В статье исследуется текущее состояние функционирования субъектов малого предпринимательства в Пензенской области. Рассмотрены различные определения понятия «малое предпринимательство», отмечены критерии, по которым можно определить субъект малого предпринимательства согласно федеральному законодательству, описана динамика показателей развития малого предпринимательства как по Пензенской области, так и по Приволжскому Федеральному округу в целом. Проведен анализ статистических данных с 2020–2024 гг. о состоянии малого бизнеса, исследована динамика числа субъектов малого предпринимательства, отраслевая принадлежность малого бизнеса Пензенской области. На основании проведенного анализа сформулированы выводы о современных тенденциях деловой активности малого предпринимательства Пензенской области, выявлены основные направления региональной поддержки малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, субъекты малого предпринимательства, региональная поддержка.
В современных реалиях развитие экономической системы любого уровня в стране трудно представить без участия предпринимательского сектора, который в условиях нестабильной геополитической и экономической ситуации берет на себя смелость быть инициатором разработки новых подходов и технологий производства, давая тем самым ресурсы для крупных игроков экономического рынка.
Актуальность работы заключается в том, что от успешного функционирования и непрерывного развития сектора малого бизнеса любого региона зависит общее благосостояние и устойчивое развитие страны в целом.
Теоретическую базу исследования составили аналитические и обзорные научные труды по развитию малого предпринимательства в России.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания: системный анализ, сравнительный анализ, обобщение.
При оценке динамики показателей развития малого предпринимательства Пензенской области использованы статистические методы анализа временных рядов.
Информационной базой исследования выступили данные Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области, материалы Фонда поддержки предпринимательства Пензенской области, данные Федеральной службы государственной статистики, а также материалы исследовательских компаний в сфере малого бизнеса. Правовую основу составили федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства.
Малое предпринимательство или малый бизнес — это сектор экономики, который характеризуется малым объемом производства, небольшим числом сотрудников и ограниченной долей на рынке. Благодаря своей адаптивности, малые предприятия способны оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, удовлетворять потребности потребителей и внедрять инновационные решения [5]. При этом в экономике любой развитой страны малый бизнес играет важную экономическую, социальную и политическую роль.
Во-первых, малый бизнес является важным источником занятости. Он предоставляет рабочие места для значительной части населения, что способствует снижению безработицы и вовлекаемости социально-уязвимых групп населения (молодежь, пенсионеры, инвалиды) в процессы производства. Малый бизнес также активно участвует в подготовке квалифицированных кадров, способствует развитию навыков и знаний для работы в различных областях экономики.
Во-вторых, малое предпринимательство способствует диверсификации экономики, снижая зависимость от крупных предприятий, в том числе зарубежных, и сырьевых секторов. Это особенно важно в условиях экономической и политической нестабильности. После ряда международных санкций и изменений в мировой экономике малый бизнес в Российской Федерации столкнулся с новыми вызовами, включая рост цен на сырьевые материалы и изменение потребительского спроса. Однако субъекты малого предпринимательства часто открывают новые производства сами, что позволяет сократить зависимость от импортных товаров и услуг. Особенно актуально это в таких отраслях экономики, как легкая промышленность, пищевая промышленность и высокие технологии [8].
В-третьих, малые предприятия часто первыми являются источником инноваций и внедрения новых технологий. Это способствует здоровой конкуренции, повышению качества предоставляемых товаров и услуг, росту экономической эффективности и производительности труда.
В-четвертых, малый бизнес активно участвует в жизни местных сообществ, поддерживая различные инициативы и проекты. Субъекты малого предпринимательства часто работают с местными поставщиками, что помогает создавать локальные цепочки поставок, уменьшать время и затраты на доставку сырья и готовой продукции, стимулировать развитие местного производства.
Несмотря на длительную историю существования и развития малого предпринимательства, дискуссии о его точном определении и сущности остаются актуальными в научном сообществе и по сей день.
Аппалонова Н. А. и Бердникова Л. Р. пишут: «малое предпринимательство представляет собой хозяйственную деятельность, которая ведется самостоятельно на свой страх и риск с целью получения прибыли» [3, с. 79].
Струкова Н. А. и Полякова М. С. считают, что малый бизнес — это деятельность физических или юридических лиц, направленная на получение прибыли посредством продажи товаров или услуг [10].
