспечение достойного уровня жизни, защита прав граждан как потребителей и гарантия свободы экономической и духовной деятельности.

Рыночная экономика, основанная на свободе предпринимательства, разнообразии форм собственности и конкуренции, имеет свои закономерности. Однако эти закономерности могут приводить к негативным последствиям, таким как монополизация, концентрация капитала в руках ограниченного числа лиц, ограничение конкуренции и снижение уровня защиты потребителей.

На товарных и финансовых рынках появляются участники, для которых нарушение принципов справедливости, законодательства, договорных обязательств, добросовестности и прав потребителей становится инструментом для получения прибыли, увеличения капитала и удовлетворения личных интересов. Чрезмерная коммерциализация рыночных отношений, когда главной целью является извлечение прибыли любыми способами, противоречит интересам общества и ведет к искажению его ценностей.

Саморегулирование и СРО: понятие и публично-правовая сущность

Саморегулируемые организации (СРО) выделяются среди прочих, поскольку их деятельность регулируется отдельным комплексом законодательных актов.

Система саморегулирования предполагает передачу ряда функций, традиционно выполняемых государством, саморегулируемым организациям. Это направлено на упрощение процедур лицензирования и сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Саморегулирование определяется как инициативная и самостоятельная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, заключающаяся в разработке и установлении стандартов и правил для этой деятельности, а также в контроле за их соблюдением (статья 2 Федерального закона № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях»).

Субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность. Субъектами профессиональной деятельности являются физические лица, осуществляющие определенные виды профессиональной деятельности, установленные законом (статья 2 Федерального закона № 315-ФЗ).

Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная с целью саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности на основе единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида (статья 3 Федерального закона № 315-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая деятельность СРО арбитражных управляющих и оценщиков, сформулировал правовую позицию относительно публично-правовой природы саморегулирования:

Федеральный законодатель имеет право наделять СРО, как автономные публично-правовые субъекты, полномочиями по нормотворчеству, исполнительно-распорядительной деятельности и контролю в сфере, где они осуществляют саморегулирование в интересах общества, кредиторов и должников.

Создание СРО арбитражных управляющих одновременно с отказом от лицензирования их деятельности означает, что государство передало этим организациям часть своих публично-правовых функций.

Возложение на СРО арбитражных управляющих функции контроля за профессиональной деятельностью своих членов, в части соблюдения законодательства о банкротстве и установленных СРО правил, рассматривается как модификация контрольной деятельности государства в сфере финансового оздоровления и банкротства.

СРО арбитражных управляющих обладают двойственной правовой природой: они являются некоммерческими организациями и регистрируются в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», но после включения в единый государственный реестр приобретают особый публично-правовой статус (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 № 12-П).

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что саморегулируемые организации оценщиков являются профессиональными объединениями, созданными в соответствии с волей государства, выраженной в законе, для передачи им определенных публичных функций. Таким образом, создание СРО и наделение их контрольными функциями государства являются элементом экономической политики государства (Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2009 № 461-О-О).

Обязательность членства в саморегулируемых организациях

СРО можно разделить на две категории:

СРО с обязательным членством: членство в них является обязательным условием для осуществления определенного вида предпринимательской или профессиональной деятельности.

СРО с добровольным членством: членство в них не является обязательным.

Обязательность членства в СРО, регулируемых Федеральным законом № 315-ФЗ, устанавливается непосредственно в законах. В отношении деятельности, регулируемой Федеральным законом № 223-ФЗ от 13.07.2015 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», членство финансовой организации в соответствующей СРО обязательно, если существует СРО, вид которой соответствует осуществляемой финансовой деятельности (статья 8 Федерального закона № 223-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовые позиции относительно обязательности членства в СРО, в частности, в отношении СРО оценщиков и аудиторов:

Федеральный законодатель вправе установить обязанность субъектов экономической деятельности, осуществляющих публичные функции и действующих не только в целях получения прибыли, но и для удовлетворения общественных потребностей, быть членами соответствующего профессионального объединения в качестве условия осуществления их деятельности. При этом, законодатель должен соблюдать конституционный принцип недопустимости искажения сути права на предпринимательскую и иную законную экономическую деятельность, а также не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2009 № 461-О-О).

В рамках своей экономической и правовой политики законодатель вправе принимать решения о создании СРО, в том числе для видов деятельности, не обладающих публично-правовыми функциями (Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 685-О-О).

Законодательная основа саморегулируемых организаций

Правовую базу саморегулирования формируют Федеральный закон № 315-ФЗ, имеющий общий характер, и Федеральный закон № 223-ФЗ, регулирующий семнадцать видов деятельности на финансовом рынке, на которые не распространяется действие Федерального закона № 315-ФЗ. Перечень этих видов деятельности указан в статье 3 Федерального закона № 223-ФЗ и статье 1 Федерального закона № 315-ФЗ. К ним относятся:

Деятельность брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов.

