Анализ работ, посвященных изучению понятия организационно-педагогических условий, показывает, что в научной среде нет единой дефиниции понятия «организационно-педагогические условия».
Рассмотрим подробнее данный термин с точки зрения его двух смысловых частей: «организационные условия» и «педагогические условия».
В образовании условия представляют собой качественную характеристику фундаментальных факторов, процессов и явлений образовательной среды, которая отражает основные требование общеобразовательной организации [4, с. 144.]. Коршунова Н. Л. рассматривает условия как совокупность объективных возможностей педагогического процесса, его обстоятельств, которые создаются и реализуются целенаправленно в педагогической среде, и которые обеспечивают решение любой педагогической задачи [9, с. 90–94].
Панфилова А. П. подчеркивает, что «условие» — это комплекс мер, способствующих повышению эффективности образовательного процесса. [13].
В теории менеджмента под «организационными условиями» принято определять совокупность явлений и процессов, которые оказывают влияние на другие процессы и формирование необходимой среды, в которой происходит образовательный процесс.
Под педагогическими же условиями В. И. Андреев понимает «комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания» [1, с. 238]. И. С. Мухров трактует педагогические условия как совокупность мер, которые служат для повышения результатов педагогической деятельность [11].
В. А. Беликов рассматривает педагогические условия как совокупность функций объективного содержания, форм, методов и материальной среды, которые направлены на решение педагогических задач [2].
Н. В. Ипполитова утверждает, что педагогические условия являются одним из компонентов педагогической системы, который отражает совокупность внешних и внутренних элементов, обеспечивающих развитие и её дальнейшее функционирование [7, с. 383].
Б. В. Куприянов описывает педагогические условия как плановую работу по уточнению закономерностей, которые выступают в качестве устойчивых связей образовательного процесса [10, с. 101–104].
В нашем исследование, мы под педагогическими условиями понимаем элемент педагогической системы, который отражает потенциальные возможности образовательной системы, которые, в первую очередь, обеспечивают развитие и эффективное функционирование педагогической системы.
Опишем соотношение организационно-педагогических условий. Есть два основных подхода. Согласно первому подходу, организационно-педагогические условия представлены как разновидность педагогических условий, то есть организационные условия включены в содержание термина «педагогические условия» [6, с. 8–14].
Исследователи, которые придерживаются данного подхода характеризуют организационно-педагогические условия как совокупность возможностей, которые обеспечивают успешность поставленных ранее образовательных задач. Е. И. Козырева акцентирует свое внимание на том, что организационно-педагогические условия представляют собой ряд объективных возможностей, которые позволяют успешно решать задачи образования [8, с. 24].
В. А. Беликов характеризует их как сочетание содержательных возможностей, форм, методов целостного педагогического процесса для достижения целей педагогической деятельности [3, с. 357].
С другой стороны, организационно-педагогические условия представлены как сочетание направленных способов эффективной организации образовательной среды. С. Н. Павлов рассматривает организационно-педагогические условия как сочетание объективного обучения и воспитания, организационные формы и материальные возможности, а также обстоятельства взаимодействия между субъектами педагогического процесса. Эти условия являются результатом целенаправленного, запланированного отбора, проектирования и применения элементов содержания, методов (методов) для достижения цели педагогической деятельности [12, с. 23].
Н. В. Ипполитова в своем исследовании описывает ряд признаков, характерных для организационно-педагогических условий. Согласно данной трактовке организационно-педагогические условия представляют собой:
- совокупность целенаправленно разработанных способов содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса;
- совокупность последствий, отражающих эти условия, основывается на управлении педагогической системой (образовательным процессом или его компонентами) в конкретной ситуации;
- эти меры характеризуются взаимосвязью и взаимообусловленностью, которые обеспечивают в своем составе эффективность решения образовательных задач;
- основной задачей организационно-педагогических условий является организация элементов, обеспечивающих целенаправленное, планомерное управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы;
- выбор используемых организационно-педагогических условий зависит от структуры реализуемого образовательного процесса [6, с. 8–14].
Согласно второму подходу, которого придерживается Г. А. Демидова организационно-педагогические условия являются внешними функциями управления и внутренними особенностями образовательной деятельности, которые обеспечивают целостность, полноту, целенаправленность и эффективность образовательного процесса [5, с. 200].
Мы согласны со вторым подходом и отмечаем, что организационно-педагогические условиями являются единым целым. Организационные условия поддерживают возможность и сопровождают реализацию педагогических условий, то есть являются пространственной средой для образовательной среды. Поэтому в контексте нашего исследования под организационно-педагогическими условиями мы понимаем характеристику педагогической системы, которая отражает потенциальные возможности пространственной среды, реализация которых обеспечивает упорядоченное и целенаправленное функционирование и развитие педагогической системы.
Литература:
1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 2012 С. 238.
2. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. С. 310.
3. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2010. С. 357.
4. Беспалько, В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высшая школа, 2009. С. 144.
5. Демидова, Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 200.
6. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14.
7. Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 2010. с. 383
8. Козырева, Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Вып. 4. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. С. 24
9. Коршунова, Н. Л. Единство и различие терминов «условие» и «средство» в педагогике. М.: Педагогика, 2011. Вып. 1 (57). С. 90–94.
10. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2011. № 2. С. 101–104.
11. Мухров, И. С. Условия формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6195 (дата обращения: 14.10.2020).
12. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009. С. 23.
13. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М., 2011.