Оказание первой помощи пострадавшим — важный вопрос в жизнедеятельности современного общества, который всегда стоит остро. Данная проблема всегда являлась актуальной, особенно сейчас, на любом уровне, в том числе и на уровне школьного образования и образовательных организаций в целом. Специфика образовательного процесса по данному направлению такого, что он должен быть непрерывным, последовательным, сочетающим в себе связь теории и практики, актуальной информации и применения различных ресурсов.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, первая помощь, педагог, контроль, обучение, школьник.
Providing first aid to victims is an important issue in the life of modern society, which is always acute. This problem has always been relevant, especially now, at any level, including at the level of school education and educational organizations in general. The specifics of the educational process in this area are such that it must be continuous, consistent, combining the connection of theory and practice, relevant information and the use of various resources.
Keywords: extracurricular activities, first aid, teacher, control, education, student.
Понятие «внеурочная деятельность» имеет давнюю историю в школьном образовании. Внеурочная деятельность, несомненно, является неразрывной составляющей общего учебного процесса несмотря на то, что со временем она претерпевала различные изменения. Структурно внеурочная деятельность можно подразделить на пять направлений, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка. Таковыми являются: социальное направление, духовное, интеллектуальное, общекультурное и спортивно-оздоровительное направления. Она выполняет конкретные образовательные задачи, соответствующие требованиям ФГОС, и стимулирует активность обучающихся [1].
Внеурочная деятельность реализуется различными педагогическими работниками в различных формах работы вне урока. Существует множество программ, которые позволяют выбрать подходящую внеурочную деятельность в каждом образовательном учреждении, сравнивая ее с внеклассной работой обучающихся. При этом основываясь на таких принципах как, самостоятельность, активность и добровольность для достижения образовательной и воспитательной цели образования.
Внеурочная деятельность — система занятий и общение учеников после уроков, т. е. после основной учебной деятельности [1]. Внеурочная деятельность включает элементы как учебной деятельности, поэтому она также направлена на развитие таких направлений как:
– познавательные интересы;
– осознанное отношение к учебе;
– культура интеллектуального труда.
Автор в своих трудах выносит предложения по классификации видов деятельности учащихся по определенным признакам, например:
– место проведения;
– время проведения;
– отношение к учебному заданию.
Внеурочная деятельность включает кружки, секции, музейную работу, лекции и т. д. Внеурочная деятельность — организация межличностных отношений в коллективе учеников, а также между учениками и педагогом. Это все делается для создания ученического коллектива и ученического самоуправления. Она также способствует развитию общекультурных интересов и нравственному воспитанию. Внеурочная деятельность направлена на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС и имеет характер компенсационный. Она способствует решению образовательных задач, которые не могут быть выполнены на уроке. Рассматривает внеурочную деятельность как организацию труда, обучения и общения, которая помогает учащимся приобретать социальный опыт, улучшать свое окружение и развивать необходимые навыки.
Результат внеурочной деятельности зависит от:
– участия в конкурсах и мероприятиях;
– состава группы;
– видов взаимодействия;
– разнообразия форм деятельности;
– методов педагога.
Цель обучения — это подготовка учащихся к выполнению действий по оказанию первой помощи, к выполнению действий четко, быстро [1].
Одной из важных составляющих при обучении детей первой помощи, в том числе в рамках внеурочной деятельности является решение ситуаций или ситуационных задач. Их цель — практика в предоставлении помощи пострадавшим, которая проводится в игровой форме, приближенной к реальной ситуации при помощи различных средств. Педагог по возможности создает сценарий или план того, какой происшествие произошло, определяет условно количество пострадавших и готовит все необходимое материально-техническое обеспечение. При организации с обучающимися внеурочной деятельности по навыкам оказания первой помощи важно помнить, что должна преобладать именно практическая составляющая, а также нетрадиционные методы и формы работы с учениками, которые будут не просто доступны, но и интересны как учителю, так и его ученикам. Решение ситуационных задач, тематические экскурсии, квесты, оформление стендов, участие в тематических акциях, изготовление носилок, шин и т. д. из подручных материалов, соревнования, дискуссии: все это может воодушевить обучающихся на обучение правилам первой помощи. Данные и любые другие формы необходимо использовать с максимальными материально-техническими возможностями [1].
Различные интерактивы, инструментарий, манекены и подготовленное помещение. Ситуационные задачи как важная составляющая внеурочной деятельности по оказанию первой помощи.
Для того, чтобы ситуационные задачи на внеурочных занятиях по обучению первой помощи были эффективны, необходимо педагогу тщательно продумать все возможные варианты действий, подготовить задачу как с теоретической, так и с практической стороны. Следует уделить этому особое внимание, для успеха результата [2].
Педагог обязательно контролирует весь процесс решения задачи учениками, но не перебивает их, а выступает только после того, как задача была завершена в своем выполнении, т. е. преподаватель сам не участвует в решении задачи. Его роль — наблюдение. Существуют задачи, когда для ее реализации педагог не может справиться самостоятельно, поэтому учеников он может привлекать и в качестве сторонних экспертов, а также в качестве «пострадавших» в рамках ситуации, которая прописана в задаче. Остальные же ученики участвуют в решении. Это позволяет ученикам побывать с разных сторон решения такого практического задания [3, с. 45].
Разрешение ситуационных задач состоит из следующих этапов:
- Первый этап предполагает полную подготовку — это текст задачи, правильное решение, методы оценивания и стимулирования, список возможных ошибок, число лиц, необходимых для реализации задачи, оценочные листы или карточки, по которым эксперты — ученики оценивают выполненное одноклассниками задание. Все условные пострадавшие, эксперты и участники определяются заранее в зависимости от того, какая предполагается ситуационная задача. Важным моментом является то, что никто из детей не участвует в разработке данных заданий и не знает способа их решения, который будет представлен после для обсуждения. Также всем участникам проводят инструкцию по объяснению того, как необходимо себя вести при выполнении задания. Это очень важно, чтобы не нанести вред другим участникам. Еще одним важным фактором является реалистичное оформление зоны решения задачи, если это возможно. Присутствие имитаторов повреждений — еще один важный ресурс для решения ситуационных задач. Далее необходимо объяснить экспертам роль, которую они выполняют и что требуется от них. Экспертам также говорят, что они не участвуют в предоставлении первой помощи во время разрешения ситуационной задачи.
- Второй этап — непосредственно решение задания. Ученики получают вводные данные задачи. Далее дети выполняют действия по решению задачи, а педагог и эксперты наблюдают за действиями и фиксируют необходимую информацию. Главная задача педагога — это обеспечить безопасность во время проведения практического мероприятия. Но комментировать и поправлять детей в ходе решения не нужно [4].
- На третьем этапе или дебрифинге все участники задания ведут активное обсуждение итогов, делают выводы, замечания, подводят итоги, предлагают рекомендации. Обычно эксперты делятся на несколько групп — одни высказывают ошибки, а вторые положительные моменты. После того, как высказались все участники решения ситуационной задачи, последнее слово дается педагогу, он делает окончательный вывод и подводит итог того, как справились учащиеся. Важность внеурочной работы в целях повышения качества знаний старшеклассников по различным навыкам, а именно получения опыта оказания первой помощи обуславливается тем, что в данном возрасте дети способны к эффективному оказанию первой помощи [5].
Подводя итог можно сделать вывод, что обучение первой помощи — важная задача государства и ее субъектов, уполномоченных на решение этой задачи. Каждый день большое количество людей получают травмы и это отрывает их от обязанностей — бытовых и производственных. Сущность первой помощи заключается в том, чтобы обеспечить прекращение действия на человека опасных и травмирующих факторов; проведение им простейших мероприятий по доставлению пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или передача службам скорой медицинской помощи.
Литература:
- Смирнова Ю. К. Педагогические условия формирования знаний и навыков у старшеклассников по курсу внеурочной деятельности «первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными». / Ю. К. Смирнова. –Томск: — 2024
- Коннова, Л. А. Современный подход к обучению методике сердечно-легочной реанимации при оказании первой помощи на месте происшествия. / Л. А. Коннова. –Москва: ВЕСТНИК. — 2011.
- Камбалов, М. Н. Тестовые задания по дисциплине «Первая помощь»: практикум для студентов 1-го курса всех факультетов учреждений высшего медицинского образования / М. Н. Камбалов, Д. А. Прокопович, А. А. Ребко. — Гомель: Гомельский государственный медицинский университет, 2018. — 68 с. — ISBN 978–985–588–099–9.с.45
- Оказание первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях — URL: https://40.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/2515757 (дата обращения: 17.04.2024).
- Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов — URL: https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/mat-gram/news/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-v-kontekste-prepodavaniya-uchebnykh-predmetov-2/ (дата обращения: 20.04.2024).