В статье рассматриваются актуальные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в современных условиях. Проведен анализ эффективности показателей деятельности ФТС России, в том числе эффективности таможенных проверок и работы мобильных групп. Отдельное внимание уделено внедрению перспективным направлениям развития таможенного контроля после выпуска товаров как цифровой двойник и таможенный мониторинг, способствующих повышению результативности контрольных мероприятий.
Ключевые слова: таможенный контроль, таможенная проверка, мобильные группы, цифровой двойник, таможенный мониторинг.
В современных условиях таможенный контроль играет важнейшую роль в обеспечении безопасности государства, защите экономических интересов и контроле за перемещением товаров. Особую значимость приобретает контроль после выпуска товаров (далее — ТКПВТ), когда данные товары уже покинули зону прямого воздействия таможенных органов.
В рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), который объединяет Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию, организация и порядок применения таможенного контроля после выпуска товаров становится необходимым элементом содействия развитию внешнеэкономических отношений с третьими странами и обеспечения безопасности внутреннего рынка.
Совершенствование этого процесса имеет стратегическое значение для таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД). Необходимость его оптимизации обусловлена рядом ключевых факторов:
– увеличением темпов пропуска товаров и транспортных средств через границы ЕАЭС при одновременном обеспечении высокого уровня качества и результативности таможенного администрирования;
– минимизацией финансовых рисков для добросовестных участников ВЭД;
– усилением борьбы с нарушениями таможенного законодательства, включая пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, недекларирования и недостоверного декларирования товаров, уклонения от уплаты таможенных платежей.
Основными направлениями таможенного контроля после выпуска товаров являются: проведение таможенных проверок участников ВЭД, выявление и пресечение незаконного ввоза и оборота товаров посредством деятельности мобильных групп ФТС России. Каждое из этих направлений имеют свои особенности организации в зависимости от поставленных задач.
Анализ эффективности таможенного контроля после выпуска товаров, выявил, что с 2017 году количество проводимых таможенных проверок в отношении участников ВЭД имеет тенденцию к сокращению (рис.1).
![Количество проведенных таможенных проверок участников ВЭД в 2016–2024 гг., ед. [1]](https://moluch.ru/blmcbn/124124/124124-1.png)
Рис. 1. Количество проведенных таможенных проверок участников ВЭД в 2016–2024 гг., ед. [1]
В 2023 году количество проводимых таможенных проверок сократилось на 55 %. Данная динамика свидетельствует о том, что снижается административная нагрузка на участников ВЭД. Динамика доначисленных таможенных платежей, штрафов и пеней имеет тенденцию к увеличению (рис.2).
Рис.2. Объем доначисленных и взысканных таможенных платежей, штрафов и пеней по результатам таможенных проверок в 2016–2024 гг., млрд. руб. [1]
В 2024 году наблюдался самый значительный прирост — на 57 % %, достигнув 43,2 млрд. руб. [1]
Проанализировав показатели деятельности мобильных групп ФТС России, выявлено, что за исследуемый период динамика обнаружения транспортных средств, перевозящих товары с нарушением, в ходе проверочных мероприятий мобильных групп ФТС России является положительной (рис.3). Данный показатель характеризует увеличение эффективности деятельности мобильных групп ФТС РФ. Динамика объема выявленных товаров с нарушениями в ходе проверочных мобильных групп ФТС России в 2016–2024 гг. была положительной, за исключением 2020 и 2021 года, когда объем выявленных товаров с нарушением сократился на 26,8 %.
Рис. 3. Динамика количества обнаруженных транспортных средств, перевозящих товары с нарушением, в ходе проверочных мероприятий мобильных групп ФТС России в 2016–2024 гг., тыс. ед. [1]
Необходимость совершенствованию деятельности по проведению ТКПВТ путем внедрения новых технологий обозначена в стратегическом документе «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (далее — Стратегия 2030) [2].
Стратегия 2030 определяет новые направления совершенствования, которые включают использование автоматизированных технологий в целях выбора объектов проверочных мероприятий, реализацию сквозного контроля товаров с использованием системы прослеживаемости, применение таможенного мониторинга и таможенного аудита, а также добровольных систем оценок соответствия участника ВЭД таможенному законодательству [2].
Внедрение технологии «цифровых двойников» и системы таможенного мониторинга представляют собой важные шаги в улучшении организации и совершенствовании таможенного контроля после выпуска товаров. Эти инновации не только повысят точность отбора объектов для контроля, но и позволят оперативно реагировать на потенциальные нарушения таможенного законодательства.
Цифровые двойники в таможенном контроле представляют собой совокупность технологий, направленных на создание динамической виртуальной модели (профиля) подконтрольного лица — участника внешнеэкономической деятельности. Такой профиль формируется на основе комплексного анализа информации, поступающей из различных источников: данных таможенного декларирования, сведений о финансово-хозяйственной деятельности, информации от государственных органов, а также открытых и коммерческих источников. Цель технологии — максимально точно воссоздать цифровую копию поведения реального субъекта ВЭД в условиях внешнеэкономической деятельности [3, c. 26].
В отличие от традиционных методов оценки рисков, цифровой двойник позволяет отслеживать и прогнозировать поведение субъекта в реальном времени, выявлять потенциальные отклонения от типовой модели поведения добросовестного участника ВЭД и тем самым повышать эффективность системы управления рисками. Это достигается за счёт применения математического моделирования, анализа временных рядов и машинного обучения, что позволяет учитывать множество параметров — более 70 критериев, включающих маршруты поставок, структуру контрактов, характер и частоту декларируемых товаров, налоговую нагрузку, связи с другими компаниями и т. д. [3, c. 27]
Суть таможенного мониторинга заключается в постоянном дистанционном контроле за деятельностью участника ВЭД. Участники эксперимента обязаны передавать в таможенным органам определённый перечень сведений из собственных систем учёта. Этот перечень строго регламентирован Постановлением № 240 [4] и включает данные о товарах, страной происхождения которых является иностранное государство (за исключением государств-членов ЕАЭС), ввезённых по процедуре выпуска для внутреннего потребления. Передаваемая информация в автоматическом режиме сверяется с данными ЕАИС ТО. В случае выявления расхождений между отчётными сведениями и данными таможенных деклараций, участнику мониторинга будет направлено уведомление о наличии потенциальных рисков. Организация, в свою очередь, получает возможность самостоятельно проанализировать выявленные расхождения и принять меры по устранению возможных нарушений, не дожидаясь формальной проверки [5, c. 148].
В целом, эти новые подходы открывают путь к более прозрачной и эффективной таможенной практике, способствуя снижению рисков для бизнеса. Стратегические шаги, предпринятые в рамках «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», подтверждают стремление к современным и эффективным методам контроля, что является важным фактором для развития экономики и обеспечения безопасности государства.
Литература:
1. Ежегодный сборник Таможенная служба Российской Федерации // Режим доступа URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii(дата посещения: 09.04.2025).
2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.05.2020.
3. Давыдов Р. В. Технология «цифрового двойника» как основа выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров //Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3 (52). С. 25–32.
4. Постановление Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 «О проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров»// Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.02.2023
5. Трегубов А. Н., Сергеев И. В. Выявление особенностей современного состояния таможенного контроля товаров на основе использования технологий таможенного мониторинга//Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2024. № 6. С. 148