Деятельность акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Деятельность специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов.

Деятельность страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования.

Деятельность микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Деятельность форекс-дилеров и инвестиционных советников.

Финансовая организация может получить статус СРО в отношении одного или нескольких видов деятельности из указанного перечня (статья 3 Федерального закона № 223-ФЗ).

Кроме того, существует ряд федеральных законов, регулирующих вопросы саморегулирования в конкретных видах предпринимательской и профессиональной деятельности.

Важно не путать саморегулируемые организации (СРО) со специализированными негосударственными объединениями, где членство обязательно для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью. Примеры таких объединений, отличающихся от СРО по своему правовому статусу, включают нотариальные и адвокатские палаты, а также профессиональные объединения страховщиков, такие как те, что создаются в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Признаки саморегулируемых организаций

Термин «саморегулируемая организация» (СРО) был адаптирован российским правом из англо-американской правовой системы, где обозначается как «self-regulatory organization». В международной практике организация считается саморегулируемой, если ей делегирован определенный уровень контроля над конкретной сферой деятельности [6, c. 2146–2147].

В российской цивилистике не существует общепринятого определения СРО. Однако законодательное определение закреплено в статье 3 Федерального закона № 315-ФЗ. Исходя из этого определения, законодатель признает СРО некоммерческие юридические лица, созданные для целей, установленных как в Законе № 315-ФЗ, так и в других федеральных законах. Они основаны на обязательном членстве и объединяют субъектов предпринимательства, которые классифицируются в зависимости от рынка производимых товаров (услуг, работ), отрасли производства либо вида профессиональной деятельности. Примерами могут служить СРО в строительстве или аудиторские СРО.

Законодательное определение позволяет выделить следующие основные признаки СРО, отличающие их от других участников гражданского оборота: во-первых, это некоммерческая организация; во-вторых, ее деятельность имеет определенную законом цель; в-третьих, она основана на членстве; и, наконец, членами являются предприниматели или профессионалы, объединенные в случаях, установленных законом.

Закон № 315-ФЗ (ч. 3 ст. 3) устанавливает конкретные требования к СРО, которые отличают их от других некоммерческих организаций. Во-первых, численность членов СРО строго ограничена: не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности (при этом федеральное законодательство может устанавливать иные требования). Во-вторых, все члены обязаны соблюдать принятые организацией правила и стандарты. В-третьих, каждый член несет дополнительную имущественную ответственность перед потребителями услуг (товаров, работ) и иными лицами, и СРО должна обеспечивать данную ответственность. По мнению Ю. Г. Лесковой, именно совокупность этих признаков и требований отражает сущность СРО [7, c. 31].

Однако в юридической литературе встречается мнение, что СРО — это не организационно-правовая форма юридического лица, а скорее, особый статус. Этот статус присваивается действующей некоммерческой организации, основанной на членстве, при условии соответствия ее деятельности требованиям, установленным законодательством [7, c. 88].

Саморегулируемым организациям свойственны отдельные черты, характерные для публичных юридических лиц. Это объясняется спецификой их правовой природы, которая проявляется в сочетании публичных и частных элементов. Как отмечает Р. Н. Аганина (цит. по [6, c. 2148]), передача функций от государственных органов профессиональным сообществам не отменяет их общественную значимость, поскольку они по-прежнему направлены на поддержку и защиту общественных интересов. Следовательно, СРО выполняют в этой сфере именно публичные функции.

Таким образом, рассмотрение саморегулирования показывает его неоднозначную правовую природу. С одной стороны, это инструмент гражданско-правового регулирования, а с другой — институт, имеющий публично-правовые границы. Основная задача саморегулируемых организаций заключается в создании условий для соблюдения прав и законных интересов всех участников правоотношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской или профессиональной деятельности в определенной экономической области.

Литература:

  1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 02.07.2021). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.04.2025).
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.04.2025).
  3. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 03.02.2025 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.04.2025).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.04.2025).
  5. Курбатов А. Я. Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография / А. Я. Курбатов. — Москва: Юстицинформ, 2022. — 244 с. — ISBN 978–5–7205–1846–2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/266612 (дата обращения: 09.04.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  6. Ершова И. В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. — 2014. ‒ № 10. — С. 2142–2150.
  7. Лескова Ю. Г. К вопросу о правовой природе и сущности саморегулируемой организации // Современная наука. — 2010. ‒ № 2. — С. 30–33.
  8. Герасимов А. А. Нормативно-правовые основы деятельности саморегулируемых организаций как субъектов гражданского права // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. ‒ № 1. — С. 88–92.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

юридическое лицо, саморегулируемые организации, арбитражный управляющий, права потребителей, СРО, признаки СРО, субъекты экономической деятельности

Похожие статьи

Задать вопрос