В статье рассмотрены вопросы использования искусственного интеллекта в профессиональном развитии педагогов.
Ключевые слова: искусственный интеллект, педагоги, профессиональный рост.
Для эффективного развития российского образования необходимо постоянно повышать профессиональный уровень педагогических кадров. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы подчеркивает важность профессионального роста педагога, поскольку это непрерывный процесс совершенствования профессиональных компетенций, знаний, навыков и личностных качеств, направленный на повышение эффективности педагогической деятельности и удовлетворенности от работы. Он включает в себя самообразование, участие в профессиональных мероприятиях, внедрение инновационных методик и постоянное самоанализ.
Профессиональный рост педагога — это комплексный процесс, включающий в себя несколько ключевых аспектов:
- Педагоги постоянно совершенствуют свои знания и навыки, участвуя в курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях, вебинарах и мастер-классах. Это позволяет осваивать новые методики преподавания, технологии обучения и инновационные подходы.
- Систематическое изучение профессиональной литературы, научных статей и онлайн-ресурсов, посещение открытых уроков коллег и самостоятельная разработка методических материалов — важная составляющая профессионального роста. Однако, мотивация к самообразованию часто требует поддержки со стороны методистов и руководства образовательного учреждения.
- Педагогический рост предполагает регулярную оценку собственной деятельности. Этот процесс включает как самоанализ (внутреннюю рефлексию), так и обратную связь от коллег, например, заместителя директора по учебной работе и методиста (внешнюю рефлексию). Важно акцентировать внимание на сильных сторонах педагога, поддерживая его мотивацию.
- Внедрение новых технологий и методов обучения, использование современных цифровых инструментов, участие в конкурсах и презентация инновационных проектов — все это стимулирует профессиональное развитие и способствует созданию новых, эффективных подходов к обучению.
- Опытные педагоги передают свой опыт молодым коллегам, развивая при этом собственные профессиональные качества. Молодые педагоги, в свою очередь, получают поддержку и ускоренное профессиональное развитие.
- Обмен опытом и взаимодействие с коллегами на методических объединениях, педагогических советах и в профессиональных ассоциациях — мощный стимул для профессионального роста. Это способствует коллективному решению профессиональных задач и постоянному совершенствованию.
Искусственный интеллект предлагает новые возможности для эффективного сопровождения процесса профессионального развития педагога, обеспечивая персонализацию и ускорение профессионального развития педагогов, что в итоге повышает качество образования. Возможности применения искусственного интеллекта в сопровождении профессионального роста педагогов представлены в таблице 1.
Таблица 1
1. Персонализированное обучение и рекомендации |
||
1.1 |
Анализ данных о практике педагога |
Искусственный интеллект анализирует данные из различных источников, включая результаты учащихся, оценки уроков (самооценка, оценка коллег, административное наблюдение), записи видеоуроков, анкеты обратной связи от учащихся и родителей. На основе этого анализа система выявляет сильные и слабые стороны педагога, его предпочтения в обучении и потребности в развитии |
1.2 |
Генерация индивидуальных планов развития |
Используя результаты анализа, искусственный интеллект формирует персонализированный план профессионального развития, включающий рекомендации по обучению, конкретные задачи для работы над слабыми сторонами и ресурсы для их реализации (онлайн-курсы, статьи, видеоматериалы, книги) |
1.3 |
Адаптивное обучение |
Искусственный интеллект отслеживает прогресс педагога, адаптируя план развития в зависимости от его успехов и трудностей. Система может корректировать темп обучения, изменять сложность заданий и предлагать дополнительные ресурсы по мере необходимости |
2. Автоматизированная обратная связь и оценка |
||
2.1 |
Анализ видеозаписей уроков |
Искусственный интеллект анализирует видеозаписи уроков, оценивая методики преподавания, вовлеченность учащихся, структуру урока, использование времени и другие параметры. Система предоставляет педагогу детализированную обратную связь, указывая на сильные стороны и области для улучшения |
2.2 |
Автоматическая оценка письменных работ |
Искусственный интеллект может использоваться для автоматической проверки тестов, контрольных работ и других письменных заданий учащихся, освобождая время педагога для более существенных задач. Это позволяет более эффективно анализировать результаты и адаптировать обучение |
2.3 |
Анализ данных об успеваемости |
Искусственный интеллект анализирует динамику успеваемости учащихся, выявляя группы учащихся с особыми потребностями и предлагая педагогу методические рекомендации по работе с ними |
3. Обмен опытом |
||
3.1. |
Создание профессиональных сообществ |
Искусственный интеллект может помочь организовать онлайн-сообщества педагогов, облегчая общение, обмен опытом и взаимопомощь. Система может фильтровать информацию, предлагая релевантные посты и рекомендации участникам сообщества |
4. Управление ресурсами и планированием |
||
4.1 |
Оптимизация расписания |
Искусственный интеллект может помочь составить оптимальное расписание профессионального развития педагога, учитывая его занятость и личные предпочтения |
4.2 |
Управление базой ресурсов |
Искусственный интеллект может создать и поддерживать в актуальном состоянии базу методических ресурсов, обеспечивая быстрый доступ педагогов к необходимой информации |
Следует помнить о некоторых ограничениях: важно гарантировать конфиденциальность персональных данных педагогов и учащихся и искусственный интеллект не должен заменять человеческое взаимодействие и субъективную оценку педагогической деятельности. Он должен являться инструментом поддержки, а не заменой человеческого фактора.
В заключение, искусственный интеллект представляет собой мощный инструмент для управления педагогическим ростом, позволяющий персонализировать обучение, обеспечить объективную обратную связь и оптимизировать использование ресурсов. Однако, важно помнить, что искусственный интеллект — это инструмент, который должен использоваться в сочетании с человеческим опытом и экспертизой методиста. Искусственный интеллект не должен заменять взаимодействие между методистом и педагогами, а только усиливать его эффективность.
Литература:
1. Крамаров С. О., Гребенюк Е. В., Даниелян С. С. и др. Искусственный интеллект в образовании: возможности, методы и рекомендации для педагогов. Учебно-практическое пособие. Москва, 2025. 978–5-369–01968–9. Обложка. КБС.
2. Митина Л. М., Шайденко Н. А., Лукашеня З. В. Педагог в контексте личностного и профессионального развития. Реальность и перспективы. Москва: Бахрах-М, 2022. 276 с. ISBN 978–5-94648–157–1.
3. Митина Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы. Москва: Юрайт, 2025. 431 с. ISBN 978–5-534–13403–2.
4. Околелов О. Искусственный интеллект в образовании. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020. 82 с. ISBN 978–5-4499–0570–3.
5. Рукавишникова Е. Е. Профессиональное становление и развитие педагога: учебное пособие. Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2023. 104 с. ISBN 978–5-9596–1525–3.