Развитие современных технологий в системе образования оказывает огромное воздействие на обучающую среду в Российской Федерации. Все ступени образования, школы и университеты, обязаны приспосабливаться к новым условиям и использовать современные, инновационные способы и методы обучения. Современные ученые утверждают, что при использовании инноваций, очень важно не забывать о традиционных методах обучения. Необходимо качественно комбинировать традиционные методики с новейшими технологиями.
Под инновациями в образовании подразумеваются нововведения, которые актуальны и имеют системно самоорганизующийся характер, так считает Е. В. Рапацевич. Такие нововведения должны благоприятно влиять на всей процесс обучения, в частности на способы и методы. Также под инновациями в образовании обычно считают внедрение новых методик преподавания, новые способы организации образовательного процесса, использование новых методов оценки образовательного результата. Например, создание профильных классов, использование игровых методик, тьюторство.
В 2024 году современные ученые смогли выделить несколько видов инноваций, которые уже используют преподаватели в своей практике. Большинство этих инноваций связаны с искусственным интеллектом. Но данные инновации ещё не достигли пика своего использования.
Одной из инноваций можно считать гибридное обучение, суть которого заключается в сочетании онлайн и офлайн обучения. Данный тип обучения позволяет учеником проходить обучение в индивидуальном темпе, что значительно повышает шансы на успешное освоение программы.
Обучение с использованием генеративных нейросетей также набирает популярность среди работников образования. Основным преимуществом использования данной инновации для обучающихся это круглосуточная поддержка. А также проектирование разнообразных учебных ситуаций с помощью виртуальных ассистентов, что помогает обучающим отработать определенную ситуацию в спокойной, домашней обстановке. С помощью данной функции можно спокойно подготовиться к дебатам или экзаменам [3, с. 25].
Успешнее инновации работают в группах численностью до тысячи человек, в многочисленных группах инновации усваиваются труднее. В малых группах значительно проще работать в направлении создания ситуации успеха, легче сформировать в людях заинтересованность. Следует обратить внимание, что при условиях включения инноваций в работу, есть вероятность риска: так считают М.Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури. По их мнению, почти половина инноваций, которые оказывают влияние на образовательные процесс и его организацию, заканчивается неудачей. Таким образом риск составляет 50 % [2, с.125].
В ходе развития процесса информатизации в системе образования в научной литературе выделяют такие тенденции: формирование факторов обучения, которые будут способствовать постоянному личностному развитию на протяжении всех этапов жизнедеятельности, разработка единой информационной сферы в образовании, внедрение в образовательную систему методов работы, которые направлены на применение современных компьютерных технологий, сочетание консервативных способов и методов обучения с актуальными инновациями, формирование ситуаций для совершенствования опережающего обучения. Все инновационные технологии считаются одной из важнейших частей современной системы обучения и обеспечивают повышение продуктивности образования.
Изучив мнения некоторых ученых (Л. Л. Босова, В. А. Красильникова, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт и др.) о влиянии информационных технологий на образовательный процесс, можно выделить некоторые аспекты:
— возможность сбора, хранения, передачи, переработки, анализа и применения разнообразной по своей природе информации в неограниченном количестве;
— увеличение доступности образования и разнообразие форм получения образования;
— формирование и усовершенствование процесса образования, которое будет направлено на личностное развитие, а также создание условий для развития дополнительного и опережающего образования;
— создание условий для усовершенствования процесса образования: виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое;
— создание условий для повышения активности субъектов в организации процесса образования;
— разработка единой информационно-образовательной среды обучения и не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом;
— создание условий для возможности обучения в независимости от местонахождения и времени обучения;
— существенное улучшение методического и программного обеспечения процесса образования;
— предоставление возможностей для выбора персонального пути освоения материалов обучения;
— предоставление условий для увеличения уровня мотивации самостоятельной поисковой деятельности обучающегося;
— увеличение факторов, влияющих на мотивационную сторону обучения и др. [1, с.15]
Наравне с уже привычными нововведениями, такими, как чат-боты, виртуальные лаборатории и другими, в современном мире появляются новые технологии.
Гибридное образование. Его смысл заключается в использовании онлайн и офлайн форм обучения, чаще всего оно используется в вузах, но применение возможно на всех уровнях образования. В нескольких высших учебных заведениях нашей страны создали и широко используют специальные кабинеты-аудитории, которые полностью оснащены микрофонами и камерами.
Практикоориентированное (дуальное) обучение заключается в направлении на практическую часть профессии. Наиболее актуально использование данного вида обучения целесообразно в сферах среднего специального и высшего образования. Данный вид обучения подразумевает тесное взаимодействие учебных заведений и компаний, которые готовы предоставить места практики.
Педагогика микростепеней: используется на онлайн-платформах, в корпоративном обучении и в вузах.
Прохождение курсов у блогеров (инфлюенсер, информационный бизнес): активно практикуется в онлайн-образовании. В большинстве случаев данные курсы не имеют качественного содержания. Считать данные курсы полноценной педагогикой невозможно.
Существуют и другие педагогические инновации, к которым можно отнести:
— педагогика автономии (самообучение);
— учебные курсы по проблемам ментального здоровья;
— образовательная урбанистика и другие.
Таким образом, в современном мире существует множество инновационных технологий, методов и способов обучения, позволяющим облегчить, усовершенствовать систему образования. Система образования развивается на основе запросов общества, ежегодно в системе образования появляются новейшие тенденции, которые позволяют адаптировать образование под актуальные реалии. В этом году большое количество инноваций связано с искусственным интеллектом. Необходимо помнить, что все инновации должны внедрятся очень аккуратно и с большой долей ответственности.
Литература:
- Аксарина Я. С. Исследование проблем инновационной педагогической деятельности в системе современного педагогического образования / Вестник Югорского государственного университета 2015 г. Выпуск 1 (36). С.17–19.
- Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования — образование в мире. — 2006. — № 4. — С. 119–124.
- Гревцева Г. Я., Швачко Е. В., Осипова Т. В. Инновация как педагогическая категория: сущность и особенности / Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 23, 2019. Т. 11, № 1. С. 21–26.