В статье рассматривается феномен кибербуллинга как новой формы воздействия на несовершеннолетних в цифровом пространстве. Кибербуллинг, представляющий собой манипулятивное использование цифровых технологий для вовлечения подростков в противоправные или деструктивные действия. В настоящей работе разработаны меры по противодействию кибербуллингу несовершеннолетних.
Ключевые слова: кибербуллинг, Интернет, несовершеннолетние, цифровая безопасность, киберпреступность.
Кибербуллинг — это относительно новое явление, которое активно распространяется в мире Интернета. Проблемы, связанные с психологическим и физическим насилием, которые раньше существовали исключительно в реальной жизни, теперь перенесены в виртуальную среду. На первый взгляд, этот вид травли может показаться безобидным. Однако уникальные особенности Интернета, такие как анонимность, обширная аудитория, круглосуточная возможность для нападок и возможность подделки информации, делают кибербуллинг отличным от традиционного. В современных условиях проблема интернет-насилия становится всё более актуальной, поскольку под угрозой оказывается психическое здоровье подростков.
Многие жертвы кибербуллинга боятся рассказывать о своих проблемах взрослым, опасаясь, что их могут лишить доступа к Интернету. В эпоху цифровых технологий современный подросток проводит значительную часть своего свободного времени в сети [1, с. 154].
Кибербуллинг представляет собой злоупотребление информационными и коммуникационными технологиями, такими как электронная почта, мобильные устройства и персональные веб-сайты. Это умышленное, повторяющееся и враждебное поведение отдельного человека или группы, нацеленное на унижение других [2].
Как разновидность кибернасилия, кибербуллинг характеризуется агрессивными действиями, шантажом, а также распространением личных фотографий и видео, которые используются с целью посмеяться и оскорбить [3, с. 333].
Кибербуллинг может быть вызван рядом причин, включая желание доминировать, чувство собственной неполноценности, зависть, жажду мести, стремление получить удовольствие от своих действий, а также конформизм, то есть изменение мнения под влиянием группы. Также он может быть связан с проблемами в семье и низким уровнем личностного развития [4, с. 39].
В кибербуллинге участвуют личности с определёнными психологическими характеристиками, которые можно разделить на три группы: преследователи, жертвы и наблюдатели. Преследователь — это обычно темпераментный индивид, стремящийся подтвердить свою лидерскую позицию, демонстрирующий агрессию и не испытывающий сочувствия [5, с. 8]. Жертвы, напротив, часто бывают робкими, взволнованными, склонными к плачу и малообщительными. Наблюдатели же могут ощущать страх и беспомощность, иногда поддерживая преследователя.
Кибербуллинг может проявляться в различных формах:
- Флейминг — это конфликт ради конфликта через обмен сообщениями в чатах, форумах или соцсетях.
- Троллинг — это размещение провокационного контента, вызывающего конфликт.
- Клевета — это распространение ложных сведений, ухудшающих чью-то репутацию.
- Киберсталкинг — это преследование или домогательство онлайн.
- Секстинг — это переписка или пересылка интимного контента.
- Гриферство — это причинение ущерба в видеоиграх.
- Раскрытие секретов — публикация личной информации в сети.
- Выдача себя за другого — создание фальшивых профилей для травли [6, с. 6].
- Кетфишинг — копирование профиля жертвы для размещения негативного контента.
- Диссинг — публикация порочащей информации о жертве онлайн.
- Фрейпинг — захват чужой учетной записи для рассылки нежелательного контента от имени жертвы [7, с. 86].
Кибербуллинг может происходить круглосуточно, не давая жертве почувствовать защиту, в любое время дня и ночи. Анонимность агрессора усиливает страх и усугубляет ситуацию. В отличие от физического насилия, долгосрочные психологические последствия кибербуллинга значительно вредят психическому здоровью [8]. Распознать жертву эмоционального насилия не всегда легко, но знание эмоций и психологических признаков может помочь в своевременном реагировании и оказании помощи.
Жертвы кибербуллинга могут сталкиваться с множеством психологических проблем, таких как понижение самооценки, развитие депрессии, враждебное поведение, чувство тревоги, недоверие к окружающим, частые перепады настроения, пугливость, страхи и даже склонность к суициду [9, с. 117]. Эти люди особенно уязвимы и нуждаются в профессиональной психологической поддержке.
