Цифровая валюта представляет собой одно из самых обсуждаемых явлений в области финансовых технологий. Это современное явление в финансовом секторе, которое оказывает значительное влияние на мировую экономику. Обладая уникальными характеристиками и потенциалом новых технологий, цифровые валюты внесли свой вклад в трансформацию финансовых операций и методов международных транзакций. Цифровой рынок сегодня активно развивается, он стал важной частью реальности, и игнорировать это явление уже невозможно. Настоящая статья посвящена анализу понятия и отличительных черт цифровой валюты в Российской Федерации.
Ключевые слова: цифровая валюта, безналичные денежные средства, криптовалюта, транзакции, электронная форма.
Введение. Всовременных развитых государствах и обществах всё большее распространение получают новые цифровые технологии и производные от них цифровые объекты. Одним из наиболее интенсивно развивающихся цифровых объектов являются цифровые валюты.
Всё большее число стран рассматривают возможность использования цифровой валюты в качестве дополнительной формы существования своей национальной валюты. Отметим, что с 1 июля 2025 г. в России планируется массовый запуск новой формы денег — цифрового рубля.
В связи с чем законодатель существенным образом активизировал свою работу в сфере создания полноценной правовой основы для правового регулирования общественных отношений, осложнённых применением цифровой валюты в целом, и установления правового режима цифровой валюты, в частности. Вместе с набирающей обороты законотворческой деятельностью по правовому регулированию общественных отношений, осложнённых применением цифровой валюты, всё большую актуальность.
Основные публикации по анализируемой проблеме. Правовые аспекты, связанные с правовой природой цифровой валюты, затрагивались в рамках исследований в сфере гражданского и финансового права. Так, например, можно выделить работы таких авторов, как А. П. Алексеенко, В. С. Белых, М. О. Болобоновой, М. А. Егоровой, Л. Г. Ефимовой, А. А. Максурова, И. И. Кучерова, Л. В. Санниковой, Ю. С. Харитоновой, И. А. Цинделиани и многих других.
Целью исследования является комплексный анализ понятия и отличительных черт цифровой валюты в Российской Федерации.
Основная часть. Цифровая валюта «существует в цифровой форме и не обладает физическими свойствами, присущими форме законного платежного средства. Транзакции с цифровыми валютами осуществляются с использованием электронных средств, подключенных к Интернету или специальным сетям, для обеспечения того, чтобы физические валюты, такие как экономически привязанные банкноты и монеты, обладали физическими характеристиками и требовали физического владения для их использования. Это создает физические и временные препятствия для эффективного обмена и обращения.
Цифровые валюты предоставляют возможности, аналогичные физическим валютам, но нет недостатка в физических валютах, которые можно использовать для покупки товаров, оплаты услуг и которые имеют ограниченное применение в онлайн-среде, такой как игровые площадки, порталы азартных игр или социальные сети» [1, с. 7].
Цифровая валюта также обеспечивает мгновенные транзакции, которые можно легко осуществлять между разными странами, при условии, что участники подключены к одной и той же сети: «Внутри своего коллектива анонимные субъекты записывают данные о вычисленных «монетах» в «электронные кошельки» и далее их используют в качестве расчетных инструментов, как денежные суррогаты» [7, с. 121].
Цифровые валюты «существуют только в цифровой форме и могут быть централизованными или децентрализованными. В отличие от законного платежного средства, он существует в физической форме и подчиняется централизованной системе производства и распределения, управляемой центральными банками и правительственными учреждениями. В дополнение к тому факту, что цифровые валюты приносят пользу, они также меняют структуру использования валют, позволяя им приносить пользу в альтернативной среде финансового обращения, например, путем создания токенов для игровых сетей» [3, с. 343].
Следовательно, цифровая валюта представляет разнообразие типов валют в электронной сфере, включая криптовалюты, которые используют криптографию для защиты и контроля транзакций.
В широком смысле, цифровая валюта служит виртуальным средством обращения, которое потенциально может использоваться по аналогии с реальной валютой.
По данному поводу В. К. Шайдуллина отмечает, что «пока еще цифровая валюта не обладает всеми необходимыми признаками реальной валюты, что отчасти усложняет активное ее практическое применение. Кроме того, еще ни в одной юрисдикции цифровая валюта не признана законным платежным средством» [12, с. 139].
В свою очередь, Д. А. Гаврилов, в свою очередь, «именует цифровую валюту виртуальным финансовым средством, благодаря которому осуществляется органичная деятельность, сфокусированная на практическом использовании электронных и инновационных технологий» [1, с. 8].
