Эффективные методы профориентации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 15.04.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Апанасевич, Г. М. Эффективные методы профориентации / Г. М. Апанасевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124200/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В своей статье автор рассказывает об эффективных методах профориентации.

Ключевые слова: профориентация, профессия, работа.

В настоящее время экономическая и политическая обстановка предъявляет нам более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения способствуют изменению характера и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, необходим высокий профессионализм, требуется выносливость и ответственность. В связи с этими кардинальными изменениями возникает необходимость в организации целенаправленной профориентационной работы среди школьников. Данная работа должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определять формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация — это комплексная система социально-экономических, психолого-педагогических, производственно-технических мер по оказанию личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии индивидуальных способностей и склонностей, профессиональных интересов в выборе профессии, а также формирует потребность и готовность к труду в условиях рыночных отношений. Данная система реализуется через ряд условий, это и учебно-воспитательной процесс, внеурочная и внешкольная работа с учащимися.

Выбрать профессию школьникам помогают различные методы. Методы профориентации: профессиограммы — краткие описания профессий; профориентационные тесты; глубинные интервью, интервью закрытого и открытого типов; опросники по профессиональной мотивации и способностям; встречи со специалистами конкретных профессий; обучающие видео (фильмы, лекции);сбор косвенных данных — например, разговоры с людьми, которые уже работают в интересующей школьника области; лекции на тему самоопределения; лекции на тему самоопределения; ярмарки профессий, которые проводят профориентационные учреждения; дни открытых дверей в учебных заведениях и компаниях;тесты на профориентацию. На мой взгляд, данные методы лучше комбинировать, чтобы достичь более эффективного результата. В нашем колледже все представленные методы реализуется.

В своей статье я расскажу о самых эффективных методах работы в данном направлении. Наш колледж является постоянным гостем в школах города. Я являюсь постоянным участником таких выездных мероприятий. На мой взгляд, данная работа является одной из эффективной в привлечение школьников к выбору профессии. Именно на таких встречах мы в полном мере можем рассказать и показать работу нашего учебного заведения. Не выезжая, ребята могут узнать об истории колледжа, о направлениях, о необходимых документах.

В ходе встреч проводятся анкетирование. По результатам выявляется интерес к той или иной профессии.

IMG_256

Ещё один метод, который мы используем — это день открытых дверей, когда школьники могут почувствовать себя уже студентами.

Студенты, обучающиеся по специальности Туризм и гостеприимство, организовывают увлекательную экскурсию по мастерским и лабораториям колледжа. В ходе экскурсии ребята участвуют в различных мастер-классах, интерактивных играх и викторинах, подготовленных другими студентами.

IMG_256

Наше образовательное учреждение является постоянным участником Всероссийских ярмарок профессий. Мероприятие было организовано при содействии центра карьеры и профессионального обучения колледжа.

Это уникальная площадка для взаимодействия соискателей и работодателей, открытого диалога образовательных организаций и молодежи, выходящей на рынок труда, которое обеспечивает безбарьерное и неформальное общение людей с ведущими работодателями региона и представителями образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. Более 170 работодателей со всего региона представили свои вакансии и возможности карьерного продвижения, а студенты нашего колледжа профтехнологий выслушали их предложения. Сотрудники и студенты АГКПТ организовывают выездную профориентационную площадку. Ребята проводят мастер-классы по плетению кос, нанесению рисунков на теле хной, сборке и разборке двигателей внутреннего возгорания, росписи сумок-шопперов и т. д.

IMG_256

IMG_256

Также студентами АГКПТ были подготовлены площадки: «Токарь», «Сварочное производство», «Карвинг», «Роспись печенья», «Ремонтный ДОК». В динамично развивающемся мире существует огромное количество профессий, и найти свое признание достаточно сложно, но наш Астраханский государственный колледж профессиональных технологий помогает найти себя и гордится своими студентами.

Итак, профориентация — это не просто тестирование и консультации. Это целая система решений, которая помогает школьнику сделать осознанный выбор профессии, избежать типичных ошибок и двигаться к профессиональному успеху. И наш коллектив преподавателей старается помочь и поддержать будущих студентов.

Литература:

  1. Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»: [сборник] / Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. — СПб.: Речь, 2007. — 365 с.
  2. Бендюков М. А. Твой компас на рынке труда: что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин; ил. Л. Мельник. — СПб.: РОСТ, 2000. — 334 с.


Задать вопрос