В статье выявляются особенности творческой деятельности как компонент литературного развития у младших школьников. Рассматриваются отдельные методические подходы к изучению лирики в начальной школе. В статье предлагаются несколько творческих заданий, целью которых является развитие эмоционального интеллекта, образного мышления и творческих способностей учащихся.
Ключевые слова: лирика XIX века, младшие школьники, творческая деятельность, литературное чтение, методика преподавания.
The article identifies the features of creative activity as a component of literary development in younger schoolchildren. Separate methodological approaches to the study of lyrics in elementary school are considered. The article offers several creative tasks aimed at developing emotional intelligence, imaginative thinking and creative abilities of students.
Keywords: 19th century lyrics, elementary school students, creative activity, literary reading, teaching methods.
Невозможно представить общество без художественной литературы. Это не просто собрание текстов, а мощный инструмент познания мира и самосовершенствования. Художественная литература оказывает многогранное влияние на человека, формируя его мышление, эмоции, ценности и даже поведение. Книги создают условия для знакомства общества с разными культурами, эпохами, культурно-философскими идеями. Анализ литературных произведений помогает лучше оценивать ситуации с разных точек зрения: социально-бытовой, историко-культурной, а также с точки зрения эстетического восприятия. В художественной литературе человек может проживать судьбу героев, учится понимать чувства других людей. Помогает осмысливать собственные эмоции. Нередко художественная литература становится способом преодоления одиночества или жизненных трудностей.
Литературное развитие — это процесс формирования у человека способности понимать, анализировать, интерпретировать и эмоционально воспринимать художественные произведения, а также умения создавать собственные тексты [4]. Это важный аспект общего культурного и интеллектуального развития личности, который начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с устным народным творчеством. Начинается процесс развития интереса к книгам и чтению. Формируются базовые представления о добре и зле, героях и антигероях.
Основной целью литературного образования в начальной школе является литературное развитие младших школьников — процесс, который направлен на формирование читателя, способного к полноценному восприятию художественного произведения, развитие литературного творчества.
С ХХ в. педагоги и психологи используют в своих методиках термин «литературное развитие» для обозначения желаемого результата обучения. Молдавская Н. Д. одна из первых начала изучать литературное развитие школьников в процессе обучения. Для Н. Д. Молдавской литературное развитие — это возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также процесс развития собственного литературного творчества детей [3].
Л. С. Выготский подчёркивал, что воображение играет важную роль в развитии личности, особенно в детском возрасте. Оно способствует формированию способности к абстрактному мышлению, планированию и решению задач. В игре ребёнок создаёт воображаемые ситуации, что способствует развитию его творческих способностей и умения действовать в условных обстоятельствах [1].
В своих работах С. Л. Рубинштейн отмечал, что воображение играет ключевую роль в процессе решения задач, особенно в ситуациях, где требуется нестандартный подход. Оно позволяет человеку выходить за рамки привычных схем и находить новые пути решения проблем.
Младшие школьники — это творческие личности. Им нравится выходить за рамки привычных решений, и находить всё новые пути. Младшими школьниками движет интерес ко всему новому и нестандартному.
Благоприятная возможность для того, чтобы целенаправленно развивать творческое развитие учеников зарождается на первом этапе общего образования, но творческая деятельность у младших школьников имеет свои особенности. Данные особенности связаны с возрастными психологическими и физиологическими характеристиками детей.
В начальной школе творческая деятельность должна быть связана с конкретными, наглядными материалами. Учитель может использовать иллюстрации, игрушки, музыкальное сопровождение.
На основе анализа литературы по педагогике и методической литературе, а также исследований в области психологии и педагогики последних лет были разработаны творческие задания, способствующие развитию эмоционального интеллекта, образного мышления и творческих способностей при изучении лирических произведений на литературном чтении:
Первое творческое задание называется «Нарисуй настроение стихотворения». Рисование на уроках литературного чтения служит не просто развлечением, а эффективным методическим приемом, который помогает развивать образное мышление, углублять понимание текста, эмоционально проживать произведение, развивать воображение. Данное задание помогает создать межпредметную связь с другими предметами. Совмещение чтения с творчеством делает уроки более разнообразными и увлекательными. Дети учатся выражать свои чувства через творчество, что важно для эмпатии и эстетического развития.
