Применение дидактических игр и упражнений для развития фонетического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 21.04.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Микрякова, Д. Е. Применение дидактических игр и упражнений для развития фонетического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития / Д. Е. Микрякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124207/ (дата обращения: 24.04.2025).



В данной статье описывается актуальность и применение дидактических игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Рассмотрены разные виды дидактических игр и упражнений, которые могут применяться для речевого развития.

Ключевые слова: дидактическая игра, упражнения. Фонематическое восприятие, младший школьный возраст, задержка психического развития.

Своевременное формирование фонематических процессов является необходимым условием для овладения детей речью, а в дальнейшем и письмом, основой для понимания смысла речи. Достаточно развитая способность анализировать и синтезироваться фонемы позволяет ребёнку быстрее и качественнее сформировать навык чтения и письма.

В настоящее время наблюдается тенденция роста количества детей с различными видами нарушенного развития, в том и числе и речевыми, что определяет особую проблему социальной адаптации детей в обществе. В связи с развитием общества и законов об образовании в Российской Федерации формируются процессы интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении.

Одной из самых частых причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются всевозможные нарушения устной и письменной речи, которые, несомненно, делают затруднительным овладение правильным чтением и письмом. Слабоуспевающими по родному языку являются около трети учащихся с дефектами речи. Это именно те дети, у которых наблюдаются недостатки произношения, которые и сопровождаются недоразвитием фонемообразования, также может наблюдаться и нарушения внятности речи.

На данный момент младшие школьники с задержкой психического развития составляют особую категорию детей, имеющую тенденцию роста нарушенного развития. Разносторонне исследование ЗПР, как специфической аномалии детского развития, позволило в последнее время получить ценные научные данные. Было определенно, что ЗПР у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

Недоразвитие фонематического восприятия является одной из частых проблем настоящего времени, с которой сталкиваются дети младшего школьного возраста. Оно возникает из-за нарушения фонематических процессов и необходимой степени умений при обучении речи. Коррекция этого недостатка на ранних стадиях развития ребёнка может предотвратить появление более серьезных нарушений речи в будущем. Использование дидактических игр и упражнений может играть важную роль в процессе коррекции фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития.

Организация образовательного процесса с использованием дидактических игр и упражнений является эффективным способом повышения качества логопедического занятия и обеспечения разнообразия форм работы с детьми.

Использование игр в обучении стимулирует детей с задержкой психического развития к активной учебной деятельности и повышает их мотивацию к обучению в условиях образовательной организации. Дети вовлечены в занятие и проявляют большую заинтересованность в обучении, что положительно сказывается на освоении учебного материала и развития ребёнка.

Дидактические игры и упражнения способствуют организации более эффективной работы с детьми, позволяя индивидуализировать подход к каждому ребёнку. Игры и упражнения могут быть различных уровней сложности, поэтому их выбор осуществляется в зависимости от потребностей и особенностей развития каждого ребёнка.

Использование дидактических игр позволяет создавать стимулирующую среду в группе, которая способствует развитию социально-коммуникативных навыков у детей. Само присутствие детей в игре накладывает на них определенные социальные роли, которые они должны выполнять в процессе игры, такие как сотрудничество, взаимопонимание и уважение к другим участникам.

В настоящее время используется большое разнообразие дидактических игр и упражнений на развитие фонематического восприятия. Все эти приемы можно поделить на группы:

  1. Игры и упражнения, нацеленные на развитие артикуляции. В данном случае используются задания направленные на развитие слухового восприятия и различия звуков речи.
  2. Игры и упражнения, нацеленные на развитие артикуляции. В таких заданиях делают различные движения органами артикуляции.
  3. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. В таких играх дети выполняют различные движения пальцами, а в упражнениях выполняют письменные прописные задания.
  4. Игры и упражнения на развитие словарного запаса. Дети учатся новым словам и их произношению.
  5. Игры и упражнения на развитие социальных навыков и коммуникативных компетенций. Здесь могут использоваться сюжетно-ролевые игры, где дети могут взаимодействовать друг с другом. Упражнения также направлены на парное или групповое взаимодействие учеников.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений в развитии фонематического восприятия позволяет эффективно проводить коррекцию недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также такие приёмы позволяют создать благоприятные условия для формирования учебной и игровой мотивации и способствовать налаживанию положительного взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 431 с.
  2. Кузь, Н. А. Диагностика и коррекция нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / Н. А. Кузь; Министерство Просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020–150 с.
  3. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева. — Москва: ВЛАДОС, 2004–303 с.
  4. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. — Москва: Просвещение, 1983г.
  5. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2000г.
  6. Черепкова, Н. В. Особенности логопедической работы с детьми с задержкой психического развития / Н. В. Черепкова, Т. А. Гоцкина, В. И. Плотникова // Science Time — 2014. — № 12 (12) — С. 597–600.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

дидактическая игра, младший школьный возраст, задержка психического развития, упражнения. Фонематическое восприятие

Похожие статьи

Задать вопрос