Основные требования, предъявляемые к субъектам малого предпринимательства в России, определяются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Главными являются:
— среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек для малых предприятий; 15 человек для микропредприятий;
— объем выручки от реализации товаров и услуг не должен превышать 400 млн. руб. без учета НДС для малых предприятий; 60 млн. руб. для микропредприятий;
— суммарная доля участия в уставном капитале предприятия субъектов РФ, муниципальных образований и других организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, должна составлять не более 25 %.
На 2024 г. состояние малого бизнеса в Российской Федерации можно охарактеризовать как сложное, но с определенными признаками восстановления и адаптации к новым условиям и, несмотря на существующие трудности, у него есть потенциал для дальнейшего роста и развития.
В Пензенской области малое предпринимательство занимает устойчивое положение в экономике региона. Субъекты малого предпринимательства занимают свою нишу, как на внутреннем рынке страны, так и удачно развивают международные экономические связи [11].
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2024 г. на территории Приволжского Федерального округа (далее — ПФО) свою хозяйственную деятельность осуществляет 1118607 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — малые предприятия) [14], что составляет 17,19 % от общего количества малых предприятий Российской Федерации. На рис. 1 представлено количественное распределение субъектов малого предпринимательства по регионам ПФО.
Рис. 1. Количество субъектов малого предпринимательства по регионам ПФО, ед.
В Пензенской области по состоянию на 10.12.2024 г. функционирует 46837 малых предприятий, причем 96 % из них составляют микропредприятия [4]. В табл. 1 представлены данные об изменении количества зарегистрированных малых предприятий в Пензенской области.
Таблица 1
Динамика изменений количества малых предприятий в Пензенской области за 2021–2024 гг.
Год |
Всего малых предприятий |
Из них микропредприятия |
Темп роста, % |
|
Малые предприятия |
Микропредприятия |
|||
2020 |
43469 |
41652 |
- |
- |
2021 |
43489 |
41730 |
100 |
100,1 |
2022 |
43839 |
42066 |
100,8 |
100,8 |
2023 |
45478 |
43658 |
103,7 |
103,7 |
2024 |
46837 |
45000 |
103 |
103 |
Согласно представленным данным, количество малых предприятий постоянно растет. Так, в 2024 г. их выросло на 1359 единиц (2,98 %) по сравнению с предыдущим периодом, а за весь анализируемый период увеличилось на 3368 единиц (7,74 %).
На рис. 2 представлена наглядная динамика роста числа предприятий малого предпринимательства в Пензенской области.
Рис. 2. Динамика роста числа предприятий малого предпринимательства в Пензенской области, ед.
Такая структура малого бизнеса в регионе является стабильной уже несколько лет, что позволяет сделать вывод о том, что в Пензенской области сформированы благоприятные условия для вовлечения населения в организацию предпринимательской деятельности [6].
Обороты производственной деятельности малого бизнеса ПФО также отличается положительной динамикой. В Пензенской области расширение сфер деятельности и выходы на новые рынки продаж малых предприятий отражается в наращивание объемов их оборотов деятельности. Так в 2023 г. оборот предприятий составил 218042,4 млн. руб., что на 33859,1 млн. руб. (18,38 %) больше предыдущего периода. За весь рассматриваемый период оборот деятельности малых предприятий Пензенской области увеличился на 51,65 % [14].
На рис. 3 представлена динамика оборотов малых предприятий Пензенской области.
Рис. 3. Обороты производственной деятельности малых предприятий Пензенской области за 2020–2023 гг., млн. руб.
Особенностью функционирования предприятий малого бизнеса является их территориальная привязка деятельности и ориентир на потребителей местного рынка. В Пензенской области, как и в других регионах России, малые предприятия неравномерно распределены по различным отраслям экономики. На рис 4. представлено процентное распределение малых предприятий в Пензенской области по различным отраслям экономики.
Рис. 4. Отраслевая структура малого бизнеса в Пензенской области, %
Традиционно для малого бизнеса самой привлекательной отраслью является торговля — 44 %. Далее идет транспортировка и хранение (включая склады и логистику) — 14 %, обрабатывающие производства (деревообработка, производство мебели, текстиля, оборудования и т. п.) — 10 %, недвижимое имущество — 8 %, предоставление бытовых услуг населению, консалтинг и научно-техническая деятельность — 7 % [12].
