В последние годы данное направление получило широкое применение в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что дети в этом возрасте активно воспринимают и перерабатывают информацию через игры и истории.
Сказкотерапия — это метод психологической работы, который основывается на использовании сказок для достижения терапевтического эффекта. Сказки помогают ребенку в выражении своих эмоций, развитии воображения и снятии эмоционального напряжения. [3]
Целью сказкотерапии является развитие эмоциональной сферы ребенка, улучшение навыков общения, а также формирование устойчивой волевой структуры.
Задачи сказкотерапии включают:
- Обогащение эмоционального опыта;
- Развитие креативного мышления;
- Формирование навыков саморегуляции;
- Устранение страхов и травматичных переживаний.
Правила проведения сказкотерапии с дошкольниками
- Центральный момент сказкотерапии — добровольность участия детей. Поэтому очень важна мотивация участников.
- Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
- При проведении сказкотерапии обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. От степени психологического комфорта непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.
- Большое внимание следует уделять двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.
- С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения служат в дальнейшем опорой для развития эмоциональности детей, выразительности, живости.
- Важную роль играет психогимнастика. Использование данного метода побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
- Для улучшения осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям — комментариям. Если кто-то затрудняется, можно помочь наводящими вопросами.
- Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию пантомимических этюдов.
- Требование к помещению для занятий по сказкотерапии проводятся в удобном месте — отдельное, тихое, небольшое, хорошо освещенное помещение. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание детей.
- Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии.
- Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в этюдах изображают отрицательные черты характера. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
- На занятии не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.
Сказкотерапия действует через несколько психологических механизмов: идентификацию, проекцию и образное мышление. Эти механизмы способствуют тому, что ребенок может легче воспринимать и понимать свои эмоции и поведение, а также учиться на примере героев сказок. [2]
Эмоционально-волевая сфера включает в себя эмоциональные реакции, волевые усилия и способность к саморегуляции. У дошкольников эта сфера активно формируется, и ее развитие критически важно для успешной социализации и учебного процесса. [1]
Сказкотерапия способствует улучшению эмоционального интеллекта детей. Применение сказок в терапии позволяет:
— снизить уровень тревожности и страха;
— улучшить настроение;
— развить empathic понимание;
— повысить уровень самоконтроля и саморегуляции.
Существует множество методик сказкотерапии, наиболее популярные из которых включают:
— создание индивидуальных сказок на основе переживаний ребенка,
— работу с существующими сказками, их анализ и разбор.
Игровые методы, такие как ролевые игры, основанные на сказочных сюжетах.
Сказкотерапия представляет собой мощный инструмент в работе с дошкольниками, позволяя не только решать индивидуальные проблемы детей, но и способствовать гармоничному развитию их эмоционально-волевой сферы. Внедрение сказкотерапии в образовательный процесс может значительно повысить его эффективность и создать более комфортные условия для развития каждого ребенка. [4]
Анализ результатов и оценка эффективности коррекционной работы по эмоциональному развитию детей средствами сказкотерапии
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. На занятиях происходит интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
В процессе занятий у дошкольников:
— формируются умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, и навыки саморегуляции;
— формируются социальные навыки;
— усовершенствовались волевые качества;
— улучшилась связная речь, и обогатился словарный запас;
— формируется потребность детей в самовыражении;
— снижается уровень негативных эмоционально-личностных проявлений;
— наблюдается снижение мышечного напряжения, возникающие при осуществлении произвольных движений в ходе работы;
— улучшаются коммуникативные качества.
В результате занятий у детей снижается уровень агрессии, тревожности, страха, неуверенности, поднимается самооценка. Это подтверждают результаты мониторинга на конец учебного года.
Таким образом, применяя метод сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников, мы видим положительную динамику, что позволяет нам сделать вывод о дальнейшем применении данного метода.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника — это особо важный этап, который играет важную роль для общего гармоничного развития ребенка. Использование средств сказкотерапии должно занимать, по моему мнению, центральное место в деятельности педагога-психолога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей. Также, хочется отметить, что метод сказкотерапии настолько многогранен и глубок, что еще предстоит много открытий и новых возможностей в применении этого метода. Эффективность применения сказкотерапии очевидна. После проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста, они стали лучше владеть мимикой, пантомимикой и «вокальной мимикой» при демонстрации заданной эмоции, тем самым повысился уровень передачи эмоционального состояния в мимическом, пантомимическом и речевом плане. У детей также сформировалось восприятие графического изображения эмоций, тем самым повысился уровень восприятия детьми эмоциональных состояний человека. Сформировалось понимание эмоциональных состояний людей, причин эмоциональных состояний людей, развились и социальные эмоции.
Литература:
- Зимняя, И. А., Эмоциональный интеллект детей: диагностика и коррекция. Екатеринбург: Уральский университет. — 2021
- Левина, В. А., Сказкотерапия: основной курс. Санкт-Петербург: Питер. — 2019
- Петров, А. Н., Психология и сказки. Москва: Наука. — 2020
- Фролова, С. Н., Сказкотерапия в детском саду: методические рекомендации. Москва: Просвещение. — 2022.