Эффективность механизмов защиты прав получателей государственных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 16.04.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Богатырев, И. С. Эффективность механизмов защиты прав получателей государственных услуг / И. С. Богатырев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124198/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В статье исследуются административные и судебные механизмы защиты прав граждан при получении государственных услуг. Анализируются проблемы правового регулирования, роль цифровизации и судебной практики.

Ключевые слова: государственные услуги, защита прав, досудебное обжалование, судебная практика, цифровизация.

Введение термина «государственная услуга» вызвало активные дискуссии, в которых данное понятие объяснялось через призму гражданско-правовой категории. Однако многие исследователи в итоге пришли к выводу, что государственные услуги представляют собой реализацию функций государственной власти. В связи с этим возникает необходимость рассматривать их не только с точки зрения гражданского права, но и в рамках административно-правового подхода.

Судебная практика подтверждает, что многие вопросы, связанные с защитой прав получателей государственных услуг, требуют детального правового регулирования. В частности, дело № а-974/2023, рассмотренное Центральным районным судом г. Челябинска, подчеркивает важность соблюдения принципа законности и адекватности мер, принимаемых органами государственной власти [1]. Суд указал, что отказ в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание был обоснован несоответствием сведений, предоставленных заявителем, требованиям Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2]. Такое решение соответствует ст. 46 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует право граждан и иностранных лиц на обжалование действий государственных органов [3]. Однако, как показывает это дело, недостаточная правовая осведомленность заявителей может стать причиной отклонения административных исков.

Отдельные авторы утверждают, что при предоставлении государственных услуг нормы Гражданского кодекса РФ могут применяться лишь частично, в особенности в контексте защиты прав граждан, если они нарушены в процессе их оказания [4]. Тем не менее, практическая реализация таких положений зачастую ограничена. Например, граждане нередко сталкиваются с трудностями в применении гражданского законодательства для защиты своих прав.

Основным механизмом защиты прав граждан в данном случае стало судебное обжалование, регулируемое статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ [5]. Суд отметил, что для удовлетворения требований истца необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия действий органа закону и нарушения прав заявителя. При этом суд обоснованно сослался на правовые позиции Конституционного Суда РФ, согласно которым интересы миграционной политики могут превалировать над частными интересами заявителей, если нарушение касается существенных требований законодательства.

Судебная практика подтверждает эту проблему. Так, в одном из дел гражданину отказали в удовлетворении требований на основании отсутствия предусмотренного механизма компенсации морального вреда за ненадлежащее оказание государственной услуги [6]. Суды указывают, что такие вопросы не регулируются гражданским законодательством, а должны решаться в рамках административного судопроизводства. При этом Гражданский кодекс, включая нормы о компенсации морального вреда, здесь не может быть применён.

Одним из центральных механизмов защиты прав получателей услуг является право жалобы, предусмотренное Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [7]. В соответствии с этим законом (глава 2.1), досудебное обжалование решений, действий или бездействия органов публичной власти, а также их должностных лиц, является обязательной процедурой перед обращением в суд. Это положение направлено на минимизацию количества судебных споров и ускорение разрешения конфликтов [8]. Закон закрепляет право заявителей на обжалование решений, действий (или бездействий) государственных органов и их должностных лиц как в досудебном, так и в судебном порядке (ст. 11.2). Также закон регламентирует порядок подачи жалоб, включая их содержание, сроки рассмотрения (5 или 15 рабочих дней в зависимости от характера обращения), что обеспечивает оперативность процесса [9].

Механизм досудебного урегулирования включает возможность устранения нарушения на стадии ведомственного контроля. Это позволяет ускорить защиту прав граждан, минимизируя судебные издержки и нагрузку на суды [10].

Постановление Правительства РФ № 840 от 16.08.2012 года устанавливает правила подачи и рассмотрения жалоб, что обеспечивает унификацию подходов к административному обжалованию [11]. Однако процессуальные нормы обжалования формируются разрозненно, без единой административно-процессуальной базы, что усложняет их применение на практике.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (гл. 25) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (гл. 24) регулируют порядок обжалования действий или бездействия, нарушающих права граждан [12]. Например, решения должностных лиц об отказе в приеме документов для предоставления услуги могут быть признаны незаконными, что подтверждается судебной практикой.

С. Л. Сергевнин, И. С. Алехина, А. К. Соловьева выделяют ряд проблем:

– нечеткость терминологии в законодательстве (например, разница между терминами «досудебное» и «внесудебное» обжалование);

– ограниченность перечня оснований для обжалования в рамках административного порядка, что требует его расширения;

– разграничение общего и специального регулирования досудебного обжалования, что вызывает правовые коллизии между Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» [13] и специальными законами.

Цифровизация государственных услуг значительно упрощает процесс подачи жалоб. Единый портал госуслуг предоставляет удобный интерфейс для граждан, включая возможность выбора категории жалобы, что минимизирует сложности для пользователей [14].

Наличие недочетов в правоприменительной практике, таких как ограниченный перечень оснований для подачи жалоб, указывает на необходимость совершенствования нормативной базы. В частности, некоторыми исследователями [14] предлагается включение нарушений требований к местам оказания услуг и распространения недостоверной информации в перечень оснований для обжалования.

Таким образом, эффективность механизмов защиты прав получателей государственных услуг обусловлена сочетанием административных и судебных способов, которые гарантированы Конституцией РФ и регламентированы Федеральным законом № 210-ФЗ. Ключевую роль играет досудебное обжалование, которое позволяет оперативно устранять нарушения на стадии ведомственного контроля, минимизируя количество судебных споров и обеспечивая защиту прав граждан. Однако правоприменительная практика показывает, что процессуальные нормы обжалования недостаточно унифицированы, что порождает правовые коллизии и затрудняет защиту прав заявителей. Судебная практика подчеркивает необходимость соблюдения баланса между правами граждан и интересами государственной политики. Судебное обжалование дополняет административные механизмы защиты, устанавливая требования к доказательной базе и подтверждению нарушения прав заявителей. Несмотря на это, использование норм Гражданского кодекса РФ ограничено, что требует доработки законодательства для включения механизмов компенсации морального вреда.

Литература:

  1. Решение суда общей юрисдикции о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги. Дело № а-974/2023.
  2. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. 28.04.2024).
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  4. Джиоева Е. Г. Гражданско-правовые способы защиты прав получателей государственных услуг // Юридическая наука. — 2020. — № 8. — С. 34.
  5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2024).
  6. Апелляционное определение Пензенского областного суда от 27.03.2020 по делу № 33–647/2020.
  7. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в ред. 08.07.2024).
  8. Сергевнин, С. Л. Право жалобы в процессе получения государственных и муниципальных услуг: правовое регулирование и реализация / С. Л. Сергевнин, И. С. Алехина, А. К. Соловьева // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. — 2024. — Т. 65, № 3. — С. 3.
  9. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в ред. 08.07.2024).
  10. Джиоева Е. Г. Гражданско-правовые способы защиты прав получателей государственных услуг // Юридическая наука. — 2020. — № 8. — С. 34.
  11. Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 (ред. от 13.06.2018) «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».
  12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4532.
  13. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в ред. 04.08.2023).
  14. Игина К. А. Особенности защиты прав получателей электронных государственных услуг // StudNet. — 2021. — vol. 4. — № 4. — С. 1.


Задать вопрос