Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе через реализацию социально значимых проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Данелян, К. К. Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе через реализацию социально значимых проектов / К. К. Данелян, Э. М. Мовсесян, Г. И. Штукертова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124092/ (дата обращения: 18.04.2025).



Статья транслирует опыт формирования традиционных нравственных ценностей в начальной школе через реализацию социально значимых проектов.

Ключевые слова: традиционные нравственные ценности, социально значимый проект, урок

В современном обществе, наполненном цифровой информацией и виртуальными взаимодействием, порой кажется, что расстояние между детьми становится все больше. Эта дистанция, на первый взгляд, может показаться безобидной, но она затрагивает глубинные человеческие отношения и нравственные установки.

В таких условиях дети развиваются в цифровом пространстве: они умело манипулируют технологиями, играют в многопользовательские игры и отправляют сообщения друг другу мгновенно. Но что же происходит с их способностью проявлять сострадание, милосердие, уважение? Думают ли они, что за каждым «лайком и комментарием» скрываются живые люди, нуждающиеся в настоящих искренних человеческих контактах.

Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе одна из актуальных тем в современной системе образования. Реализовать формирование традиционных ценностей можно через социально-значимые проекты. Одним из таких проектов является проект «Уроки доброты». Самой главной движущей силой проекта являлось создание небольших групп, которые создавались на добровольной основе по инициативе самих учащихся. Определяющий критерий для объединения в такие группы общность интересов.

Максимально эффективная работа организована при количестве участников проекта не более 5–8 детей. Деятельность микрогруппы состояла из 2 частей: проектирования предстоящего мероприятия и проведения самого мероприятия. Работе каждой группы помогали постоянно назначенные наставники 2–3 родителя.

Мероприятия в группах проводились по 3 основным направлениям: «Помощь» (помощи приютам для бездомных животных), «Рука героям» (оказание помощи участникам СВО), «Береги природу!» (природоохранная деятельность).

Социально значимый проект «Уроки доброты» включает в себя три направления:

«Помощь»

Данное направление предполагало деятельность учащихся в сборе медикаментов, предметов первой помощи, кормов для бездомных животных. Кроме того, оказание волонтерской помощи в приютах для бездомных животных совместно с родителями.

«Рука героям»

Данное направление предполагало сбор необходимых теплых вещей и медикаментов воинам-участникам СВО, изготовление рисунков, написание писем со словами поддержки.

«Береги природу!»

Направление предполагало участие в природоохранных мероприятиях, участие в уборке морского берега, сборе пластмассовых крышек, использованных батареек и макулатуры.

Актуальность, цели и задачи представлены в паспорте социально значимого проекта.

Таблица 1

Паспорт социально- значимого проекта «Уроки доброты»

1

Тема проекта

«Уроки доброты»

2

Актуальность

В воспитании детей приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Однако в настоящее время назрел кризис ценностной системы, выраженный падением моралью нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности.

Проект «Уроки доброты» подчеркивает важность бескорыстной помощи и направлен на формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности. Именно поэтому данный проект актуален

3

Цель

Учить детей преодолевать равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно.

Создать условия для активного приобретения личного опыта приобщения к основам социально-экологической культуры

4

Задачи

1. Воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической природоохранной деятельности.

2. Вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к членам семьи, охране природы, а также родному городу и стране.

3. Формирование осознанной потребности действовать от души сердца, а также навыков самопознания и самоанализа

5

Гипотеза

При формировании у ребенка образа мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и желая оказать искреннюю помощь нуждающимся людям, то он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде и быть в ней полезным

6

Социальная значимость проекта

Стремление ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями послужило отправной точкой к пониманию того, что многие люди, а также природа, животные и птицы нуждаются в помощи. Кроме того, проект поможет ученикам лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения

7

Руководители проекта

Данелян Каринэ Калустовна

Мовсесян Эмма Мартуновна

Штукертова Галина Ивановна

8

Участники проекта

Обучающиеся лицея

9

Место реализации проекта

МОБУ Лицея № 59 им. Трубачёва М. Г

По окончании проекта, несомненно, наблюдается достаточно высокий уровень социальной активности, развития мышления, речи, познавательных интересов, но главное высокий уровень развития деятельностных способностей: потребность и способность к постановке цели деятельности, самоконтролю и самооценке, правильной организация преодоления затруднений, рефлексии собственной деятельности, помощи окружающим.

Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

урок, традиционные нравственные ценности, социально значимый проект

Похожие статьи

Задать вопрос