Данная статья посвящена исследованию особенностей психологической диагностики детей с умственной отсталостью в начальной школе. Рассмотрены ключевые задачи диагностики, специфические методы и адаптированные инструменты, применяемые для оценки когнитивного развития, социально-эмоциональной сферы и адаптивного поведения данной категории детей. Особое внимание уделено этическим аспектам диагностики и важности комплексного подхода. Подчеркивается значимость ранней диагностики для разработки индивидуальных образовательных программ и эффективной психолого-педагогической поддержки детей с умственной отсталостью.
Ключевые слова: умственная отсталость, дети младшего школьного возраста, психологическая диагностика, когнитивное развитие, социально-эмоциональная сфера, адаптивное поведение, индивидуализированная образовательная программа, комплексный подход.
Умственная отсталость — это состояние, характеризующееся значительным снижением интеллектуального развития и дефицитом адаптивного поведения, которое проявляется в период развития. Диагностика умственной отсталости представляет собой сложную и многогранную задачу, требующую от специалистов глубоких знаний в области детской психологии, патопсихологии, специальной педагогики и дефектологии. Раннее выявление и правильная оценка особенностей развития детей играют решающую роль в определении образовательных потребностей, разработке индивидуальных образовательных программ и обеспечении эффективной психолого-педагогической поддержки [1].
Диагностика умственной отсталости является сложным и многоаспектным процессом, который опирается на четкие критерии и стандартизированные подходы. Существующие классификации играют ключевую роль в определении этих критериев. В данном разделе представлен обзор наиболее распространенных классификаций умственной отсталости МКБ-10 и МКБ-11.
В МКБ-10 умственная отсталость определяется как состояние задержанного или неполного развития интеллекта, характеризующееся нарушением навыков, возникающих в процессе развития, таких как когнитивные, речевые, моторные и социальные. Для диагностики необходимо наличие сниженного интеллекта (IQ ниже 70) и нарушений адаптивного поведения. МКБ-10 вводит подразделение по степени тяжести: легкая (F70), умеренная (F71). тяжелая (F72), глубокая (F73), другая (F78), неуточненная (F79). Критерии определения степени тяжести основываются на оценке IQ и уровне адаптивного функционирования.
МКБ-11, вступившая в силу в 2022 году, внесла изменения в терминологию. Умственная отсталость теперь называется «Интеллектуальное нарушение развития». Деление на степени тяжести сохраняется, но акцент делается на оценке адаптивного функционирования и влияния нарушений на жизнь человека. Диагностические критерии включают значительное ограничение интеллектуального функционирования (оцененное с помощью стандартизированных тестов). Значительное ограничение адаптивного поведения, проявляющееся в трудностях с социальными и практическими навыками. А также начало нарушений в период развития.
Определение степени тяжести умственной отсталости у детей младшего школьного возраста может быть сложной задачей. Это связано с ограниченностью стандартизированных тестов, так как не все они подходят для оценки интеллекта и адаптивного поведения у детей с тяжелыми формами умственной отсталости. Субъективностью оценки адаптивного поведения, так как она может зависеть от мнения родителей, педагогов и других наблюдателей. Изменчивостью показателей раннего развития, зависящего от многих факторов, таких как доступ к образованию, социальной поддержке и медицинской помощи.
Психологическая диагностика детей с умственной отсталостью в начальной школе ставит перед собой несколько ключевых целей. Выявление наличия и степени выраженности интеллектуальных отклонений. Оценка эмоциональной регуляции, социальных навыков, коммуникативных способностей и поведения. Оценка способности ребенка к самообслуживанию, взаимодействию с окружающими, адаптации к социальным нормам и требованиям. Определение зон ближайшего развития и ресурсов, которые могут быть использованы для оптимизации образовательного процесса.
На основе результатов диагностики разрабатывается программа обучения, учитывающая индивидуальные потребности и особенности ребенка.
Методики психологической диагностики детей с умственной отсталостью в начальной школе
Существует большое количество различных методик, которые позволяют выявить как общий уровень развития интеллекта, так и его составляющие. Для оценки уровня когнитивного развития используются адаптированные версии шкал интеллекта Векслера, шкала Стэнфорд-Бине и другие инструменты, предназначенные для оценки интеллекта у детей [2]. Для точечной оценки высших психических функций применяются тесты для оценки внимания (тест Бурдона, корректурная проба), памяти (методика заучивания 10 слов, зрительная память), мышления (исключение лишнего, аналогии), речи (методика обследования речи Л. С. Выготского). Для оценки социально-эмоциональной сферы проводится наблюдение за поведением ребенка, в процессе которого оценивается эмоциональное состояние, взаимодействие с окружающими, наличие агрессивного поведения, стереотипий и других особенностей поведения. При оценке адаптивного поведения чаще всего применяется интервью с родителями и педагогами, что позволяет получить информацию о повседневном функционировании ребенка в различных ситуациях.
Этические аспекты диагностики
Проведение психологической диагностики детей требует получение согласия родителей или законных представителей, обеспечения конфиденциальности информации, полученной в процессе диагностики, недопустимости дискриминации и стигматизации ребенка, обеспечение комфортной и безопасной обстановки во время диагностики, использования стандартизированных и валидных методов диагностики, избегания предвзятого отношения к ребенку [3].
Диагностика детей с умственной отсталостью в начальной школе должна осуществляться в рамках комплексного подхода, с участием различных специалистов. Психиатр проводит диагностику сопутствующих нарушений и ставит диагноз умственная отсталость. Психолог проводит диагностику уровня когнитивного развития, социально-эмоциональной сферы и адаптивного поведения. Невролог выявляет возможные неврологические нарушения. Логопед оценивает состояние речи и выявляет речевые нарушения. Дефектолог определяет учебные навыки и разрабатывает индивидуальную образовательную программу.
Координация работы различных специалистов, и интеграция результатов их обследований позволяют получить наиболее полную и объективную картину состояния ребенка, чтобы разработать эффективную стратегию психолого-педагогической поддержки [4].
Заключение
Психологическая диагностика детей с умственной отсталостью в начальной школе представляет собой многогранный и ответственный процесс, требующий глубоких знаний, профессионализма и высокой этической осознанности. Диагностика выступает необходимым этапом для определения образовательных потребностей ребенка, разработки индивидуальной образовательной программы и оказания эффективной психолого-педагогической поддержки.
Ключевой задачей диагностики является не только констатация факта наличия умственной отсталости и определение степени её выраженности, но и детальное изучение когнитивных, эмоциональных, социальных и адаптивных особенностей ребенка. Это позволяет выявить не только слабые стороны в развитии, но и определить возможности, которые могут стать основой для оптимизации образовательного процесса.
Литература:
- Забрамная, С. Д. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева. — 2-е изд. — Москва: В.Секачев, 2012. — 87 c. — Текст: непосредственный.
- Фатихова Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л. Ф. Фатихова. — Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2011. — 80 с.; 65 карт.
- Исаев, Д. Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2012. — 26 c. — Текст: непосредственный.
- Майрамукаева, В. С. Олигофрения: классификация, клиническая картина, диагностика, лечение / В. С. Майрамукаева, В. И. Лагунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 53–54. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96473/.