Значение и содержание контекстных заданий в школьной программе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 13.04.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бауыржанкызы, Тогжан. Значение и содержание контекстных заданий в школьной программе / Тогжан Бауыржанкызы, Д. Д. Орынбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124159/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В статье рассматривается значение и содержание контекстных заданий при углубленном преподавании генетики в школьной программе.

Ключевые слова: генетика, контекстное обучение, контекстные задания, методика преподавания биологии.

Основная цель современного образования — подготовить всесторонне развитую личность гражданина своей страны, способную к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию, в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Современный процесс обучения должен быть ориентирован на развитие умения применять полученные знания в различных ситуациях.

Например, ситуационные задания в основном направлены на обучение учащихся использованию внешних ресурсов. Такие задания описывают проблемные ситуации, вызывающие у учащихся интерес и желание разобраться в них, найти недостающие знания и способы действия, тогда как контекстные задания — это задания, вызывающие у учащихся определенный интерес, а также вопросы, на которые необходимо ответить, только поняв текст.

Контекстные и ситуативные задания основаны на реальной или воображаемой ситуации. Контекстно-ориентированные задания: — задание с мотивирующей функцией, содержание которого описывает реальную жизненную ситуацию, связанную с социокультурным опытом; — задача, целью которой является разрешение дисциплинарной, междисциплинарной или практической (стандартной или нестандартной) ситуации, нахождение соответствующего метода решения, обязательно с использованием имеющихся знаний (в соответствии с дисциплинарной областью); — понять потенциал личности, смысл поисковой деятельности, ценность предмета исследования и т. д. востребованный вопрос, задача, проблема.

Контекстно-ориентированные задания — это задания, описывающие реальную ситуацию на основе знаний и опыта учащихся. Требование задачи — проанализировать, понять и объяснить ситуацию, а результатом решения задачи является столкновение с учебной проблемой и понимание ее личной значимости.

Из чего состоят контекстно-зависимые задачи? В частности:

– контекстные задания могут содержать короткий текст (фразу);

– контекстные задания могут содержать информацию в виде таблиц и диаграмм;

– вопросы, задания и инструкции для контекстно-ориентированных задач

– должны быть сформулированы;

– При разработке контекстно-ориентированной задачи следует опираться на реальный опыт.

Возможности задач, основанные на контексте:

– анализировать, понимать и интерпретировать данную ситуацию или выбирать курс действий;

– результатом решения является понимание проблемы обучения и ее важности;

– повышение познавательного интереса учащихся;

– развитие математической грамотности учащихся;

– развитие читательской грамотности учащихся;

– формирование финансовой грамотности.

Содержание традиционных заданий контекстных заданий направлено на контроль усвоения одних и тех же элементов знаний.

Контекстно-ориентированная задача:

– помогает мотивировать обучающегося на поиск ответа на задачу;

– представляет практический интерес;

– дает возможность применять знания в ситуациях, которые могут возникнуть в реальной жизни;

– развивает навыки самостоятельного поиска недостающей информации.

При решении контекстных задач:

– сохранение логичности в рассуждениях, последовательности и рациональности в действиях; — уметь подтверждать полученные результаты примерами, в том числе из личного опыта, анализировать представленную в задании ситуацию, выявлять ее закономерности;

– обосновать сделанные выводы и обосновать пути решения проблемы;

– умения и готовность применять теоретические знания для решения практико-ориентированных задач;

– самостоятельность мышления, умение применять знания в меняющихся ситуациях.

Контекстные задания помогают научить учащихся извлекать информацию из текста, развивают у них навыки работы с информацией, позволяют выполнять эту деятельность осознанно и поэтапно. Контекстно-ориентированные задания влияют на достижение метапредметных результатов обучения. Это связано с тем, что при выполнении таких заданий у учащихся повышается интерес к обучению, что помогает им легко усваивать материал любого предмета школьной программы. [1]

Процесс решения контекстных задач состоит из четырех основных этапов: анализ текста задачи; найти решение и создать план его решения; реализация найденного плана; изучение (анализ) найденного решения.

Таблица 1

Технология решения контекстных задач по биологии:

Действия учителя

Действия учащихся

Представляет информацию в виде диаграммы, таблицы, графика, схемы и т. д. Предоставляет текст (сюжет, ситуацию), который можно представить в виде рассказа.

Читает текст и вопросы.

Предоставляет возможность проанализировать компоненты ситуации

Они анализируют компоненты и взаимосвязи между ними в конкретной ситуации, выявляя информацию, необходимую для принятия решений и ответов на вопросы.

Помогает студентам находить противоречия в ситуациях

Найдите противоречия в ситуации.

Помогает учащимся находить числовые описания и буквенные символы.