Цифровая валюта обычно понимается как валюта или подобный валюте актив, выпущенный, хранящийся и управляемый цифровой компьютерной системой. Однако данное определение не дает подробного представления об этой категории, оно игнорирует ее основные характеристики. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть эту категорию, изучить ее техническое содержание и дать более полное определение, чтобы четко выразить экономическую природу цифровых валют.
Необходимо отметить, что 1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установивший законодательные дефиниции цифровых финансовых активов и цифровой валюты, а также содержащий широкий перечень норм, регулирующих общественные отношения, связанные с этими объектами.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», цифровой валютой признается «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам» [9].
Исходя из легального определения цифровой валюты, А. А. Ситник выделяет следующие ее признаки:
– «они представляют собой совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения);
– указанные электронные данные содержатся в информационной системе;
– цифровые валюты предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа;
– такое средство платежа не является денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей;
– цифровые валюты предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве инвестиций;
– в отношении цифровой валюты отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам» [6].
Проанализируем более подробно обозначенные признаки цифровой валюты.
Цифровая валюта — это совокупность электронных данных (цифровых кодов или названий). Эта функция содержит два элемента: набор данных (информация) и способ их представления (электронная форма). Следовательно, под набором электронных данных следует понимать особую форму информации, то есть информацию, которая может быть воспринята людьми, использующими компьютеры.
Указанные электронные данные содержатся в информационной системе. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационной системой понимается «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» [11]. То есть интересующий нас цифровой код или обозначение существует не отдельно от информационной системы, а интегрирован в базу данных.
Предоставлять и / или принимать цифровую валюту в качестве платежного средства. Данное платежное средство не является денежной единицей Российской Федерации, валютной единицей иностранного государства и / или международной валютой или расчетной единицей.
Гражданский кодекс Российской Федерации гласит, что законным платежным средством в Российской Федерации являются рубли, за исключением случаев использования иностранной валюты, предусмотренных законом. Следовательно, «в соответствии с прямыми указаниями закона, все, что не имеет ничего общего с российской валютой (рублем) или иностранной валютой, не является законным платежным средством. Поскольку цифровые валюты не деноминированы в валюте какой-либо страны, будь то Россия или любая другая страна, по логике законодателей, они являются незаконными платежными средствами. То есть цифровая валюта предлагается и (или) может быть принята в качестве средства платежа, но является незаконным платежным средством. Данный признак очень слабо помогает в осознании природы цифровой валюты. По-видимому, законодатель попытался в нем выразить свою позицию о том, что в природе цифровой валюты заложена определенная стоимость, которая может перемещаться между субъектами» [5, c. 193].
Цифровые валюты предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве инвестиций. В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку [10].
Как известно, «гражданское право регулирует стоимостные имущественные и личные неимущественные отношения между субъектами. Объектами же гражданских прав являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых вышеупомянутые субъекты вступают между собой в гражданско-правовые отношения. Поэтому данный признак, закрепленный в законе, является косвенным подтверждением признания законодателем статуса объекта гражданских прав за цифровой валютой» [2, c. 22].
В отношении цифровой валюты отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
Как полагает А. А. Ситник, данный признак содержит два указания: «на то, что, во-первых, у цифровых валют отсутствует централизованный «эмитент», во-вторых, ни одно лицо не несет юридической ответственности перед держателями цифровых валют» [6].
Для того чтобы разобрать эти указания, надо раскрыть, какое лицо понимается под эмитентом. В соответствии с Федеральным законом от 22апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», под эмитентом понимается «юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами» [8].
Следует отметить, что в законе о рынке ценных бумаг эмитентом не может быть физическое лицо; Закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таких ограничений не содержит, устанавливая лишь бланкетную норму о применении к выпуску цифровой валюты правового регулирования «в соответствии с федеральными законами».
Основными сферами применения цифровых валют являются:
– финансовые операции (трейдинг, инвестиции, кредиты);
– обход ограничений государств (хранение и переводы денег без рисков блокировки счетов);
– бытовые операции (покупка и оплата товаров и услуг). То есть применение криптовалюты может обеспечить экономический рост не только отдельных предприятий, но и в целом стран [13, с. 67].
Одним из главных преимуществ и недостатков цифровых валют, особенно криптовалют, является «анонимность участников сети. Инновацией является возможность выпуска и обслуживания децентрализованных платежных инструментов (именно так на это смотрят создатели Биткоина). Поэтому для того, чтобы сформировать наиболее полное представление о природе цифровых валют и их технических возможностях, необходимо обратить особое внимание на эти параметры.
Цифровые валюты могут быть выпущены неограниченным числом физических лиц, то есть с использованием технологий открытых распределенных реестров, таких как биткоин, для децентрализации и анонимности. Любой участник может заполнить открытую регистрационную форму, и никто не может запретить ему войти в систему. Участники таких систем обычно не идентифицируются и могут торговать анонимно» [4, c. 49].
