Данное исследование посвящено анализу средового подхода в педагогической и творческой деятельности выдающего педагога Виктора Николаевича Сороки-Росинского. В статье рассматривается, как педагог реализует этот подход, какие приемы он использует.
Ключевые слова: средовый подход, творчество, ШКИД, педагогическая среда, самоуправление.
Феномен социальной среды в формировании личности и ее творческого потенциала играет важную роль. Окружение оказывает определенное влияние на становление индивида. В этом плане, наследие Виктора Николаевича Сороки-Росинского, выдающего новатора в педагогике и писателя первой половины ХХ века, представляет своеобразный интерес. Его эксперименты разворачиваются на фоне сложнейших исторических моментов: революция, Гражданская война, становление советской власти. Данные события вызвали новую проблему в педагогическом мире — работа с детьми, оказавшимися в тяжелом положении. В связи с этим, необходимо было найти новые способы воспитания и социализации таких детей. Виктор Николаевич, на ряду с А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, реализует средовый подход. Описание и элементы подхода описаны в книге учеников педагога Леонида Пантелеева и Григория Белых — «Республика ШКИД».
Произведение «Республика ШКИД» стало уникальным свидетельством педагогического опыта и социальной практики. Книга, основанная на реальных событиях из жизни Школы-коммуны имени Достоевского (ШКИД), предлагает педагогом многогранные и живые примеры специфической социальной среды. Изучение того, как социальная среда ШКИД представлена как фактор, влияющий на творческую самореализацию воспитанников и отражена в художественном мире произведения, представлена весьма актуальна и значима для современных педагогов. Поэтому, мы определили следующую цель для нашего исследования — выявить методы и приёмы В. Н. Сороки-Росинского в условиях средового подхода, на примере повести «Республика ШКИД».
Начнем наше исследование с изучения основных сведении о педагоге-новаторе. Виктор Николаевич родился 7 ноября 1822 года в Воронежской области в семье учителя. С ранних лет интересовался педагогикой. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. После окончания университета начал работать учителем в гимназии. Однако, уже в этот период Виктор Николаевич начал проявлять новаторство в педагогике. Основная задача его обучения — гуманистическое и творческое развитие учеников. Именно эта задача обучения была описана в книге «Республика ШКИД» через средовый подход.
Анализируя произведение с точки зрения педагогики, можно отметить реализацию средового подхода, характерного для периода 1920–1930-х гг. Во-первых, смена обстановки . Дети, которые скитались по улицам, попрошайничали теперь имели свой дом по адресу Петергофский проспект 19. По этому адресу находился бывшее коммерческое училище для мальчиков. Стоит отметить, что оно подходило для образования школы-интернат, ведь там были спальная комната и мастерские. Никаких гимнастических залов, детских площадок не было. Это связано с послевоенным временем. Однако, в наследство от школы досталось богатая библиотека, по книгам которой могли учиться дети. Важно отметить, что часть окон была выбита и закрыта фанерой. Как писал сын В. Н. Сороки-Росинского Константин, который также был воспитанником ШКИД, школа представляла самое жалкое зрелище: «…облупленное здание унылого желтого цвета, сырое и неприветливое; маленький дворик, заваленный сырыми дровами; предписанный режим полной изоляции от окружающего мира…» [3]. Но благодаря обустройству и детской атмосфере школа получила новый облик и стала в дальнейшем одной из достопримечательностей города.
Во-вторых, Виктор Николаевич делал упор на умственный и физический труд. Интересно, что он, став директором школы, решил реализовывать в своём воспитании принципы А. В. Суворова: «тяжело в учении, легко в бою» и «уважение к личности». Сорока-Росинский считал, что через творческое, трудовое, коллективное дело возможно перевоспитание беспризорных. Реализацию физического труда отождествлялась с умственным трудом. Например, уроки начинались с 10 часов и длились 10 часов зимой, 6 часов летом. Каждый ученик понимал, что учение — это значит «добыть свою путёвку в жизнь» [1]. Эти строчки нашли своё отражение в гимне школы:
«Путь наш труден и суров,
Много предстоит трудов,
Чтобы выйти в люди» [1].
