В статье рассмотрены основные характеристики и показатели работы Казанского вокзального комплекса как транспортного узла. Проанализированы размеры пассажиропотока, определено перспективное значение к 2030 году. Определены границы транспортного узла, произведён анализ размеров и интенсивности движения транспорта.
Ключевые слова: пассажирские перевозки, пассажиропоток, Казанский вокзал, транспортный узел, городской транспорт, вокзальные комплексы, пассажирский транспорт.
1 Общая информация о транспортном узле
Пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Казанская, расположенный по адресу: Москва, Комсомольская площадь, дом 2. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов — филиал ОАО «РЖД». По состоянию на февраль 2019 года с вокзала отправляется более 40 пассажирских поездов дальнего следования; 163 пригородных электропоезда по будням и 142 по выходным. Является частью казанского направления Московской железной дороги. Обслуживает пассажирские и пригородные поезда, не выполняя пассажирские технические операции.
Казанский вокзал — один из старейших и крупнейших железнодорожных вокзалов Москвы. Вокзал расположен на восточном направлении от центра города, на Казанском вокзале осуществляется обслуживание поездов, направляющихся на юго-восточные регионы России, в том числе в Казань, Ярославль, Волгоград, Самару и другие города. Казанский вокзал также связан с метрополитеном города Москвы, облегчая передвижение пассажиров к и от вокзала. Вокзал славится своей исторической архитектурой, величественным внешним видом и насыщенным расписным интерьером.
Рис. 1. Казанский вокзал
2 Границы транспортного узла
Казанский вокзал располагается по адресу г. Москва, Комсомольская пл. д. 2. Зона транспортного узла включает в себя:
— Помещение казанского вокзала;
— Тупиковые пути железнодорожной станции Москва-Пассажирская Казанская;
— Станция метро Комсомольская Сокольнической и Кольцевой линии. Выходы 3, 4, 11, 12, 13, 14;
— Автобусные остановки маршрутов: 40, т22, т88, т41, с633, н15;
— Трамвайная остановка маршрутов: 7, 13, 37, 50;
— Остановки московских центральных диаметров;
— Зона такси и каршеринга.
Рис. 2. Граница транспортного узла
3 Текущий и планируемый пассажиропоток казанского вокзала
Годовой пассажиропоток Казанского вокзала представлен в таблице 1.
Таблица 1
Пассажиропоток Казанского вокзала за 2018–2022 годы
На основе данных о пассажиропотоке, дифференцированных по месяцам, необходимо построить прогнозные данные до 2025 и 2030 года. Для этого используется инструмент линия тренда с прогнозом на несколько периодов вперёд в Microsoft Excel.
При учёте всех данных, включая период пандемии и связанных с ней ограничений наблюдается спад пассажиропотока. График представлен на рисунке 3. В связи с этим, такой планируемый вариант нельзя считать релевантным.
2020 год можно считать новой точкой отсчёта, поскольку все объекты транспортной инфраструктуры с конца данного года начали возобновлять свою работу, стремиться к тем объёмам, которые были до пандемии.
Опираясь на это, наиболее вероятным будет прогноз, основанный на данных за 2021–2022 год (рисунок 4).
Исходя из данных, полученных в результате прогнозирования, планируемый пассажиропоток Казанского вокзала к декабрю 2025 года составит 1 640 236,8 пассажира в месяц, а к декабрю 2030 года — 1 787 462,4 пассажира в месяц.
Рис. 3. График планируемого пассажиропотока с учётом всех данных
Рис. 4. График планируемого пассажиропотока на основе данных за 2021-2022 годы
4 Размеры и интенсивность движения транспорта
В транспортный узел входят следующие линии различных видов транспорта:
— Казанское направление Московской железной дороги.
— Сокольническая и Кольцевая линия Московского метрополитена;
— 2 и 4 диаметры МЦД;
— Автобусные маршруты: 40, т22, т88, т41, с633, н15;
— Трамвайные маршруты: 7, 13, 37, 50;
— Такси и каршеринг.
Размеры движения (интенсивность или частота прибытия транспорта) по каждой из перечисленных выше линий представлены в таблицах 2-7 соответственно.
Таблица 2
Размеры железнодорожного движения, поездов/сут
Категория |
Направление |
1 период |
2 период |
3 период |
4 период |
5 период |
6 период |
Среднее |
Пассажирские поезда |
Отправлено |
38 |
38 |
37 |
39 |
38 |
38 |
38 |
Принято |
38 |
38 |
38 |
38 |
38 |
38 |
38 |
|
Пригородные поезда |
Отправлено |
137 |
110 |
110 |
136 |
136 |
136 |
128 |
Принято |
135 |
110 |
109 |
135 |
135 |
136 |
127 |
Таблица 3
Интервал прибытия поездов метро
Линия метро |
Интервал, мин |
Сокольническая |
2,5 |
Кольцевая |
2,2 |
Средний |
2,35 |
Таблица 4
Интервал прибытия поездов МЦД
Диаметр |
Интервал, мин |
2 |
10 |
4 |
12 |
Средний |
11 |
Таблица 5
Интервал прибытия автобусов
Маршрут |
40 |
604 |
с633 |
т41 |
Средний интервал |
Число выходящих пассажиров |
Интервал, мин |
29 |
10 |
30 |
9 |
19,5 |
17 |
Таблица 6
Интервал прибытия трамваев
Маршрут |
7 |
13 |
37 |
50 |
Средний интервал |
Число выходящих пассажиров |
Интервал, мин |
8 |
7 |
12 |
11 |
9,5 |
26 |
Таблица 7
Интервал поездок на такси и каршеринге
Категория |
Интервал, мин |
Такси |
0,43 (каждые 0,43 мин прибывает 1 такси) |
Каршеринг |
90 |
5 Выводы по результатам исследования
Казанский вокзальный комплекс — крупный транспортный узел столицы. Он включает в себя несколько видов пассажирского транспорта. Вокзал объединяет Казанское направление Московской железной дороги, Сокольническую и Кольцевую линии Московского метрополитена, 2 и 4 диаметры МЦД, автобусные и трамвайные маршруты, такси и каршеринг.
Вокзал обслуживает значительные размеры пассажиропотока — на 2022 год это 17 474 065 человек. Согласно прогнозу, перспективное значение этого показателя к 2030 году составит 21 449 548 человек.
По результатам анализа размеров и интенсивности движения транспорта можно сделать вывод, что транспортный узел Казанский вокзал — обслуживает значительные размеры движения пассажирского транспорта — 38 пар дальних и 127 пар пригородных поездов. Интервалы движения городского пассажирского транспорта составляют от 2,35 до 19,5 мин.
Литература:
- Использование метода моделирования при проектировании и модернизации объектов транспортной инфраструктуры / Г. М. Лысов, Ф. Н. Приходько, С. П. Радчин, К. А. Тимошенко // Молодой ученый. — 2022. — № 37(432). — С. 14–16. — EDN NUTDYU.
- Исследование метода прогнозирования временных рядов на транспорте с помощью рекуррентных нейронных сетей / Г. М. Лысов, Ф. Н. Приходько, А. А. Коновалова, К. А. Тимошенко // Дневник науки. — 2023. — № 1(73). — DOI 10.51691/2541–8327_2023_1_6. — EDN OAYFDH.
- Использование метода имитационного моделирования на основе разработки перспективного варианта организации пассажиропотоков на ТПУ «Тимирязевская» / Г. М. Лысов, П. И. Вольнов, Ф. Н. Приходько, А. А. Коновалова // Дневник науки. — 2023. — № 1(73). — DOI 10.51691/2541–8327_2023_1_7. — EDN TJNXJD.
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kazansky.dzvr.ru/ (дата обращения: 12.04.2025).