Широкое распространение в регионе получили торговые сети, салоны красоты, предприятия ремонта и мойки автомобильного транспорта, предприятия общественного питания, производство мебели и др. [13].
Также важно отметить, что сильных структурных сдвигов в отраслевой принадлежности малого бизнеса Пензенской области не наблюдается уже несколько лет.
На 01.11.2024 г. в ПФО среднесписочная численность работников, занятых в секторе малого предпринимательства составила 2842482 чел., что составляет 18,81 % от общего показателя по стране [14]. На Пензенскую область приходится 4,24 % работников от этого количества, как мы видим в табл. 2 в секторе малого бизнеса в Пензенской области занято 120605 человек, что составляет 15 % от общего количества официально занятого населения региона [9].
Таблица 2
Среднесписочная численность работников в секторе малого бизнеса ПФО, чел.
Регион |
Численность |
Удмуртская республика |
180973 |
Чувашская республика |
115045 |
Республика Татарстан |
424948 |
Республика Башкортостан |
308499 |
Республика Марий Эл |
60677 |
Республика Мордовия |
64319 |
Пермский край |
260992 |
Кировская область |
128757 |
Оренбургская область |
136445 |
Самарская область |
351491 |
Ульяновская область |
112938 |
Нижегородская область |
379016 |
Саратовская область |
197777 |
Пензенская область |
120605 |
Таким образом, можно сделать вывод, что субъекты малого и среднего предпринимательства в Пензенской области успешно функционируют во многих отраслях экономики, наиболее успешными из которых можно назвать сферу торговли, обрабатывающих производств, операции с недвижимостью и предоставление услуг населению. Именно в этих сферах малый бизнес региона показывает количественное преимущество и наибольшие обороты хозяйственной деятельности. В связи с этим остается актуальным вопрос выяснения факторов, способствующих развитию предпринимательского потенциала области.
Малый бизнес, сталкиваясь с различными проблемами, преимущественно пытается решить их самостоятельно. Однако Правительство Пензенской области продолжает реализовывать меры поддержки для предприятий малого бизнеса, направленные на стимулирование их развития и устойчивости в условиях экономических изменений. В 2024 г. поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области осуществлялась в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», направленного на стимулирование предпринимательской активности жителей региона [7].
В рамках реализации данного национального проекта, Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области были реализованы следующие региональные проекты:
— «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»;
— «Создание благоприятных условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»;
— «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» [7].
По данным Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области по итогам 2024 г. все установленные целевые показатели были достигнуты в полном объеме. Общий объем финансирования, привлеченного на реализацию целей и задач региональных проектов, составил 55,9 млн. руб. [7].
В соответствии с действующей Стратегий социально-экономического развития Пензенской области до 2035 г. основными целями развития малого бизнеса являются реализация предпринимательского потенциала, содействие самозанятости граждан, создание новых рабочих мест и доходов бюджета [2]. В связи с этим среди основных направлений поддержки в настоящее время можно выделить:
- Финансовую поддержку, которая осуществляется в регионе в виде предоставления субсидий и грантов на развитие бизнеса, модернизацию оборудования и внедрение инновационных технологий в производство, а также на открытие новых предприятий. Субъектам малого предпринимательства также доступно сотрудничество с банковскими учреждениями для предоставления кредитов по сниженным ставкам. Услуги кредитования малых предприятиям в Пензенской области оказывает Акционерное общество «Гарантийная микрокредитная компания «Поручитель» [2].
- Образовательные программы в виде организации семинаров, тренингов и мастер-классов для предпринимателей, направленных на развитие навыков управления, финансового планирования и др. [9]
- Информационно-консультативную поддержку, которая определяется предоставлением актуальной информации о новых возможностях, изменениях в законодательстве и тенденциях рынка для субъектов малого предпринимательства. В Пензенской области осуществляется такими организациями, как Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области, Фонд развития промышленности Пензенской области, ООО «Центр кластерного развития» [9].
