В статье рассматриваются мероприятия «перекрестных» Годов культуры России и Китая как инструмент реализации государственной культурной политики. Анализируется значение перекрёстных культурных мероприятий в контексте внешнеполитической стратегии и «мягкой силы» государства. Особое внимание уделяется образовательному и просветительскому потенциалу проводимых акций, включая мастер-классы, фестивали и другие формы массового вовлечения масс в российско-китайский культурный диалог. Обозначен инновационный формат проводимых городских культурных мероприятий, отражающий синтез социокультурного менеджмента и формирования межкультурной компетентности граждан. Дополнительно рассматривается динамика туристических потоков между странами как индикатор эффективности российско-китайской культурной политики. Отмечается активное участие государственных и общественных институтов в реализации проектов на федеральном и региональном уровнях. Подобные социокультурные акции становятся не только каналом дипломатического взаимодействия, но и фактором устойчивого гуманитарного и экономического партнерства, способствующего расширению сфер сотрудничества между двумя странами.
Ключевые слова: государственная культурная политика, международное культурное сотрудничество, культурная дипломатия, педагогика культуры, социокультурная инноватика, межкультурная коммуникация, мягкая сила, мастер-классы, социально-культурный менеджмент, культурный туризм.
The article examines the events of the «cross» Years of Culture of Russia and China as a tool for implementing state cultural policy. It analyzes the significance of these cultural events in the context of foreign policy strategy and the concept of «soft power». Particular attention is paid to the educational and enlightening potential of the activities, including master classes, festivals, and other forms of mass engagement in the Russian-Chinese cultural dialogue. The innovative format of urban cultural events is highlighted, reflecting a synthesis of socio-cultural management and the formation of citizens' intercultural competence. Additionally, the article considers the dynamics of tourist flows between the two countries as an indicator of the effectiveness of Russian-Chinese cultural policy. The active participation of governmental and public institutions in the implementation of projects at both federal and regional levels is emphasized. Such socio-cultural initiatives are presented not only as a channel for diplomatic interaction but also as a factor of sustainable humanitarian and economic partnership, contributing to the expansion of cooperation between the two countries.
Keywords: state cultural policy, international cultural cooperation, cultural diplomacy, cultural pedagogy, socio-cultural innovation, intercultural communication, soft power, master classes, socio-cultural management, cultural tourism.
В современных условиях формирующегося нового полицентричного миропорядка одним из важнейших инструментов, способствующих созданию благоприятных условий для реализации внешнеполитических задач государства выступает культура. Государственная культурная политика (далее — ГКП), основанная на принципах «мягкой силы», выполняет не только представительские, но и образовательные, интеграционные и инновационные функции.
Одним из наиболее ярких примеров практической реализации ГКП становятся, в силу масштаба и количества вовлеченных институтов и участников, «перекрёстные» Годы культуры между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (далее — Годы культуры, Годы культуры России и Китая). Цель исследования, результаты которого изложены в настоящей статье, заключается в анализе Годов культуры как формы реализации государственной культурной политики, а также в выявлении их просветительского и инновационного потенциала как инструмента межкультурного взаимодействия. Объект исследования выбран ввиду масштаба, устойчивости и значения российско-китайского партнерства в системе современных международных культурных отношений.
Понимание сущности и функций Годов культуры невозможно без обращения к содержанию и нормативно-правовой форме Государственной культурной политики Российской Федерации.
Государственная культурная политика — официально признанный инструмент «мягкой силы», реализуемый в рамках выполнения ряда внутри- и внешнеполитических задач. Точное определение дает Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808, включающий две основополагающие формулировки.
Первая из них раскрывает суть объекта регулирования: «Культура — совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.)» .
В свою очередь, политика по отношению к культуре описана следующим образом: «культурная политика — действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей [9, с. 4]».
В действительности, государственная культурная политика на международной арене становится не только средством продвижения национального культурного бренда, но и важным инструментом дипломатии, позволяющим укреплять экономические и политические связи.
Культурная политика государства, как инструмент внешнего влияния, не является новым явлением: её реализация прослеживается на протяжении всей истории советской и постсоветской дипломатии. Наиболее показательны в этом контексте примеры культурных обменов второй половины XX века.
