В данной статье рассматривается проблема формирования мотивации к занятию физической культурой у студентов высших учебных заведений. Хотелось бы рассмотреть эффективные методы и приёмы, которые бы способствовали появлению желания и развитию стимула у студентов университетов к занятию физической культурой.
Ключевые слова: спорт, университет, мотивация, студенты, физическая культура, активный образ жизни.
В каждом учебном заведении мы можем наблюдать, что образовательная программа направлена на улучшение не только умственных, но и физических качеств. Это связано с тем, что физическое здоровье и благополучие является неотъемлемой частью жизни, способствуя улучшению самочувствия у студентов. Чем регулярнее студент занимается физической культурой и спортом, тем стабильнее и ближе к норме его показатели сердечного ритма, улучшается работоспособность сердца [1]. Уровень здоровья молодого поколения является важным вопросом современного мира. Расширение информационной сферы дает молодому поколению возможности развиваться интеллектуально, из-за чего все меньше внимания уделяется физическим качествам и здоровью. Именно регулярные занятия физической культурой и спортом позволяют достигнуть необходимой нормы двигательной активности и укрепить здоровье [2]. К сожалению, несмотря на то, что программы многих вузов предлагают студентам занятия по физической культуре и спорту, где каждый студент может развить и улучшить свои физические навыки, не все студенты заинтересованы в посещении данных занятий. На практике можно столкнуться с тем, что ряд учащихся злостно пропускает пары по физической культуре. В связи с выявлением положительного влияния физической культуры на здоровье студентов также поднимается вопрос мотивации, в процессе занятий необходимо находить методы развития интереса и мотивации обучающегося, чтобы оздоровление и занятия физической культурой для каждого обучающегося являлись нормой и чем-то постоянным, что скажется на увеличении их уровня здоровья [3]. Именно поэтому и актуален вопрос о создании мотивации у студентов к посещению занятий физической культуры и спорта.
Мотивация является сложным психологическим конструктом, определяющим направление, интенсивность и устойчивость поведения [4]. В контексте занятий физической культурой, мотивация рассматривается как совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих человека к регулярным занятиям спортом и ведению активного образа жизни.
Существует три теоретических подхода к пониманию мотивации. Первым подходом является теория самодетерминации (Self-Determination Theory, SDT). SDT выделяет три базовые психологические потребности, удовлетворение которых способствует развитию внутренней мотивации: потребность в автономии (чувство контроля над своей жизнью), потребность в компетентности (чувство уверенности в своих способностях) и потребность в связанности (чувство принадлежности к группе) [5]. Применение SDT в контексте физической культуры предполагает создание условий, в которых студенты чувствуют себя самостоятельными в выборе видов физической активности, ощущают прогресс в развитии своих физических качеств и занимаются в поддерживающей и доброжелательной среде. Второй подход представляет из себя теорию запланированного поведения (Theory of Planned Behavior, TPB). TPB утверждает, что намерение человека заниматься физической активностью определяется его отношением к этому занятию (насколько он считает его полезным и приятным), субъективными нормами (насколько его окружение поддерживает его занятия) и воспринимаемым контролем над поведением (насколько он считает, что способен успешно заниматься физической активностью) [6]. Согласно TPB, для повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой необходимо формировать положительное отношение к спорту, создавать благоприятную социальную среду и повышать уверенность студентов в своих возможностях. Третий подход — это социально-когнитивная теория (Social Cognitive Theory, SCT): SCT подчеркивает роль самоэффективности (веры в свою способность успешно выполнить определенное поведение) и моделирования (наблюдения за другими людьми, которые успешно занимаются физической активностью) в формировании мотивации [7]. В соответствии с SCT, для повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой необходимо предоставлять им возможность получать позитивный опыт, демонстрировать примеры успешных занятий спортом и создавать условия для взаимной поддержки и обмена опытом.
Мотивация к занятиям физической культурой у студентов формируется под влиянием множества факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внутренними факторами являются: личные интересы и предпочтения, состояние здоровья, самооценка и уверенность в себе, опыт занятий физической культурой в прошлом. К внешним факторам относятся: организация занятий физической культурой в вузе, социальная поддержка, влияние преподавателя, наличие спортивной инфраструктуры.
На основе анализа теоретических подходов и факторов, влияющих на мотивацию, можно предложить практические рекомендации по ее формированию у студентов. Для повышения мотивации можно предоставить студентам возможность выбора видов физической активности, а именно включение в учебную программу различных видов спорта и физических упражнений, соответствующих интересам и потребностям студентов. Также, важно создание условий для развития автономии, компетентности и связанности, то есть нужно предоставить студентам возможность самостоятельно планировать свои тренировки, ощущать прогресс в развитии своих физических качеств и заниматься в поддерживающей и доброжелательной среде. Необходимо оказывать влияние на формирование положительного отношения к занятиям физической культурой, выражающееся в информировании студентов о пользе спорта для здоровья и благополучия, демонстрации примеров успешных занятий спортом и создании позитивной атмосферы на занятиях. Также, немало важным является обеспечение доступности спортивной инфраструктуры и квалифицированных преподавателей, а именно предоставление студентам возможности заниматься спортом в удобное время и месте, а также получать консультации и поддержку от квалифицированных специалистов.
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов является сложной, но важной задачей. Реализация предложенных практических рекомендаций позволит повысить уровень мотивации студентов к ведению активного образа жизни, укрепить их здоровье и сформировать у них устойчивую потребность в регулярных занятиях физической культурой. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку и оценку эффективности различных педагогических подходов и технологий, способствующих формированию мотивации к занятиям физической культурой у студентов с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей. При проведении таких исследований так же важно уделить внимание технике безопасности, чтобы результаты исследования были максимально точными, а занятия физической культурой приносили только пользу и никакого травматизма [8].
Литература:
- Славинский, Н. В. Изучение сердечного ритма студенческой молодежи при занятиях физической культурой и в состоянии покоя / Н. В. Славинский, З. В. Кузнецова, И. В. Яткин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 28, № 6. — С. 1513–1522.
- Федосова Л. П., Кузнецова З. В., Федотова Г. В., Удовицкая Л. У. Анализ двигательной активности студентов аграрного вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 365–367.
- Славинский Н. В., Кузнецова З. В. Исследование влияния физической культуры на мотивацию в обычной жизнедеятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 6 (208). С. 348–350.
- Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. — СПб.: Питер, 2003.
- Деси, Э., Райан, Р. Самодетерминация: внутренняя мотивация и влияние окружающей среды. — М.: Смысл, 2013.
- Айзен, И. Поведение в установках. — СПб.: Питер, 2000.
- Бандура, А. Социальные основы мышления и действия. — М.: Педагогика, 1984.
- Яткин И. В., Кузнецова З. В. Организация самостоятельных занятий по физической культуре и спорту в дистанционном режиме обучения с соблюдением техники безопасности // Современные методические подходы к преподаванию дисциплин в условиях эпидемиологических ограничений: сб. ст. по материалам уч.-метод. конф. Краснодар, 2021. С. 364–365.