Статья посвящена вопросам организации праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья как важных компонентов их успешной социальной адаптации и интеграции в общество, рассмотрены особенности подготовки и проведения различных мероприятий.
Ключевые слова: дети, ограниченные возможности здоровья, праздник, мероприятие, социальная адаптация.
Детский праздник — важная часть жизни ребенка. Праздник можно с уверенностью назвать отличным подспорьем для всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: музыка, литература, живопись, театр. Широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать нормы поведения ребенка, развить его индивидуальные способности.
В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, звукопроизношение, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.
Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет.
Одной из актуальных научных и практических проблем в специальной психологии и педагогике, остро вставшей в настоящее время, и привлекающей пристальное внимание различных специалистов, является вопрос включения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в общество, их социальная адаптация. Для нормальной адаптации ребенка с ОВЗ важно, чтобы у него формировались правильная оценка окружающих и себя, осознанное принятие традиций и культурных ценностей. Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья является праздник, который позволяет успешно решать следующие основные задачи:
1. Осуществлять вовлечение ребенка в общество (организация совместной деятельности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общение у детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе).
2. Формировать и расширять зону творческих способностей детей с ОВЗ, круга их интересов.
3. Определять и расширять умственные, интеллектуальные, физические возможности и способности ребенка.
4. Оказывать информационную помощь родителями (законным представителям) детей с ОВЗ.
5. Информировать общество о проблемах детей с ОВЗ и путях их решения.
Решение данных задач в ходе проведения праздника требует особого подхода к его организации.
Подготовка и проведение праздника для детей с ОВЗ — кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых и детей. Возможно выделение следующих основных особенностей подготовки и проведения праздников для детей с ОВЗ:
1. В подготовке праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья должны участвовать не только родители, педагоги или воспитатели, но и специалисты, которые хорошо знают особенности работы с соответствующими нозологическими группами: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и др.
Физическая доступность образовательных организаций и прилегающей территории для детей также имеет важное значение при подготовке и организации праздничных мероприятий. Она достигается путем оснащения этих объектов, например, системой тактильных, звуковых и цветовых ориентиров.
2. Необходимо помнить и о техническом сопровождении праздника. Для мероприятия могут понадобиться световое оборудование, звуковая техника, сценическое оснащение, спецэффекты, организация онлайн-трансляции. Без специальных знаний и навыков сложно организовать полноценное техническое сопровождение праздника. Здесь также нужны знания об особенностях детей разных нозологических групп.
3. Формирование интеграционной среды (общие мероприятия, в том числе творческие, оздоровительно-туристские, культурно-экскурсионные, создают оптимальные условия для интенсивной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников с нормальным психофизическим развитием). Радость, полученная от праздника, способна создавать положительный эмоциональный настрой, который способствует расширению зоны творческих возможностей и круга интересов детей. Общаясь совместно, дети постигают основы коммуникативного взаимодействия и получают бесценный социальный опыт.
4. Праздник не ради праздника, а для того, чтобы дать детям с ОВЗ максимум возможностей для самореализации.
5. Праздники для детей с ограниченными возможностями здоровья могут принимать различные формы: спортивных (спартакиады, соревнования), творческих фестивалей, конкурсов, экскурсий, тематических и календарных мероприятий, празднования дней рождения и т. д. Включение в социальную среду помогает детям овладеть комплексом социальных ролей. Поэтому ребенку необходимы знания о ее содержании: что можно делать, а чего делать нельзя. Подготовка к тому или иному торжеству должна включать, например, сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок учится правильно выполнять определенные требования по отношению к своим действиям, предвидеть последствия своего поведения.
6. Важными условиями проведения праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья являются создание положительного настроя, теплой, творческой атмосферы.
Таким образом, для организации праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны не только общие правила подготовки подобных мероприятий, но и определенные особенности, связанные с неоднородностью данной группы. Однако, несмотря на кажущиеся сложности, возможные результаты могут быть весьма впечатляющими: участие в праздниках способствует психофизическому развитию детей, успешной адаптации, положительной самооценке ребенком своих достижений, социализации.
Литература:
1. Борисова Н. А. Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ: Учебное пособие / Н. А. Борисова, Э. В. Бутенко, Н. А. Якименко. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 64 с.
2. Лебедева О. А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008.
3. Савина Л. Н. Общаться — это просто. Занятия по взаимодействию с ребенком с ОВЗ / Учебное пособие / Л. Н. Савина, С. Ю. Танцюра. — М.: ТЦ Сфера, 2021. — 64 с.
4. Седова М. Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством — важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008.
5. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1,5 до 3 лет. Планирование образовательной деятельности. Взаимодействие с родителями / авт.-сост. е.А. Мохирева, Е. Л. Назарова, И. В. Тимошенко. — Волгоград: Учитель, 2018. — 137 с.