Роль театрализованной деятельности в развитии речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.

Дата публикации: 11.04.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сапегина, Е. С. Роль театрализованной деятельности в развитии речи / Е. С. Сапегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124095/ (дата обращения: 19.04.2025).



Речь — это основное средство человеческого общения, а в нашем случае правильная, грамотная речь — основной элемент фундамента будущего успешного обучения в школе. Речь не передается по наследству, в формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение. Очень важно, чтобы он слышал правильную, грамотную речь, наша с вами задача, в первую очередь, дать правильный образец. [4]

Театрализованная деятельность — это не просто игра!

Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. [3]

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают организация театрализованной деятельности. В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Театрализованные игры, позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать воображение, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Хотела бы вам предложить эксперимент: представьте, случилось такое, что люди не могут говорить, но знают слова, как бы они могли понимать друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).

— Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)

— Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?

Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.)

Уважаемые родители, как сказал Антуан де Сент — Экзюпери: «Все мы родом из детства», предлагаю в нём побывать в стране детства.

Случилось так, что вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Вот видите, у вас всё получилось. Получается, что жесты можно использовать вместо слов. Вот и с детьми мы часто ставим пантомимы, развивая артистизм и уверенность в своих силах.

Пантомима — это театральный этюд без слов.

А вот театрализованная деятельность — это мимика, пластика, и, конечно же, речь.

В основе театрализованной деятельности лежит какое- либо литературное произведение. Мы с детьми сначала его читаем полностью, затем зачитываем наиболее значимые отрывки, обсуждаем поступки героев, показываем фрагменты произведения с помощью театрализованной деятельности. Во время исполнения театральной роли воображение позволяет ребенку наделять героев произведений человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за них.

Помимо этого, играя в театр, дети учатся быть эмоциональными, сопереживать героям, подражать положительным персонажам и быть непохожими на отрицательных. В них закладываются основы дружбы, ответственности, справедливости, того, что мы редко встречаем в современных мультфильмах. Если вы захотите, чтобы ваш ребёнок развивал речь, творил, был коммуникабельным, то театрализованная игра очень подходит.

Существуют такие виды театра:

Пальчиковый театр — миниатюрный театр для пальчиков. Персонажей легко сшить, связать, склеить самостоятельно. Они одеваются на пальчики, не занимают много места. Ширмой может послужить любая импровизированная поверхность из подручных средств: коробка, чемодан, мамина сумка, лист картона, книга и т. д. Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.

Театр кукол Бибабо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Такой вид детского театра часто используют в своей деятельности психологи, логопеды, педагоги. Когда ребенок управляет таким персонажем, то он мысленно отождествляет себя с героем и действует за него. Персонажи театра би-ба-бо надеваются на кисть.

Театр вязаной игрушки

— Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

— Формирует творческие способности, артистизм;

— Обогащает пассивный и активный словарь.

Театр масок

Способствует развитию психофизических способностей, помогает развивать воображение, творческие способности, мышление, память.

Театр ложек — один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.

Теневой театр самый загадочный, зрелищный и удивительный вид искусства, необычный для восприятия детей. Дошкольники увлечённо участвуют в такой игре. Куклы в нем не объемные, а плоскостные, и показывают их на освещенном экране в виде силуэтов. Можно иллюстрировать сказки, басни, стихи и т. д. Пока читается текст, на экране показывают тени-иллюстрации.

Для организации такого вида театра потребуется экран (натянутая белая ткань, фонарь или настольная лампа, а вот актёрами теневого театра может быть что угодно. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, фигурки пальчикового театра. Вместо игрушечных персонажей, тени могут создавать непосредственно люди — кистью руки и пальцами. Такой вид театра называется «театр живых теней».

Кукольный театр из фетра поможет развить красноречие, фантазию, логику и привить интерес к искусству.

Данное пособие можно использовать как в индивидуальной, так и в работе небольшими группами детей. Это именно то средство, которое подразумевает собой применение индивидуального подхода, и в то же время привлекающее внимание почти всех детей, так как детям очень нравится инсценировать уже известные произведения, а также фантазировать, придумывать различные сюжеты для обыгрывания при помощи самодельных фигурок-персонажей. Состоит из ширмы и непосредственно персонажей из различных сказок. Все материалы можно пополнять с учетом возраста детей, по мере взросления менять атрибуты к сказкам и героев.

Театр драматизация

— Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

— Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

— Способствует самопознанию и самовыражению личности;

— Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Театрализованная игра:

— Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

— Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);

— Совершенствует артикуляционный аппарат;

— Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. В театрализованной деятельности дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. [2]

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки, формируется эстетический вкус, развиваются коммуникативные способности. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения. [1]

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Москва: Просвещение, 1991.– 127 с.
  2. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной детальности. –Москва: Сфера, 2010. — 128 с
  3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. — М., 2001. — 128 с.
  4. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — Москва : Владос, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос