Психологическое благополучие студентов в контексте развития ценностно-смысловой сферы личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.

Дата публикации: 11.04.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кочегарова, Т. И. Психологическое благополучие студентов в контексте развития ценностно-смысловой сферы личности / Т. И. Кочегарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124094/ (дата обращения: 19.04.2025).



В статье анализируется проблема психологического благополучия студента вуза, «психологическое благополучие» рассмотрено его в контексте развития ценностно-смысловой сферы личности студентов.

Ключевые слова: психологическое благополучие, ценностно-смысловая сфера.

Проблематика психологического благополучия выходит на передний план в современных научных исследованиях. Актуальность исследования данного феномена обусловлена глобальными переменами в мировом пространстве и связана с переосмыслением отношения, в том числе и в современном Российском образовании, к образовательному процессу вуза. Осуществляется явный переход к приоритетам воспитания перед образовательными услугами.

Становится очевидным, что психологическое благополучие современных студентов без духовно-нравственных основ, без развитой ценностно-смысловой сферы их личности в воспитательной среде современных вузов, невозможно. В научных работах последних лет цитируются несколько забытые афоризмы, такие как «Образование без воспитания — меч в руках сумасшедшего». Так говорил об образовании без воспитания Д. И. Менделеев. О неразделимости воспитания и образования говорил и великий Л.Н Толстой, подчеркивая, что всякое передаваемое знание должно действовать воспитательно.

Психологическое благополучие невозможно без приоритета духовно-нравственных ценностей перед материальными, о чем четко сказано в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Все усилия современной системы Российского образования направлены на скоординирование мер на выполнение заказа государственная политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе и в области образования и воспитания. Раскрывая феномен «психологическое благополучие», мы рассматривали его значение в контексте развития ценностно-смысловой сферы личности студентов, опираясь в том числе на нравственные ориентиры, без которых невозможно сформировать мировоззрение современных студентов, как психологически благополучных граждан России.

Анализ современных научных исследований обнаруживает уход прежних, тиражируемых массовой культурой взглядов на благополучие, где прослеживался явный приоритет материальных ценностей и актуальными стали работы с опорой на философскую традицию античности, где благополучие неотделимо от интенциональных аспектов человеческого бытия, активного и деятельностного существования [4].

Богатейшие данные о благоприятном функционировании личности накоплены в трудах Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Юнга, З. Фрейда [5]. Исследуя феномен «психологическое благополучие», мы опирались на эвдемонистическую и гедоническую концепция счастья А. Ватермана, который связывал счастье с античными философскими традициями гедонизма и эвдомонизма и дифференцировал «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» [3].

В нашем исследовании феномен «психологическое благополучие» раскрывался с точки зрения эвдомонистического подхода, согласно которому главным фактором благополучия является реализация собственного потенциала в социуме. В настоящее время можно говорить о многообразии в теоретическом осмысление феномена «благополучие», о целом спектре подходов к его исследованию [2].

В нашем исследовании психологического благополучия студентов в контексте развития ценностно-смысловой сферы личности мы опирались на принципы активности (Л. П. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Асмолов и др.), а также на положения культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, и рассматривали студентов как активных субъектов, способных противостоять воздействию внешних стимулов и внутренних импульсов [1].

Целью нашего исследования психологического благополучия студентов являлось выявление сходства и различия психологического благополучия студентов в контексте ценностно-смысловой сферы (ЦСС) студента на разных ступенях образования, анализ влияния возрастных особенностей на формирование ЦСС, а также нами выявлены сходство и различие в психологическом благополучие студентов женского и мужского пола.

Исследование показало, что психологическое благополучие студентов различно на разных ступенях обучения в вузе и связано с ЦСС. На первом курсе обучения психологическое благополучие студентов выше, чем при завершении обучения в вузе, когда оцениваются приобретенная компетентность и перспективы работы по специальности. В период обучения в вузе студентки женского пола более тревожны и имеют более низкий уровень психологического благополучия, чем студенты мужского пола. Также нами обнаружено, что ряд аспектов психологического благополучия связан с такими ценностями, как индивидуальные достижения и самостоятельность, а также забота о других людях (доброта). Между мужчинами и женщинами существуют статистически значимые различия в выраженности таких ценностей, как конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть и Безопасность. Следует отметить, что проведённый сравнительный анализ с помощью критерия Манна-Уитни не выявил статистически значимых различий ни по одной из рассматриваемых ценностей (p-значения выше 0,05), за исключением гедонизма, где p = 0,050 граничит с общепринятой границей значимости. То есть, существенных (устойчивых) различий между студентами мужчинами и студентами женщинами обнаружено не было.

Мы предполагали, что уровень благополучия у студентов статистически значимо различается в зависимости от курса обучения и снижается с увеличением ступени образования. В исследовании принимали участие студенты младших, старших курсов и магистры. Результаты сравнительного анализа с помощью критерия Краскела-Уоллиса показали статистически значимые различия по трём показателям: уровню негативных эмоций, ощущению одиночества и общему индексу благополучия PERMA. Оказалось, что на младших курсах студенты реже испытывают негативные эмоции и чувство одиночества, а также демонстрируют самый высокий общий уровень благополучия. По мере перехода к старшим курсам негативные переживания становятся более выраженными, а ощущение одиночества возрастает, причём наибольшие значения наблюдаются у магистрантов. Одновременно с этим общий показатель PERMA (отражающий совокупность позитивных эмоций, вовлечённости, взаимоотношений, смысла и достижений) постепенно снижается от младших курсов к магистратуре.

Очевидно, что на рост негативного эмоционального фона и одиночества в старших и магистерских группах влияет более высокая учебная и профессиональная нагрузка, повышенный уровень ответственности и конкуренция, сужение круга общения или недостаток времени на полноценные социальные контакты. Несмотря на то, что по остальным параметрам (позитивные эмоции, вовлечённость, взаимоотношения, смысл, достижения, счастье, здоровье) статистически значимых отличий не выявлено, именно показатели негативных состояний и снижение общего благополучия указывает на важность психологической поддержки студентов по мере продвижения по образовательной траектории.

Наше предположение о том, что студенты мужского пола обладают более высоким уровнем психологического благополучия, нежели чем студентки подтвердилось. Общий показатель благополучия PERMA, отражающий совокупность позитивных эмоций, вовлечённости, взаимоотношений, смысла и достижений, у студентов мужского пола достиг уровня 52,04, тогда как у студенток он составил 40,93. Таким образом, студенты мужского пола реже сталкиваются с негативными эмоциональными состояниями и в целом выше оценивают своё благополучие. При этом остальные параметры (позитивные эмоции, вовлечённость, взаимоотношения, смысл, достижения, счастье, здоровье и одиночество) не показали значимых различий между мужчинами и женщинами.

Нами обнаружена положительная связь между уровнем позитивных эмоций и склонностью к поиску новых впечатлений. Чем выше уровень позитивных эмоций, тем выше выраженность гедонизма (ориентации на удовольствие). Анализ показал, что позитивные эмоции статистически значимо связаны со Стимуляцией и Гедонизмом, что указывает на то, что люди, склонные к поиску новых впечатлений и удовольствий, чаще испытывают позитивные эмоции. Другими словами, стремление к разнообразию, новизне и наслаждению жизнью может способствовать повышенному уровню положительных переживаний и задачей современного вуза является организация образовательного пространства с учетом интересов современного студента и с опорой на нравственность, мораль и духовность, гражданственность [4].

Нами также обнаружена прямо пропорциональная зависимость междуосмысленностью жизни, самостоятельностью. Подтвердилось, что смысл жизни статистически значимо связан с самостоятельностью и достижениями, что студенты, осознающие смысл своей жизни, чаще демонстрируют стремление к независимости и достижению поставленных целей. Таким образом, наличие ясных жизненных ориентиров и осмысленности помогает человеку действовать более автономно и добиваться значимых успехов [3].

Обнаружена положительная связь между стремлением к достижениям и склонностью к поиску новых впечатлений (стимуляции). Достижения положительно коррелируют со стимуляцией — люди, ориентированные на достижение высоких результатов, также склонны к поиску новых впечатлений и стремлению к разнообразию в деятельности. Очевидно, что стремление к успеху сопровождается активной жизненной позицией и готовностью к риску, что способствует динамичному образу жизни.

Также подтвердилось, что чем выше уровень счастья, тем более выражены доброта и приверженность традициям, обнаружены значимые положительные корреляции между счастьем и добротой , а также между счастьем и традициями. Результаты показывают, что более счастливые люди чаще проявляют заботу о других, доброжелательность и склонны придерживаться традиционных ценностей. Возможно, поддержка социальных норм и участие в альтруистической деятельности способствует укреплению психологического благополучия.

Такжесуществует положительная связь между уровнем негативных эмоций и ориентацией на достижения . Люди, которые испытывают негативные эмоциональные состояния, могут быть более ориентированы на достижения. Возможно, тревожность, неудовлетворённость текущим положением и стресс подталкивают их к активной деятельности и стремлению к успеху, чтобы компенсировать внутренний дискомфорт. Очевидно, что жизнь сопровождается препятствиями, студенты встречаются с негативными событиями жизни, которые дают им бесценный опыт. Работа должна быть направлена на принятие жизни во всех ее проявлениях, что также является показателем психологического благополучия.Внашем исследовании психологического благополучия студентов в контексте развития ЦСС показало:чем выше уровень здоровья, тем ниже выражена доброта. Выявлена отрицательная связь между здоровьем и добротой , люди, имеющие более высокий уровень здоровья, в меньшей степени склонны к альтруизму и заботе о других. Это еще раз подтверждает тот факт, что негативные события жизни необходимы для психологического благополучия студентов, способствуют развитию ЦСС.

Итак, отмечается определенный интерес к изучению психологического благополучия. Мы видим, что с одной стороны страны, достигшие определенного уровня благосостояния, начинают придавать большее значение качеству жизни людей и можно было бы говорить о психологическом благополучии их граждан, однако очевидна тенденция к индивидуализму, к реализации своих индивидуальных потребностей и стремлений, люди погружаются в мир удовольствий и наслаждений, теряя при этом духовность, нравственность и мораль, заменяя истинные ценности ложными. Мы можем сказать, что политика нашего государства, направленная на приоритет духовно-нравственных ценностей перед материальными, нашла свое отражение в исследованиях современных авторов.

Литература:

1. Бердникова, И. А. Личностные ресурсы, эмоциональный интеллект и оптимизм как факторы психологического благополучия / И. А. Бердникова // [Электронный ресурс] // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции / Отв. ред. С. А. Водяха. — Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2019. — С. 95–98.

2. Сучков, Д. Д. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия [Текст] / Д. А. Леонтьев, Д. Д. Сучков Психологическое исследования [Электронный ресурс]. — 2015. — Т. 6.

3. Карапетян, Л. В. Эмоционально-личностное благополучие: монография / Л. В. Карапетян, Г. А. Глотова. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. 212 с.

4. Шамсетдинова, А. П. Социальный образ счастья и проблема его идентификации в философских учениях древнего мира / А. П. Шамсетдинова // Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: современность. Уфа: РИЦБашГУ, 2008 С. 137–143.

5. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой. Аналитическое повествование. М. Московский рабочий, 1990 С. 16

Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос