Влияние сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.

Дата публикации: 11.04.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Поликанова, Н. Н. Влияние сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу дошкольника / Н. Н. Поликанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 125-126. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124101/ (дата обращения: 19.04.2025).



В последние годы данное направление получило широкое применение в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что дети в этом возрасте активно воспринимают и перерабатывают информацию через игры и истории.

Сказкотерапия — это метод психологической работы, который основывается на использовании сказок для достижения терапевтического эффекта. Сказки помогают ребенку в выражении своих эмоций, развитии воображения и снятии эмоционального напряжения. [3]

Целью сказкотерапии является развитие эмоциональной сферы ребенка, улучшение навыков общения, а также формирование устойчивой волевой структуры.

Задачи сказкотерапии включают:

  1. Обогащение эмоционального опыта;
  2. Развитие креативного мышления;
  3. Формирование навыков саморегуляции;
  4. Устранение страхов и травматичных переживаний.

Правила проведения сказкотерапии с дошкольниками

  1. Центральный момент сказкотерапии — добровольность участия детей. Поэтому очень важна мотивация участников.
  2. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
  3. При проведении сказкотерапии обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. От степени психологического комфорта непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.
  4. Большое внимание следует уделять двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.
  5. С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения служат в дальнейшем опорой для развития эмоциональности детей, выразительности, живости.
  6. Важную роль играет психогимнастика. Использование данного метода побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
  7. Для улучшения осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям — комментариям. Если кто-то затрудняется, можно помочь наводящими вопросами.
  8. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию пантомимических этюдов.
  9. Требование к помещению для занятий по сказкотерапии проводятся в удобном месте — отдельное, тихое, небольшое, хорошо освещенное помещение. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание детей.
  10. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии.
  11. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в этюдах изображают отрицательные черты характера. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
  12. На занятии не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Сказкотерапия действует через несколько психологических механизмов: идентификацию, проекцию и образное мышление. Эти механизмы способствуют тому, что ребенок может легче воспринимать и понимать свои эмоции и поведение, а также учиться на примере героев сказок. [2]

Эмоционально-волевая сфера включает в себя эмоциональные реакции, волевые усилия и способность к саморегуляции. У дошкольников эта сфера активно формируется, и ее развитие критически важно для успешной социализации и учебного процесса. [1]

Сказкотерапия способствует улучшению эмоционального интеллекта детей. Применение сказок в терапии позволяет:

— снизить уровень тревожности и страха;

— улучшить настроение;

— развить empathic понимание;

— повысить уровень самоконтроля и саморегуляции.

Существует множество методик сказкотерапии, наиболее популярные из которых включают:

— создание индивидуальных сказок на основе переживаний ребенка,

— работу с существующими сказками, их анализ и разбор.

Игровые методы, такие как ролевые игры, основанные на сказочных сюжетах.

Сказкотерапия представляет собой мощный инструмент в работе с дошкольниками, позволяя не только решать индивидуальные проблемы детей, но и способствовать гармоничному развитию их эмоционально-волевой сферы. Внедрение сказкотерапии в образовательный процесс может значительно повысить его эффективность и создать более комфортные условия для развития каждого ребенка. [4]

Анализ результатов и оценка эффективности коррекционной работы по эмоциональному развитию детей средствами сказкотерапии

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. На занятиях происходит интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

В процессе занятий у дошкольников:

— формируются умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, и навыки саморегуляции;

— формируются социальные навыки;

— усовершенствовались волевые качества;

— улучшилась связная речь, и обогатился словарный запас;

— формируется потребность детей в самовыражении;

— снижается уровень негативных эмоционально-личностных проявлений;

— наблюдается снижение мышечного напряжения, возникающие при осуществлении произвольных движений в ходе работы;

— улучшаются коммуникативные качества.

В результате занятий у детей снижается уровень агрессии, тревожности, страха, неуверенности, поднимается самооценка. Это подтверждают результаты мониторинга на конец учебного года.

Таким образом, применяя метод сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников, мы видим положительную динамику, что позволяет нам сделать вывод о дальнейшем применении данного метода.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника — это особо важный этап, который играет важную роль для общего гармоничного развития ребенка. Использование средств сказкотерапии должно занимать, по моему мнению, центральное место в деятельности педагога-психолога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей. Также, хочется отметить, что метод сказкотерапии настолько многогранен и глубок, что еще предстоит много открытий и новых возможностей в применении этого метода. Эффективность применения сказкотерапии очевидна. После проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста, они стали лучше владеть мимикой, пантомимикой и «вокальной мимикой» при демонстрации заданной эмоции, тем самым повысился уровень передачи эмоционального состояния в мимическом, пантомимическом и речевом плане. У детей также сформировалось восприятие графического изображения эмоций, тем самым повысился уровень восприятия детьми эмоциональных состояний человека. Сформировалось понимание эмоциональных состояний людей, причин эмоциональных состояний людей, развились и социальные эмоции.

Литература:

  1. Зимняя, И. А., Эмоциональный интеллект детей: диагностика и коррекция. Екатеринбург: Уральский университет. — 2021
  2. Левина, В. А., Сказкотерапия: основной курс. Санкт-Петербург: Питер. — 2019
  3. Петров, А. Н., Психология и сказки. Москва: Наука. — 2020
  4. Фролова, С. Н., Сказкотерапия в детском саду: методические рекомендации. Москва: Просвещение. — 2022.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос