В статье рассматривается значение и содержание контекстных заданий при углубленном преподавании генетики в школьной программе.
Ключевые слова: генетика, контекстное обучение, контекстные задания, методика преподавания биологии.
Основная цель современного образования — подготовить всесторонне развитую личность гражданина своей страны, способную к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию, в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Современный процесс обучения должен быть ориентирован на развитие умения применять полученные знания в различных ситуациях.
Например, ситуационные задания в основном направлены на обучение учащихся использованию внешних ресурсов. Такие задания описывают проблемные ситуации, вызывающие у учащихся интерес и желание разобраться в них, найти недостающие знания и способы действия, тогда как контекстные задания — это задания, вызывающие у учащихся определенный интерес, а также вопросы, на которые необходимо ответить, только поняв текст.
Контекстные и ситуативные задания основаны на реальной или воображаемой ситуации. Контекстно-ориентированные задания: — задание с мотивирующей функцией, содержание которого описывает реальную жизненную ситуацию, связанную с социокультурным опытом; — задача, целью которой является разрешение дисциплинарной, междисциплинарной или практической (стандартной или нестандартной) ситуации, нахождение соответствующего метода решения, обязательно с использованием имеющихся знаний (в соответствии с дисциплинарной областью); — понять потенциал личности, смысл поисковой деятельности, ценность предмета исследования и т. д. востребованный вопрос, задача, проблема.
Контекстно-ориентированные задания — это задания, описывающие реальную ситуацию на основе знаний и опыта учащихся. Требование задачи — проанализировать, понять и объяснить ситуацию, а результатом решения задачи является столкновение с учебной проблемой и понимание ее личной значимости.
Из чего состоят контекстно-зависимые задачи? В частности:
– контекстные задания могут содержать короткий текст (фразу);
– контекстные задания могут содержать информацию в виде таблиц и диаграмм;
– вопросы, задания и инструкции для контекстно-ориентированных задач
– должны быть сформулированы;
– При разработке контекстно-ориентированной задачи следует опираться на реальный опыт.
Возможности задач, основанные на контексте:
– анализировать, понимать и интерпретировать данную ситуацию или выбирать курс действий;
– результатом решения является понимание проблемы обучения и ее важности;
– повышение познавательного интереса учащихся;
– развитие математической грамотности учащихся;
– развитие читательской грамотности учащихся;
– формирование финансовой грамотности.
Содержание традиционных заданий контекстных заданий направлено на контроль усвоения одних и тех же элементов знаний.
Контекстно-ориентированная задача:
– помогает мотивировать обучающегося на поиск ответа на задачу;
– представляет практический интерес;
– дает возможность применять знания в ситуациях, которые могут возникнуть в реальной жизни;
– развивает навыки самостоятельного поиска недостающей информации.
При решении контекстных задач:
– сохранение логичности в рассуждениях, последовательности и рациональности в действиях; — уметь подтверждать полученные результаты примерами, в том числе из личного опыта, анализировать представленную в задании ситуацию, выявлять ее закономерности;
– обосновать сделанные выводы и обосновать пути решения проблемы;
– умения и готовность применять теоретические знания для решения практико-ориентированных задач;
– самостоятельность мышления, умение применять знания в меняющихся ситуациях.
Контекстные задания помогают научить учащихся извлекать информацию из текста, развивают у них навыки работы с информацией, позволяют выполнять эту деятельность осознанно и поэтапно. Контекстно-ориентированные задания влияют на достижение метапредметных результатов обучения. Это связано с тем, что при выполнении таких заданий у учащихся повышается интерес к обучению, что помогает им легко усваивать материал любого предмета школьной программы. [1]
Процесс решения контекстных задач состоит из четырех основных этапов: анализ текста задачи; найти решение и создать план его решения; реализация найденного плана; изучение (анализ) найденного решения.
Таблица 1
Технология решения контекстных задач по биологии:
Действия учителя |
Действия учащихся |
Представляет информацию в виде диаграммы, таблицы, графика, схемы и т. д. Предоставляет текст (сюжет, ситуацию), который можно представить в виде рассказа. |
Читает текст и вопросы. |
Предоставляет возможность проанализировать компоненты ситуации |
Они анализируют компоненты и взаимосвязи между ними в конкретной ситуации, выявляя информацию, необходимую для принятия решений и ответов на вопросы. |
Помогает студентам находить противоречия в ситуациях |
Найдите противоречия в ситуации. |
Помогает учащимся находить числовые описания и буквенные символы. |
Для компонентов ситуа- ции находят нужные количественные характеристики, обозначения |
Помогает учащимся построить биологическую модель ситуации |
Строят биологическую модель |
Корректирует выбор метода решения задачи |
Выбирают подходящий метод решения задачи |
Контролирует решение задачи |
Решают задачу |
Помогает объяснить результат решения |
Интерпретируют результат решения задачи в ответ на поставленный вопрос |
Контекстные задания позволяют учащимся вовлекаться в процесс обучения. Контекстная задача — это мотивационная задача, описывающая жизненную ситуацию. Задача требует анализа, понимания, интерпретации ситуации и выбора способа действия в этой ситуации, а результатом ее решения станет решение образовательной проблемы и осознание собственной личностной значимости. Рассказ, описанный в задании, должен быть ориентирован на конкретные объекты, тогда он будет личностно значимым для ученика и вызовет желание его понять. Содержание контекстного задания влияет на понимание задачи, связано с повседневной жизнью или практической деятельностью, актуализирует знания и практический опыт, а также вызывает интерес у учащихся.. [2]
Задания составлены на основе материалов соответствующих разделов биологии. Кроме того, задание может содержать научное противоречие, представленное в форме когнитивной проблемы. Это позволяет учащимся искать несколько способов решения задачи. Такие задания пробуждают у учащихся интерес к природе, родному краю. На обычных уроках даже пассивные ученики пытаются предложить свои собственные решения проблем. Предложенные методы решения оцениваются с точки зрения их реализуемости и рациональности. Такие задания направлены на развитие познавательной активности учащихся.. [3]
Контекстные задачи способствуют:
– понимать применение биологии в деятельности человека;
– создание предпосылок для творческой, проектной и исследовательской деятельности на высоком уровне,
– повышение качества биологического образования.