Остальная часть дня была посвящена творческой деятельности, например, «журнальная лихорадка», когда дети издавали несколько десятков самодеятельных журналов или создание своей кинокомпании «Шкидино», дети представляли серию нарисованных на белой бумаге картин, освещенных мощной задней электрической лампой.
В-третьих, в книге каждый из детей чувствует и понимает, что он важен и нужен . Для реализации этого пункта Виктор Николаевич предлагает система самоуправления, где он и ребята создают республику со своими правами и обязанностями: «Старосту мы будем выбирать на месяц или на две недели» [1]. Были старосты по кухне, гардеробу и учебе. Кроме этого, была выбрана тройка, которая контролировала работу старост. Важным являлось и то, что существовали советы старост, на которых решались проблемы школы. Кроме этого, дети чувствовали свою причастность через социально-значимые мероприятия. Например, написание гимна школы или создание спектакля к празднованию Великой Октябрьской революции с чаепитием.
В-четвертых, личность педагога . Стоит отметить, что Виктор Николаевич в своих принципах воспитания уделял отдельное внимание роли педагога. Он считал, что педагог выступает организатором изменения среды. В книге продемонстрирован данный принцип в главе «Халдей» (воспитатель). Леонид Пантелеев и Григории Белый пишут следующее введение к главе: «много их перевидала Шкида», акцентируя внимание, на том, что не каждый человек мог работать в школе, а только тот, у кого есть «еще железные нервы, выдержка и громадная сила воли» [1]. Такими примерами для детей являются Александр Николаевич Попов (учитель русской истории) и Константин Александрович Меденников (учитель физической культуры). Именно они продемонстрировали авторитарный принцип педагогики. Учитель истории «не делал никаких поблажек, был беспощаден и строг только к тем, кто плохо занимался по его предмету», однако, он разбирал каждый проступок и выносил правильное решение [1]. А учитель физической культуры — «однако грозный вид делал свое», то есть внешне был строгим и физически страшным, что дети его боялись и слушались [1].
Таким образом, использование средового подхода в книге «Республика ШКИД» был успешно реализован, на мой взгляд, хотя, со стороны государства и других педагогов ни раз подвергался критике. Например, А. С. Макаренко в своей статье «Детство и литература» писал: «…Собственно говоря, это книга есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи» [2]. Однако это не совсем так, о чем и пишет Макаренко. Другими словами, благодаря методам и приёмам (самоуправление, пример учителя, творчество), реализуемым в средовом подходе В. Н. Сороки-Росинского беспризорные дети стали трудолюбивыми. Этому свидетельствуют следующие выпускники: Цыган стал заниматься сельским хозяйством, Японец стал помощником режиссёра, а Янкель и Пантелеев стали корреспондентами журналов, Купец поступил в военный университет. Таким образом, каждый из детей добыл «свою путевку в жизнь».
Литература:
1. Белых, Г. Г. Республика ШКИД: повесть: для старшего школьного возраста / Г. Г. Белых, Л. Пантелеев; Г. Белых, Л. Пантелеев; худож. А. Шахгелдян. — Москва: АСТ, 2012. — 415 с. — (Серия «Внеклассное чтение»). — ISBN 978–5–17–026167–3. — EDN QXBMPR. [Электронный ресурс], URL: https://pubsrv.uraic.ru/ECD/DX/0000075.pdf
2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 7 М., «Педагогика», 1986. [Электронный ресурс], URL: http://az.lib.ru/m/makarenko_a_s/text_1937_detstvo_i_literatira.shtml
3. Росинский К. В. «Паче всего…» // Петербургский учитель. Жизнь и творчество В. Н. Сорока-Росинского. СПб., 2007. С. 74. [Электронный ресурс], URL: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/monographic/shkola-sotsialno-individualnogo-vospitaniya-im-f-m-dostoevskogo.html