Рассмотрим творческое задание во время изучения лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер». Во время урока после того, как учитель прочитал выразительно стихотворение (можно под тихую музыку с метельными мотивами), происходит беседа с классом по содержанию стихотворения. Далее учитель ставит перед учениками творческую задачу: «Сейчас мы попробуем передать настроение стихотворения без слов — с помощью рисунка. Это не будет обычная иллюстрация. Вы можете рисовать: абстрактные пятна (например, бурю — резкими синими линиями, а тепло печки — круглыми оранжевыми пятнами); символы (свечу как надежду, ветер — как зигзаги); свои ассоциации. Главное — чтобы, глядя на ваш рисунок, можно было угадать эмоции стихотворения».
После практической работы дети показывают свои рисунки и кратко их объясняют, например: «Я нарисовал черные зигзаги — это вьюга злится»; «А здесь оранжевый круг — это печка, которая спасает от холода». Учителю важно подметить, что каждый почувствовал стихотворение по-своему, и в классе не нашлось одинаковых рисунков.
Во время рефлексии в конце урока учитель задает вопрос «Помог ли рисунок лучше понять стихотворение? Какие строки запомнились?». Класс внимательно слушает ответы друг друга. Данное задание развивает эмоциональный интеллект, то есть дети развивают умение «считывать» настроение текста. В данном задании присутствует межпредметная связь. Также в данном задании нет правильных или неправильных ответов, важно уметь аргументировать свой ответ.
Составление небольших текстов — не просто упражнение, а ключевой навык, который развивает у младшего школьника мышление, речь и творческие способности. Учащиеся учатся логично излагать мысли, выстраивать последовательность. Они стараются не писать обрывочными фразами. Появляются сложные предложения. Написание мини-текстов — это прекрасная тренировка к написанию сочинений и изложений. Умение кратко и ясно выражать мысли пригодится младшим школьникам в будущем. Также данное задание помогает ребенку постепенно бороться со страхом написания письменных заданий, сочинений или изложений.
Мы предлагаем творческое задание «Стихотворение в прозе» во время изучения стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». Во время анализа лирического произведения учитель предлагает вопросы для обсужденфория: «Какие образы Вам запомнились?», «Какие звуки и запахи Вы можете представить?», «Какое настроение у стихотворения?». После обсуждения текста учитель ставит перед классом творческую задачу: «Сейчас мы попробуем пересказать это стихотворение своими словами, как маленький рассказ.
Представьте, что вы — писатели, и вам нужно описать весеннюю грозу так, чтобы читатель увидел и услышал её. Добавьте детали: что чувствовал автор? Какие звуки, запахи, ощущения можно описать?». Перед тем, как начать, учитель также показывает пример выполнения задания: «Весна вступила в свои права, и вдруг небо потемнело. Раздался первый гром — он гремел так весело, будто смеялся над зимой. Сверкнула молния, и сразу же хлынул тёплый дождь. Капли звонко стучали по листьям, а ветер разносил запах свежести. Птицы, испуганные громом, подняли шумный гам, но скоро успокоились. После грозы всё вокруг засияло, будто природа умылась и радуется солнцу».
Во время практической работы учитель дает советы, а именно, какие слова помогают пережать звуки, как лучше описать чувства: радость, восторг или легкий испуг, например. Пример детского ответа: «Небо вдруг стало тёмным, и раздался гром. Он был таким громким, что я даже вздрогнул. Дождь начался внезапно — большие капли падали на землю и листья. Пахло травой и мокрыми деревьями. Потом гроза закончилась, и выглянуло солнце. Мне стало радостно».
Во время рефлексии учитель задает вопросы: «Что было сложнее всего передать в прозе?», «Какие детали из Вашего рассказа Вам особенно нравятся?». Данное творческое задание помогает учащимся понять поэтический текст через переосмысление. Младшие школьники развивают образную речь и расширяют свой словарный запас. Также дети учатся развивать умение «оживлять» текст с помощью чувственных деталей. После урока можно оформить книгу «Весенние зарисовки». Для вдохновения детям можно прослушать пьесу П. И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года».