Для компонентов ситуа-

ции находят нужные количественные характеристики, обозначения

Помогает учащимся построить биологическую модель ситуации

Строят биологическую модель

Корректирует выбор метода решения задачи

Выбирают подходящий метод решения задачи

Контролирует решение задачи

Решают задачу

Помогает объяснить результат решения

Интерпретируют результат решения задачи в ответ на поставленный вопрос

Контекстные задания позволяют учащимся вовлекаться в процесс обучения. Контекстная задача — это мотивационная задача, описывающая жизненную ситуацию. Задача требует анализа, понимания, интерпретации ситуации и выбора способа действия в этой ситуации, а результатом ее решения станет решение образовательной проблемы и осознание собственной личностной значимости. Рассказ, описанный в задании, должен быть ориентирован на конкретные объекты, тогда он будет личностно значимым для ученика и вызовет желание его понять. Содержание контекстного задания влияет на понимание задачи, связано с повседневной жизнью или практической деятельностью, актуализирует знания и практический опыт, а также вызывает интерес у учащихся.. [2]

Задания составлены на основе материалов соответствующих разделов биологии. Кроме того, задание может содержать научное противоречие, представленное в форме когнитивной проблемы. Это позволяет учащимся искать несколько способов решения задачи. Такие задания пробуждают у учащихся интерес к природе, родному краю. На обычных уроках даже пассивные ученики пытаются предложить свои собственные решения проблем. Предложенные методы решения оцениваются с точки зрения их реализуемости и рациональности. Такие задания направлены на развитие познавательной активности учащихся.. [3]

Контекстные задачи способствуют:

– понимать применение биологии в деятельности человека;

– создание предпосылок для творческой, проектной и исследовательской деятельности на высоком уровне,

– повышение качества биологического образования.

Контекстные задачи по генетике это задачи, в которых нужно применять знания генетических закономерностей (менделевская наследственность, сцепление генов, взаимодействие аллелей и др.) в реальных или приближенных к реальности ситуациях. Обычно такие задачи включают описание условий (контекста), из которых нужно извлечь нужную информацию, а затем провести генетический анализ.

Вот несколько примеров контекстных задач по генетике:

Пример 1: Наследование цвета глаз

У человека коричневый цвет глаз доминирует над голубым. Мужчина с голубыми глазами женится на женщине с коричневыми глазами, отец которой имел голубые глаза, а мать — коричневые. Какова вероятность, что у них родится ребёнок с голубыми глазами?

Контекст: родословная, рецессивный и доминантный признаки.

Пример 2: Наследование групп крови (система ABO)

Мать имеет I группу крови, а ребёнок — IV. Может ли человек с III группой быть отцом этого ребёнка?

Контекст : определение отцовства, система наследования ABO.

Пример 3: Наследование окраски у мышей

У мышей серый окрас доминирует над белым. При скрещивании двух серых мышей получилось 3 серых и 1 белая мышь. Определи генотипы родителей.

Контекст : скрещивание, расщепление по Фенотипу (3:1), анализ потомства.

Пример 4: Наследование формы семян у гороха (эксперименты Менделя)

Гладкая форма семян доминирует над морщинистой. Если скрестить два гетерозиготных растения, какая вероятность получить потомство с морщинистыми семенами?

Контекст : менделевское наследование, вероятность, моногибридное скрещивание.

Пример 5: Наследственные заболевания (сцепленные с полом)

Гемофилия — рецессивное заболевание, сцепленное с Х-хромосомой. Женщина, не болеющая гемофилией, но у которой отец болел, выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность, что их сын будет болен гемофилией?

Контекст : сцепление с полом, родословная, анализ Х-сцепленного наследования.

Такие задания не являются традиционными задачами или поручениями, они представляют собой реальную жизненную ситуацию, которую можно решить, используя имеющиеся знания, что помогает учащимся понять роль информации и знаний в практической деятельности человека. Чтобы побудить учащихся к действию, задания должны соответствовать следующим требованиям:

– Задание должно основываться на имеющемся жизненном опыте, взглядах, идеях и мнениях детей. Это помогает преодолеть формализм образования и разрыв между новыми научными знаниями и имеющимся жизненным опытом обучающегося.

– Контекстная задача характеризуется принципиальной неопределенностью и открытостью. Здесь нет «правильного» стандарта, поскольку может быть несколько возможных решений проблемы. Это устраняет у ребенка страх дать неправильный ответ или совершить ошибку.

– Контекстное задание оригинально, нестандартно, а порой даже парадоксально по содержанию. Вот почему это представляет интерес.

– Контекстное задание — это задание-ловушка, в котором скрытым образом выражена проблема, соответствующая идее урока. Участвуя в процессе ее решения, учащиеся неизбежно выходят за рамки своей предыдущей деятельности и сталкиваются с образовательной проблемой, которая приобретает личностную значимость.

Таким образом, контекстные задания становятся основной мотивацией действий учащихся. Контекстные задания могут предполагать самостоятельный поиск недостающей информации, ее обобщение и анализ для поиска решения, что позволяет оценить показатели сформированности качества знаний учащихся.

Литература:

1. Математика бойынша контекстік тапсырмаларды құрастыру және шешу бойынша әдістемелік ұсынымдар. — Астана: Ы.Алтынсарин атындағы ҰБА, 2024. — 280 б.

2. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с

3. Тепаева М. Ю. Использование контекстных задач на уроках биологии //Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей IV. — 2014. — С. 194.

4. Таирова Д. Р., Потапкин Е. Н. Контекстные биологические задачи как средство формирования здорового образа жизни школьников //Современные наукоемкие технологии. — 2021. — №. 5. — С. 221–225.

5. Вербицкий Андрей Александрович Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obuchenie-ponyatie-i-soderzhanie

6. Долгополова Екатерина Яковлевна Контекстные задачи как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnye-zadachi-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-matematiki.



Задать вопрос