Так, в 1957 году впервые состоялись гастроли Государственного Академического Большого театра СССР в Токио и Осаке. Выступления были высоко оценены балетными кругами Японии. В свою очередь, гастроли решали и дипломатические задачи: этот тур «стал первой ласточкой культурных обменов после подписания советско-японской декларации 1956 года, прекращающей состояние войны между странами» [8, с. 67−68].
Историческая ретроспектива позволяет выявить устойчивые практики использования культуры в качестве дипломатического инструмента. Именно подобные примеры формируют базис инновационного формата крупномасштабных культурных акций по типу «перекрёстных» Годов культуры.
Эволюция инструментов культурной дипломатии — от локальных инициатив отдельных учреждений культуры до крупномасштабных межгосударственных программ — отражает качественные изменения в структуре государственной культурной политики. На сегодняшний день подобные проекты, охватывающие музеи, театры, образовательные учреждения и иные культурные платформы, реализуются в рамках единой концепции и федерального плана мероприятий. Консолидация усилий региональных и федеральных ведомств становится возможной благодаря укреплению сотрудничества между странами на мировой арене.
В программном документе Министерства иностранных дел Российской Федерации «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами», утвержденном Министром иностранных дел Российской Федерации И. С. Ивановым, приведен тезис об основном партнере России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: «Особое значение имеет традиционное и приобретающее все более широкие масштабы сотрудничество в сфере культуры с Китаем…» [5].
Годы культуры России-Китая реализуются в контексте знаменательной даты — 75-летия установления дипломатических отношений [1, с. 12–13]. Китай становится полноценным партнером России в 2001 году, после подписания договора о добрососедстве [4]. Закономерным продолжением устойчивого политического и культурного диалога становится официальное распоряжение Президента Российской Федерации В. В. Путина «О проведении Годов культуры России-Китая» от 3 января 2024 г. № 3-РП [7]. Таким образом, проведение Годов культуры приобретает не только символическое, но и нормативно-правовое значение, отражает приоритет культурного сотрудничества в государственной внешнеполитической повестке.
Впервые, годами России-Китая были объявлены 2006–2007 гг. В ходе данных событий в КНР было организовано более 250 мероприятий, включая Харбинскую торгово-экономическую ярмарку, Российскую Национальную выставку в Пекине и т. д. С российской стороны было проведено более 200 мероприятий, в числе которых — выставка «Белое золото: классика и современность китайского фарфора», выставка «Возвращение Будды. Сокровища древнего Китая» в Эрмитаже, гастроли театра Пекинской оперы и т. д. [6, с. 46–47].
Системность в проведении крупномасштабных культурных инициатив демонстрирует нацеленность на устойчивый и институциональный подход, в котором культура выступает в роли системного игрока в комплексной дипломатической работе государства. Повторное проведение Годов культуры спустя почти два десятилетия подтверждает прочность российско-китайских отношений, а расширение программы Годов, инновационные форматы мероприятий — углубление партнерства между странами.
В целях достижения качественно нового уровня сотрудничества между странами в объявленные Годы культуры России-Китая запланировано проведение более 230 мероприятий. В 2024 году уже успешно проведено более 115 событий. Участие примут 44 региона России, включая 38 городов, со стороны Китая культурные акции пройдут в 51 городе.
Органы власти участвуют в реализации мероприятий как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях [3]. В организации мероприятий Годов непосредственное участие принимают Посольство России в Китае и Посольство Китая в России.
Организационный комитет Годов культуры 2024–2025 гг. демонстрирует высокий уровень координации между государственными и региональными органами исполнительной власти, учреждениями культуры и образовательными организациями. Отличительной чертой Годов культуры 2024–2025 гг. от мероприятий 2006–2007 гг. является не только масштаб, но и гибкость формата — от академических мероприятий до интерактивных массовых акций. Подобный подход позволяет расширить целевую аудиторию проекта, ведь мероприятия становятся разнообразнее, доступнее и более вовлекающими. Сегодня не нужно идти в театр, чтобы прикоснуться к культуре другой страны — можно просто выйти на прогулку в центр города.