Контекстные задачи по генетике — это задачи, в которых нужно применять знания генетических закономерностей (менделевская наследственность, сцепление генов, взаимодействие аллелей и др.) в реальных или приближенных к реальности ситуациях. Обычно такие задачи включают описание условий (контекста), из которых нужно извлечь нужную информацию, а затем провести генетический анализ.
Вот несколько примеров контекстных задач по генетике:
Пример 1: Наследование цвета глаз
У человека коричневый цвет глаз доминирует над голубым. Мужчина с голубыми глазами женится на женщине с коричневыми глазами, отец которой имел голубые глаза, а мать — коричневые. Какова вероятность, что у них родится ребёнок с голубыми глазами?
Контекст: родословная, рецессивный и доминантный признаки.
Пример 2: Наследование групп крови (система ABO)
Мать имеет I группу крови, а ребёнок — IV. Может ли человек с III группой быть отцом этого ребёнка?
Контекст : определение отцовства, система наследования ABO.
Пример 3: Наследование окраски у мышей
У мышей серый окрас доминирует над белым. При скрещивании двух серых мышей получилось 3 серых и 1 белая мышь. Определи генотипы родителей.
Контекст : скрещивание, расщепление по Фенотипу (3:1), анализ потомства.
Пример 4: Наследование формы семян у гороха (эксперименты Менделя)
Гладкая форма семян доминирует над морщинистой. Если скрестить два гетерозиготных растения, какая вероятность получить потомство с морщинистыми семенами?
Контекст : менделевское наследование, вероятность, моногибридное скрещивание.
Пример 5: Наследственные заболевания (сцепленные с полом)
Гемофилия — рецессивное заболевание, сцепленное с Х-хромосомой. Женщина, не болеющая гемофилией, но у которой отец болел, выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность, что их сын будет болен гемофилией?
Контекст : сцепление с полом, родословная, анализ Х-сцепленного наследования.
Такие задания не являются традиционными задачами или поручениями, они представляют собой реальную жизненную ситуацию, которую можно решить, используя имеющиеся знания, что помогает учащимся понять роль информации и знаний в практической деятельности человека. Чтобы побудить учащихся к действию, задания должны соответствовать следующим требованиям:
– Задание должно основываться на имеющемся жизненном опыте, взглядах, идеях и мнениях детей. Это помогает преодолеть формализм образования и разрыв между новыми научными знаниями и имеющимся жизненным опытом обучающегося.
– Контекстная задача характеризуется принципиальной неопределенностью и открытостью. Здесь нет «правильного» стандарта, поскольку может быть несколько возможных решений проблемы. Это устраняет у ребенка страх дать неправильный ответ или совершить ошибку.
– Контекстное задание оригинально, нестандартно, а порой даже парадоксально по содержанию. Вот почему это представляет интерес.
– Контекстное задание — это задание-ловушка, в котором скрытым образом выражена проблема, соответствующая идее урока. Участвуя в процессе ее решения, учащиеся неизбежно выходят за рамки своей предыдущей деятельности и сталкиваются с образовательной проблемой, которая приобретает личностную значимость.
Таким образом, контекстные задания становятся основной мотивацией действий учащихся. Контекстные задания могут предполагать самостоятельный поиск недостающей информации, ее обобщение и анализ для поиска решения, что позволяет оценить показатели сформированности качества знаний учащихся.
Литература:
1. Математика бойынша контекстік тапсырмаларды құрастыру және шешу бойынша әдістемелік ұсынымдар. — Астана: Ы.Алтынсарин атындағы ҰБА, 2024. — 280 б.
2. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с
3. Тепаева М. Ю. Использование контекстных задач на уроках биологии //Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей IV. — 2014. — С. 194.
4. Таирова Д. Р., Потапкин Е. Н. Контекстные биологические задачи как средство формирования здорового образа жизни школьников //Современные наукоемкие технологии. — 2021. — №. 5. — С. 221–225.
5. Вербицкий Андрей Александрович Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obuchenie-ponyatie-i-soderzhanie
6. Долгополова Екатерина Яковлевна Контекстные задачи как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnye-zadachi-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-matematiki.