Во время изучения лирического произведения И. З. Сурикова «Детство» было использовано творческое задание под названием «Диалог с поэтом». После полного анализа данного произведения в классе, детям было задано домашнее задание «Написать 3–5 вопросов И. З. Сурикову, связанных с его стихотворением «Детство»». Во время организационного момента учитель настраивает класс на работу: «Сегодня мы с вами станем собеседниками самого Ивана Захаровича Сурикова. Вы подготовили дома вопросы к поэту и попробовали представить его ответы. Давайте послушаем, какие интересные диалоги у вас получились!».
Перед проверкой домашнего задания учащиеся вместе с учителем кратко повторяют, о чем было лирическое произведение, какие картины детства описывает поэт, какие чувства вызывает у Вас это произведение. Далее третьеклассники зачитывают свои диалоги. Учитель записывает на доске самые интересные вопросы. Также учитель или учащийся класса может выступить в роли интервьюера и тогда дети смогут наблюдать за реальным интервью.
Пример детской работы: «Иван Захарович, почему Вы выбрали для стихотворения именно зимние забавы?» «Зимние игры были самыми любимыми в моём деревенском детстве. Катание с гор на санках, снежные битвы — это было так весело, что забывались все трудности крестьянской жизни». Вопрос: «А Вам не было холодно без тёплой одежды?" Ответ: «Конечно, бывало холодно! Но радость от игр была такой сильной, что мы не замечали мороза. Да и одевались мы потеплее, когда мать не видела — снимали лишнее, чтобы удобнее было бегать». В конце урока важно провести рефлексию, где учитель задает классу вопросы: «Какие вопросы помогли лучше понять стихотворение?», «Какие ответы были особенно убедительными? Почему?», «Все ли ответы соответствуют тому, что мы знаем о жизни Сурикова?».
Данное творческое задание развивает навыки аналитического чтения, способность к эмпатии, творческое воображение и умение работать с биографическим контекстом. Особое внимание стоит уделить тому, чтобы ответы «от имени поэта» соответствовали духу времени и известным фактам его биографии.
Для данных заданий можно использовать несколько рекомендаций:
– Дифференциация заданий: во время проведения задания «Диалог с поэтом» для неуспевающих детей можно использовать шаблоны («Я спросил бы о …»), для успевающих детей — усложненные варианты («Придумай вопрос, на который сложно ответить»).
– Использование ИКТ: во время этого же творческого задания можно предложить детям создать подкасты с «интервью поэту», или же придумать цифровые комиксы по мотивам стихов.
– Во время рефлексии не нужно спрашивать только «Что понравилось?», но и «Что было трудно? Как это преодолеть?».
– Перед заданиями придумать и дать подсказки-опоры.
Важно иногда сравнивать работы детей, чтобы дети учились отстаивать свою точку зрения, умели слышать и слушать других. Нет единого анализа лирических произведений, каждый может понять его по-своему и очень важно, чтобы учащиеся умели донести свою мысль до других.
Таким образом, приведённые фрагменты уроков демонстрируют вариативность методов работы с лирическими произведениями ХIХ века. Все фрагменты выстроены с учетом возрастных особенностей учащихся. Младшие школьники выступают не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Данные фрагменты показывают, что поэзия может быть живой и увлекательной для школьников.
Литература:
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Гетманская Е. В. Преемственность литературного образования от школы к вузу: программы, учебники и педагогические концепции XIX века // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24–25 марта 2011 г. М.: МПГУ, 2012. С.49–56.
- Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения чтения / Н. Д. Молдавская // Москва: Педагогика. — 1976. — 225 с.
- Петрова, Т. В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Т. В. Петрова // Начальная школа. — 2010. — № 5. — С. 45–49.
- Словарь Л. С. Выготского: под ред. А. А. Леонтьева, Е. Н. Высоцкая, Ю. В. Новожилова и др. М.: Смысл, 2007. 182 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2011. — 384 с.