Наиболее показательным примером инновационного и просветительского потенциала Годов культуры становится Фестиваль «Китайский Новый год в Москве», состоявшийся в 2024 году на Камергерском переулке. Формат фестиваля вышел за рамки традиционного концертно-выставочного представления: в его программе — мастер-классы по китайской каллиграфии, традиционной живописи и декоративно-прикладному искусству, возможность прикоснуться к культурному коду Китая, гуляя по Москве. Отдельное внимание заслуживает гастрономический блок, в ходе которого национальная кухня Китая была представлена в формате уличного фуд-корта — практики, ранее не свойственной российским культурным мероприятиям подобного уровня. Дополнительный инновационный аспект был связан с использованием цифровых технологий: программа фестиваля транслировалась в режиме реального времени на городских медиаплатформах, использовались QR-коды с информацией о культурных традициях Китая, а также интерактивные элементы — от онлайн-квестов до виртуальных экскурсий, интегрированных в официальные аккаунты мероприятия.
Фестиваль в рамках Года культуры становится примером социокультурной инноватики, успешно сочетающей образовательные, гастрономические и художественные элементы в формате массового вовлечения.
Наиболее наглядным и измеримым индикатором эффективности «перекрестных» Годов культуры России и Китая становится динамика туристических потоков между странами.
По мнению А. В. Алхутова, туризм как способ диалога культур объективно способствует расширению спектра индивидуального, личностного опыта. При этом эвристическая, творческая функция является важнейшей из социально значимых функций культурного туризма [2].
В действительности, именно туризм позволяет зафиксировать реальный интерес граждан к культуре партнерского государства и свидетельствует, что мероприятия выходят за рамки символических акций. На наш взгляд, использование показателя туристической активности в анализе государственной культурной политики оправдано: оно отражает не только результаты просветительской работы, но и степень успешности построения гуманитарного диалога.
На фоне обсуждений о полной отмене визового режима между странами, который на данный момент допускает посещение стран без визы на срок до 30 дней в рамках групповых туристических поездок, объемы взаимного турпотока между РФ и Китаем уже превысили значение в 1 млн. человек в год [10].
Так, рост числа взаимных поездок демонстрирует, что культура становится фактором притяжения — в этом заключается стратегическая ценность Годов культуры как инструмента «мягкой силы».
Подводя итог, можно утверждать, что Годы культуры России и Китая не только способствуют укреплению двусторонних отношений, но и становятся мощным инструментом мягкой силы, интегрируя функции просвещения, воспитания и социокультурного моделирования. Они демонстрируют, как культурная дипломатия выходит за пределы элитарного пространства и становится достоянием массовой аудитории. Актуальность подобных мероприятий заключается не только в их культурно-эстетической значимости, но и в потенциале формирования устойчивых межгосударственных связей на уровне повседневного опыта граждан. Именно в этом — основа культурной политики нового типа, ориентированной на человека как носителя диалога культур.
Литература:
- Алтунян С. С. История возникновения связей между Россией и Китаем // Инновации в науке. 2018. № 1 (77). С. 10–13.
- Алхутов, А. В. Туризм как способ взаимодействия культур: Автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01; Краснодарский госуд. ун-т культуры и искусств. Краснодар, 2009
- Более 230 мероприятий запланировано в рамках проведения Годов культуры России — Китая. Министерство Культуры Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/press/news/bolee_230_meropriyatiy_zaplanirovano_v_ramkakh_provedeniya_godov_kultury_rossii_kitaya/ (дата обращения: 11.03.2025)
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16.07.2001. Официальные сетевые ресурсы Президента России [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (дата обращения: 08.03.2025)
- Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел РФ: официальный сайт. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1751584/ (дата обращения: 08.03.2025).
- Плиев С. М. Межгосударственное культурное сотрудничество России и Китая: основные тенденции // Общество и государство. 2023. № 4. С.45–50.
- Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.01.2024 № 3-рп «О проведении Годов культуры России — Китая». Официальные сетевые ресурсы Президента России [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/74052 (дата обращения: 10.03.2025)
- Сердюк Н. Д. Из истории рецепции классического балета в Японии в первой половине ХХ века // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. No 1 (60). С. 62–69
- Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014 г. — № 52. — Ст. 7753 с изм. и допол. в ред. от 25.01.2023.
- Число взаимных поездок туристов РФ и КНР в 2024 году превысило 1 млн. ТАСС [электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/21636151 (дата обращения: 11.03.2025)