Кроме того, цифровые валюты могут выпускаться частными компаниями или основываться на функции распределенных регистрационных форм, но в этом случае эмитент может ограничить функции других участников системы, даже если регистрационная форма закрыта. Технология закрытого распределенного реестра позволяет эмитентам устанавливать сетевые правила и предоставлять доступ к нему только тем участникам, которые отвечают определенным требованиям или одобрены их владельцами. Это закрытый реестр, который привлекателен для правительств и регулирующих органов, поскольку он предоставляет возможность контролировать доступ к сети и однозначно идентифицировать участников. В то же время, закрытая распределенная регистрационная форма не обязательно предусматривает наличие центрального органа, контролирующего проведение всех транзакций. Ограничением может быть только доступ к системе, при этом статус участников должен оставаться равным.
Важной также является «степень централизации сети. Абсолютно децентрализованные реестры предполагают, что валидацией транзакций могут заниматься все участники сети, такие системы обычно открытые. Если же реестр закрыт и / или валидацией занимается ограниченное число участников, то реестр считается частично децентрализованным. Полностью централизованный реестр — это реестр, в котором конкретные участники отвечают за проверку транзакций. Другими словами, технология распределенных реестров предоставляет широкие возможности для создания инструментов, отвечающих различным потребностям и отвечающих конкретным запросам потенциальных пользователей. Исходя из технического содержания цифровых валют, их основные атрибуты понятны, что позволяет нам определить экономическую природу исследуемой категории и дать ей определение» [4, c. 50].
Цифровая валюта (за исключением электронных денег) может быть определена как альтернативная форма валюты, выпускаемая, обращаемая и хранимая посредством технологии распределённого реестра, для которого задаются определённые параметры централизации и открытости, не имеющая физической формы и / или имеющая обеспечение, используемая как средство платежа, и / или как средство сохранения стоимости, и / или как средство инвестирования.
Заключение. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что цифровая валюта может быть определена как альтернативная форма валюты, выпускаемая, обращаемая и хранимая посредством технологии распределённого реестра, для которого задаются определённые параметры централизации и открытости, не имеющая физической формы и / или имеющая обеспечение, используемая как средство платежа, и / или как средство сохранения стоимости, и / или как средство инвестирования.
Основными особенностями, отличающими цифровую валюту от традиционных денег, являются: анонимность, трансграничность и децентрализованность.
Экономическая сущность цифровой валюты заключается в улучшении экономических отношений, порождаемых платежами, инвестициями и другими финансовыми операциями, путем предоставления дополнительных возможностей, основанных на новейших технологических достижениях.
Литература:
- Гаврилов Д. А. Вызовы для антимонопольного регулирования в цифровую эпоху // Вестник ун-та им. О. Е. Кутафина. 2017. № 9. С. 6–10.
- Зайдензаль С. Е. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования в Российской Федерации // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета: Тезисы докладов, Курган, 22 марта — 02 2021 года. Том Выпуск XXII. Курган: Курганский государственный университет, 2021. С. 21–22.
- Матерова Е. С. Цифровая валюта: экономическое содержание и сущность понятия // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, Москва, 27 декабря 2022 года. Москва: Печатный цех, 2022. С. 343–348.
- Мухлаева А. В. Криптовалюта (цифровая валюта): понятие и виды. Первичное предложение криптовалют // Юриспруденция и современная правовая система: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 июня 2024 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2024. С. 49–52.
- Сидоренко Э. Л. Цифровая валюта: понятие и общая характеристика // Цифровое право: учебник. М.: ООО Издательский дом «Юрлитинформ», 2024. С. 190–199.
- Ситник А. А. Цифровые валюты: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 11 (120) // КиберЛенинка: науч. электронная б-ка. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovye-valyuty-problemy-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 31.03.2025).
- Соломяный А. В. Цифровая валюта в современном мире: понятие и сущность // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2023. № 3(70). С. 120–123.
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред.30.12.2015): [принят Государственной Думой 20.03.1996: одобрен Советом Федерации 11.04.1996]. — Москва. — 2024. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/?ysclid=lvprlfisxg2673 07620 (дата обращения: 31.03.2025).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.03.2025).
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 25.12.2023 г.) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.03.2025).
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 23.11.2024 г.) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.03.2025).
- Шайдуллина В. К. Криптовалюта как новое экономико-правовое явление // Вестник университета. 2018. № 2. С. 138–144.
- Mumu R. G. R. Forecasting central bank digital Currency terhadap Rupiah digital // IDEALIS: InDonEsiA journaL Information System. 2023. Vol. 6, №. 2. P. 65–74.