В статье представлена нетрадиционная форма физкультурно-оздоровительной организации старших возрастных групп МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе в режиме дня — ситуация творческой активности. Свободный игровой формат проведения предполагает не регламентированное жесткими рамками, самовыражение детей через движение. Старшим дошкольникам предлагается творческие формы экспериментирования с различными видами двигательной активности.
Ключевые слова: старшие возрастные группы, двигательная активность, нетрадиционные формы, инициатива.
Введение физической культуры и оздоровления в режим дня старших дошкольников — это не просто комплекс упражнений, а целая «ситуация творческой активности». Мы стремимся создать атмосферу, где ребенок не просто выполняет указания, но и становится соавтором процесса, проявляя инициативу и фантазию.
В основе работы в старших группах МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе лежит принцип интеграции двигательной активности в различные виды деятельности. Утренняя гимнастика превращается в тематическую игру, прогулки насыщены элементами спортивных игр и эстафет, а физкультурные занятия проводятся в форме увлекательных приключений.
Особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Мы используем нестандартное оборудование, предлагаем детям самим придумывать упражнения и игры, поощряем их инициативу и фантазию.
Результатом такой работы является не только укрепление здоровья детей, но и развитие их творческого потенциала, повышение интереса к физической культуре и спорту, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Инновационная организация и регулирование воспитательно-образовательной деятельности в области физической культуры в старших группах МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе предполагает смещение акцентов с традиционных, часто формальных занятий, к созданию среды, стимулирующей двигательную активность на протяжении всего дня. Это включает в себя внедрение новых форм физических упражнений, игр, направленных на развитие координации, ловкости, силы и выносливости, адаптированных к возрастным особенностям детей [3].
Регулирование данной деятельности требует пересмотра нормативных документов дошкольной организации, определяющих объемы и содержание физического воспитания, с учетом современных исследований в области детской физиологии и психологии.
Обязательное содержание работы по физическому развитию регламентируют ФГОС и ФОП ДО. Эти документы задают вектор развития ребенка, определяя необходимые двигательные навыки, умения и знания, соответствующие возрасту.
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования устанавливает общие требования к физическому развитию, акцентируя внимание на формировании у детей интереса к физической культуре и спорту, развитии основных движений и физических качеств. ФГОС ДО кратко описывает, чему обучать детей и что развивать у них в рамках физического развития (п. 2.6 ФГОС ДО).
ФОП ДО (Федеральная образовательная программа дошкольного образования) конкретизирует эти требования, предлагая вариативные формы и методы организации физического воспитания. Программа включает комплексы утренней гимнастики, подвижные игры, спортивные упражнения и занятия на свежем воздухе, способствующие гармоничному физическому развитию дошкольников. Особое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной двигательной активности детей, обеспечению безопасности и здоровья.
В ФОП ДО сформулированы подробные задачи образовательной деятельности в области физического развития для детей от 2 месяцев до 7 лет и планируемые результаты (п. 22 ФОП ДО) [2].
В старших группах МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе происходит интеграция физической культуры в другие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую. Это позволяет сделать занятия более интересными и эффективными, способствуя формированию у детей устойчивого интереса к здоровому образу жизни. В ДОУ педагоги регулярно повышают квалификацию в целях реализации инновационных методик и технологий в области физического воспитания.
Физкультурно-оздоровительная работа в старших возрастных группах ДОУ включает как традиционную форму проведения образовательной деятельности, так и нетрадиционные. Нетрадиционные образовательные события физкультурно-оздоровительной направленности включают игровые события, соревновательные практики, квесты по народным играм, тематические Дни здоровья [1].
Отдельного остановимся на такой форме физкультурно-оздоровительной организации, как ситуация творческой активности, особенно полюбившаяся детям и имеющая положительную результативность.
Данный опыт работы реализуется в старших возрастных группах. Участвует вся группа. Важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитывая особенности физического развития и интересы детей, можно разрабатывать персонализированные программы, включающие элементы творческой деятельности, такие как придумывание собственных упражнений или создание командных танцев.
Регулярное проведение физкультурных занятий на свежем воздухе в сочетании с творческими заданиями способствует не только укреплению иммунитета, но и развитию воображения и умения работать в команде. Таким образом, организация ситуации творческой активности в рамках физкультурно-оздоровительной работы является эффективным инструментом для всестороннего развития старших дошкольников.
Одним из вариантов является утренняя зарядка, включающая элементы танца и импровизации. Дети могут придумывать собственные движения под музыку, развивая координацию и чувство ритма. Другой пример — организация подвижных игр на свежем воздухе с элементами театрализации. Дети могут изображать животных, растения или сказочных персонажей, одновременно укрепляя мышцы и развивая актерские навыки.
После дневного сна можно проводить творческие мастерские, сочетающие физическую активность и художественное творчество. Например, создание коллажей из природных материалов, собранных во время прогулки, или лепка из глины с последующей организацией мини-выставки. Важно, чтобы занятия были разнообразными, интересными и соответствовали возрастным особенностям детей.
Детям предлагается творческое задание по теме недели. Например, если тема недели — «Здоровые привычки», дошкольники могут выложить на полу человека из физкультурных снарядов: мячей, кеглей, гимнастических палок, каната, мешочков для метания. В этом случае дети будут не просто двигаться и собирать человека, но и фантазировать, из чего можно сделать ноги, руки, туловище.
Преимущество ситуации двигательного творчества заключается в развитии у детей не только физических качеств, но и воображения, координации, чувства ритма. Они учатся работать в команде, находить компромиссы, выражать свои эмоции через движение. Кроме того, это отличный способ снять стресс и напряжение, получить заряд положительной энергии.
Одним из вариантов является организация занятий в форме сюжетно-ролевой игры. Например, дети могут представить себя космонавтами, отправляющимися в путешествие по планетам. В процессе «полета» они выполняют различные упражнения: «преодолевают гравитацию» (прыжки), «собирают космический мусор» (наклоны), «управляют кораблем» (вращения туловищем).
Другой подход — использование музыкального сопровождения. Под ритмичную музыку выполняются танцевальные движения, элементы аэробики или просто упражнения на развитие координации. Музыка задает темп и настроение, стимулируя творческое самовыражение.
Возможно также использование нестандартного оборудования: мягких модулей, обручей, мячей разного размера и фактуры. Из модулей можно строить полосы препятствий, обручи использовать для игр и эстафет, а мячи — для развития меткости и ловкости. Главное — дать участникам возможность экспериментировать и придумывать свои варианты использования оборудования.
Специфика выполнения подразумевает определённые этапы.
Первоначальный этап — это подготовка, включающая разминку и создание комфортной, поддерживающей атмосферы. Педагогу важно настроить дошкольников на эксперименты с движениями, стимулируя их воображение и предлагая простые, доступные задания.
На втором этапе, дошкольники пробуют различные движения, исследуют пространство и взаимодействуют друг с другом. Педагогу здесь необходимо предоставить свободу выбора, поощрять импровизацию. Педагог распределяет роли детей в игре с помощью считалки, договоренности между детьми или по желанию детей; соблюдает все меры по профилактике травматизма. Цель — стимулировать поиск новых, индивидуальных способов выражения через движение.
Третий этап, развитие, предполагает детальное выполнение движений и их комбинации. Воспитанники могут создавать небольшие композиции, рассказывать истории через движение. Педагогу важно поддерживать их инициативу и предлагать конструктивные советы.
Завершающий этап — рефлексия. Дошкольники старших возрастных групп делятся своими впечатлениями, обсуждают, что нового они узнали о себе и о возможностях своего тела. Этот этап способствует осознанию опыта и закреплению полученных навыков.
Кроме того, творческие элементы могут быть интегрированы в процесс обучения правилам здорового образа жизни. Через рисование, лепку или конструирование дети могут выражать свое понимание о пользе правильного питания, гигиены и физических упражнений. Такой подход позволяет не только закрепить знания, но и сформировать осознанное отношение к своему здоровью.
Темы ситуаций двигательного творчества в старших возрастных группах могут быть самыми разнообразными, охватывая широкий спектр интересов и возможностей детей.
Примеры организации:
«Путешествие в космос»: Дети имитируют полет на ракете, движение планет, невесомость, приземление на другие планеты. Развивает воображение, координацию и умение работать в команде.
«Животные джунглей»: Имитация движений различных животных (обезьян, слонов, тигров). Развивает наблюдательность, выразительность движений и знание о животном мире.
«Времена года»: Изображение явлений природы, характерных для каждого времени года (листопад, снегопад, цветение). Развивает чувство ритма, связь с природой и понимание цикличности жизни.
«Профессии»: Имитация движений представителей различных профессий (строителя, врача, повара). Расширяет кругозор, развивает интерес к труду и уважение к различным профессиям.
При выборе темы важно учитывать интересы и возможности детей, а также доступность необходимого реквизита и музыкального сопровождения.
Представленный опыт работы, реализуемый в старших возрастных группах МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе показывает, что воспитанники, регулярно участвующие в ситуациях двигательного творчества, становятся более уверенными в себе, общительными, легче адаптируются к новым условиям. У них формируется устойчивый интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.
Литература:
- Козина Ж. Г. Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2024. № 3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-oblast-fizicheskoe-razvitie-v-soderzhanii-federalnoy-obrazovatelnoy-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-planiruemye (дата обращения: 01.04.2025).
- Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/da4bf512fdb1255d149119afbc465b91/download/6052/ (дата обращения: 01.04.2025).
- Устарханов, А. Ш. Физкультурное воспитание дошкольников в общей системе физкультурного образования / А. Ш. Устарханов, Д. А. Собачкин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: Материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары-Ташкент, 25 января 2024 года. — Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2024. — С. 898–902.