Российские исследования показывают, что проблема кибербуллинга среди молодежи становится всё более серьёзной. По данным Роскомнадзора, в 2023 году количество обращений, связанных с этой проблемой, выросло на 20 % по сравнению с предыдущим годом, а в 2024 году количество случаев кибербуллинга среди несовершеннолетних увеличилось ещё на 15 % [10].
Анализ деятельности специализированных подразделений МВД России, занимающихся расследованиями в сфере компьютерных технологий, показал недостаток возбужденных дел по фактам интернет-правонарушений с признаками кибербуллинга в отношении несовершеннолетних. Это говорит не столько об отсутствии таких случаев, сколько о том, что данный вид преступности часто остаётся скрытым. Жертвами кибербуллинга чаще всего становятся дети и подростки, которые обычно не склонны открываться обществу.
История Дианы Шурыгиной служит наглядным примером кибербуллинга. После публичного освещения преступления против её половой неприкосновенности она стала объектом общественного осуждения и травли. Пользователи не только обсуждали её ситуацию, но и высмеивали её публично, подвергая её жизнь и жизнь её семьи нападкам и угрозам. В результате они даже были вынуждены сменить место жительства [11].
Ситуация с кибербуллингом, по нашему мнению, всё ещё недооценена законодателями. Он может приводить к тяжелым, иногда необратимым последствиям, от серьёзных психологических травм до доведения молодёжи до самоубийства или воспитания в жертве нового агрессора.
Для эффективного противодействия кибербуллингу необходимо предпринять следующие меры:
- Ввести уголовную или административную ответственность за кибербуллинг, включая штрафы, общественные работы и обязательные курсы реабилитации;
- Сформировать специализированные подразделения в правоохранительных органах, занимающихся расследованием случаев кибербуллинга и защитой прав несовершеннолетних;
- Включить в школьную программу курсы по безопасному использованию интернета и социальных сетей;
- Организовать консультации для жертв кибербуллинга и их родителей, а также проводить тренинги по развитию эмоциональной устойчивости;
- Использовать искусственный интеллект для выявления и блокировки оскорбительного контента;
- Организовать круглосуточные службы поддержки, куда подростки смогут обратиться за помощью в случае кибербуллинга.
Таким образом, кибербуллинг представляет значительную опасность для психического благополучия и безопасности молодежи. Эффективная борьба с этой проблемой требует совместных усилий со стороны государства, образовательных организаций, технологических компаний и общества в целом. Лишь интегрированный подход поможет снизить угрозы и обеспечить безопасное цифровое пространство для молодого поколения.
Литература:
- Бенгина, Е.А., Гришаева С. А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подроста // Вестник университета. — 2018. — № 2. — С. 153–157.
- Belsey B. Cyberbullying: An Emerging Threat to the «Always On» Generation. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.cyberbullying.ca/pdf/Cyberbullying_Article_by _Bill_Belsey.pdf (дата обращения: 21.03.2025).
- Вишневецкая, И. Н. Кибернасильственная преступность в отношении женщин // Правовая политика и правовая жизнь. — 2023. — № 4. — С. 331–337.
- Баранов, А. А. Психологический анализ причин несовершеннолетнихого кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2015. — № 25. — С. 37–41.
- Макарова, Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы Интернет-преступления / Е. А. Макарова // Российский психологический журнал. — 2016. — № 3. — С. — 293–311.
- 10 форм кибербуллинга от kids.kaspersky.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stop-ugroza.ru/life/10-formkiberbullinga-ot-kids-kaspersky-ru/ (дата обращения: 21.03.2025).
- Тиркашева, Г. М. Кибербуллинг среди детей: понятие, современные формы и защитные механизмы // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. — 2022. — № 5. — С 84–93.
- Кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребенка. URL: https://mou45.ru/docs/Информация/Информационная безопасность/Кибербулинг.docx (дата обращения: 11.04.2025).
- Таранова Т. Н. Психолого-педагогическая характеристика буллинга в общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. — 2014. — № 11. — С. 115–132.
- Роскомнадзор изучит инициативу по наказанию за кибербуллинг URL:https://www.m24.ru/news/obshchestvo/03032025/775853?utm_source=CopyBuf (дата обращения: 21.03.2025).
- Шурыгина рассказа об угрозах в адрес ее семьи // URL: https://iz.ru/694793/2018–01–12/shuryginarasskazala-ob-ugrozakh-v-adres-svoei-semi (дата обращения: 21.03.2025).