- Имущественная поддержка организована в регионе в виде создания и развития бизнес-инкубаторов и технопарков, которые предоставляют малым предприятиям необходимые ресурсы в виде аренды помещений и оборудования, а также дополнительные услуги для старта и развития бизнеса. В настоящий момент на территории Пензенской области действуют 7 бизнес-инкубаторов и 2 технопарка (технопарк «Рамеев», технопарк «Яблочков») [2].
- Поддержку экспортной деятельности, которая включает в себя предоставление консультационных услуг и финансовой помощи малым предприятиям, желающим выйти на международные рынки. В Пензенской области существует «Центр поддержки экспорта Пензенской области», целью деятельности которого является интернационализация бизнеса предпринимателей региона, поиск и развитие международного партнерства предприятий малого бизнеса [2].
Эти меры направлены на создание благоприятной среды для развития малого бизнеса в Пензенской области, способствуя его конкурентоспособности и устойчивости в условиях стремительно меняющейся экономической ситуации.
Таким образом, в результате анализа состояния малого предпринимательства в Пензенской области были выявлены как общие тенденции, так и региональные особенности развития данного сектора.
Увеличение количества субъектов малых предприятий, увеличение оборотов хозяйствования, рост занятости рабочих мест являются показателями эффективности функционирования предприятий малого бизнеса и их высокого уровня развития в регионе. Малое предпринимательство способно повысить эффективность развития экономики Пензенской области за счет своих преимуществ, таких как гибкость и быстрая адаптивность к изменяющимся условиям экономики, минимизация бюрократических процессов и возможность оптимизации ресурсов в короткие сроки. Малый бизнес способен также успешно занимать ниши, которые не интересуют крупных игроков рынка, при этом находить там свою аудиторию и обеспечивать стабильный доход, создавать дополнительные рабочие места и увеличивать уровень доходов населения.
Реализуемые меры поддержки малого предпринимательства в Пензенской области можно называть эффективными, так как они создают благоприятный климат для становления, развития и расширения предпринимательства во всех отраслях экономической деятельности, активизации деловой активности и репутации региона в целом. Необходимо продолжать развивать все существующие направления поддержки, а также предусмотреть в области меры региональные налогового регулирования и инвестиционные программы.
Литература:
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
- Об актуальных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Пензенской области: распоряжение Правительства Пензенской области от 30.05.2020 № 460-рП.
- Аппалонова Н. А., Бердина Л. Р. Понятие и сущность малого предпринимательства: этапы становления в РФ / Н. А. Аппалонова, Л. Р. Бердина // Экономика, бизнес, инновации: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2019. С. 78–81.
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 01.01.2025).
- Зингер О. А., Ильясова А. В. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии / О. А. Зингер, А. В. Ильясова // Вестник алтайской академии экономики и права. Экономические науки. — 2021. — № 12. — С. 76–83.
- Интерфакс. Система сервисов по оценке рисков и обеспечению экономической безопасности бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: https://spark-interfax.ru/statistics/region/5600000000 (дата обращения: 01.01.2025).
- Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области [Электронный ресурс]. — URL: https://merp.pnzreg.ru/ (дата обращения: 01.01.2025).
- Новосельцева Г. Б. Перспективы развития малого предпринимательства в Пензенской области / Г. Б. Новосельцева, Н. В. Рассказова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. — 2018. — № 1 (7). — С. 45–55.
- Портал Поддержки малого и среднего предпринимательства Пензенской области [Электронный ресурс]. — URL: https://mbpenza.ru/news/15–12–2023/2737 (дата обращения: 01.01.2025).
- Струкова Н. А., Полякова М. С. Подходы к определению малого предпринимательства / Н. А. Струкова, М. С. Полякова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г. Ю. Гуляев. 2018. С. 30–32.
- Соколова И. С. Развитие малого предпринимательства в региональной экономике: на примере Пензенской области: дис. … кандидата экономических наук. Пенза, 2011. 185 с.
- Уланова О. И. Особенности развития малого бизнеса Пензенской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 31. — С. 111–115. — URL: http://e-koncept.ru/2017/970037.htm (дата обращения: 08.04.2025).
- Учаева Т. В. Инвестиционный потенциал, имидж и привлекательность Пензенской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/48656 (дата обращения: 08.04.2025).
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://58.rosstat.gov.ru (дата обращения: 01.01.2025).