В данной статье описывается актуальность и применение дидактических игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Рассмотрены разные виды дидактических игр и упражнений, которые могут применяться для речевого развития.
Ключевые слова: дидактическая игра, упражнения. Фонематическое восприятие, младший школьный возраст, задержка психического развития.
Своевременное формирование фонематических процессов является необходимым условием для овладения детей речью, а в дальнейшем и письмом, основой для понимания смысла речи. Достаточно развитая способность анализировать и синтезироваться фонемы позволяет ребёнку быстрее и качественнее сформировать навык чтения и письма.
В настоящее время наблюдается тенденция роста количества детей с различными видами нарушенного развития, в том и числе и речевыми, что определяет особую проблему социальной адаптации детей в обществе. В связи с развитием общества и законов об образовании в Российской Федерации формируются процессы интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении.
Одной из самых частых причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются всевозможные нарушения устной и письменной речи, которые, несомненно, делают затруднительным овладение правильным чтением и письмом. Слабоуспевающими по родному языку являются около трети учащихся с дефектами речи. Это именно те дети, у которых наблюдаются недостатки произношения, которые и сопровождаются недоразвитием фонемообразования, также может наблюдаться и нарушения внятности речи.
На данный момент младшие школьники с задержкой психического развития составляют особую категорию детей, имеющую тенденцию роста нарушенного развития. Разносторонне исследование ЗПР, как специфической аномалии детского развития, позволило в последнее время получить ценные научные данные. Было определенно, что ЗПР у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
Недоразвитие фонематического восприятия является одной из частых проблем настоящего времени, с которой сталкиваются дети младшего школьного возраста. Оно возникает из-за нарушения фонематических процессов и необходимой степени умений при обучении речи. Коррекция этого недостатка на ранних стадиях развития ребёнка может предотвратить появление более серьезных нарушений речи в будущем. Использование дидактических игр и упражнений может играть важную роль в процессе коррекции фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития.
Организация образовательного процесса с использованием дидактических игр и упражнений является эффективным способом повышения качества логопедического занятия и обеспечения разнообразия форм работы с детьми.
Использование игр в обучении стимулирует детей с задержкой психического развития к активной учебной деятельности и повышает их мотивацию к обучению в условиях образовательной организации. Дети вовлечены в занятие и проявляют большую заинтересованность в обучении, что положительно сказывается на освоении учебного материала и развития ребёнка.
Дидактические игры и упражнения способствуют организации более эффективной работы с детьми, позволяя индивидуализировать подход к каждому ребёнку. Игры и упражнения могут быть различных уровней сложности, поэтому их выбор осуществляется в зависимости от потребностей и особенностей развития каждого ребёнка.
Использование дидактических игр позволяет создавать стимулирующую среду в группе, которая способствует развитию социально-коммуникативных навыков у детей. Само присутствие детей в игре накладывает на них определенные социальные роли, которые они должны выполнять в процессе игры, такие как сотрудничество, взаимопонимание и уважение к другим участникам.
В настоящее время используется большое разнообразие дидактических игр и упражнений на развитие фонематического восприятия. Все эти приемы можно поделить на группы:
- Игры и упражнения, нацеленные на развитие артикуляции. В данном случае используются задания направленные на развитие слухового восприятия и различия звуков речи.
- Игры и упражнения, нацеленные на развитие артикуляции. В таких заданиях делают различные движения органами артикуляции.
- Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. В таких играх дети выполняют различные движения пальцами, а в упражнениях выполняют письменные прописные задания.
- Игры и упражнения на развитие словарного запаса. Дети учатся новым словам и их произношению.
- Игры и упражнения на развитие социальных навыков и коммуникативных компетенций. Здесь могут использоваться сюжетно-ролевые игры, где дети могут взаимодействовать друг с другом. Упражнения также направлены на парное или групповое взаимодействие учеников.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений в развитии фонематического восприятия позволяет эффективно проводить коррекцию недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также такие приёмы позволяют создать благоприятные условия для формирования учебной и игровой мотивации и способствовать налаживанию положительного взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Литература:
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 431 с.
- Кузь, Н. А. Диагностика и коррекция нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / Н. А. Кузь; Министерство Просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020–150 с.
- Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева. — Москва: ВЛАДОС, 2004–303 с.
- Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. — Москва: Просвещение, 1983г.
- Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2000г.
- Черепкова, Н. В. Особенности логопедической работы с детьми с задержкой психического развития / Н. В. Черепкова, Т. А. Гоцкина, В. И. Плотникова // Science Time — 2014. — № 12 (12) — С. 597–600.