Управление силовыми показателями удара с помощью устройства «интерактивная лапа» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 16.04.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Зенченко, И. С. Управление силовыми показателями удара с помощью устройства «интерактивная лапа» / И. С. Зенченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124209/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В данной статье мы попытались показать, что на сегодняшний день существует проблема обратной связи во время выполнения техники атакующих действий. Наше исследование показало, что при проведении тренировочных занятий с использованием “интерактивной лапы” позволит ускорить подготовку спортсмена. Также, в тренировочный процесс необходимо включать специализированные технические средства или программы, объединяющие устройство с телефоном. Применение технологий с обратной связью, помогает моделировать соревновательную деятельность, формирует технико-тактическую подготовку и развивает спортивное мышление.

Ключевые слова: единоборства, тренажерные устройства, обратная связь, спорт, спортивная тренировка.

Большое количество специалистов в области спорта, в частности, единоборств всегда стремились улучшить показатели и параметры техники движений в разных видах спорта или улучшить подходы в подготовке спортсмена с помощью различных средств и тренажеров (Ишков В. С., Ишков А. В., Лялько В. В., Новиков А. А., Ипполитов Ю. А. и др.)

В процессе подготовки качество и эволюция тренажеров менялась в сторону получения срочного эффекта и максимальной результативности. Если вспомнить историю физической культуры и спорта, то мы видим примитивные технические средства и тренажеры, а сегодня все больше и больше тренажеров со встроенной системой программного обеспечения или с электронной базой данных.

Целью нашего исследования было определить, как с помощью устройства «интерактивная лапа» можно управлять показателями удара. В эксперименте принимали участие студенты физкультурного отделения Московского педагогического колледжа г. Москвы на занятиях по единоборствам.

На первом этапе нами было отобрано две группы, первая контрольная, которая занималась по общепринятой программе и вторая группа экспериментальная, которая занималась по разработанной нами методике с использованием “интерактивной лапы”. Наш эксперимент длился 4 месяца с сентября по декабрь 2024 года. В начале эксперимента в сентябре 2024 года нами было проанализирована специальная литература, интернет-источники для понимания работы, уже проделанной другими специалистами.

На втором этапе эксперимента в октябре 2023 года мы провели первое тестирование с помощью «интерактивной лапы», а декабре 2023 года провели повторное тестирование. Получив данные первого тестирования, нам стало понятно, что не хватает студентам для увеличения силовых параметров удара. В контрольной и экспериментальной группе показатели были достаточно стабильными и особо не отличались друг от друга. В качестве тестирования мы исследовали удары руками (прямой и боковой) и удары ногами (прямой и боковой). В контрольной и экспериментальной группе было 20 юношей и 10 девушек. Экспериментальная группа применяла в тренировочном процессе «интерактивную лапу» помимо того, что также, как и контрольная группа изучала технику ударных движений.

Третий этап декабрь 2024 года заключался в проведении повторного тестирования и подведении итогов эксперимента. Сам эксперимент проводился следующим образом, каждому испытуемому давалась три попытки для нанесения удара по «интерактивной лапе» на смартфоне установлено приложение (рис 1).

Рис. 1

Данное приложение работает с помощью синхронизации с «интерактивной лапой» при помощи блютуз (рис 2, 3).

Рис. 3 Рис. 3

Рис. 2 Рис. 3

Студент наносит удар по лапе, и мы видим его показатель на смартфоне, лучший результат заносится в протокол (рис. 4).

Рис. 4

Таким образом, мы определили диапазон силовых характеристик для студентов физкультурного отделения, студенты, которые участвовали в эксперименте, не все занимаются спортом на момент исследования и только несколько студентов занимались единоборствами. Программа обучения включала в себя изучение техники ударных движений руками и ногами, в экспериментальной группе в процесс обучения включали «интерактивную лапу» с помощью нее студенты корректировали силовые и скоростные показатели удара.

В ходе исследования мы получили следующие данные по группам испытуемых (табл.1).

Таблица 1

Показатели ударов руками и ногами (кг)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Ср.зн.

прям. уд.рук.

Ср.зн.

бок. уд.рук.

Ср.зн.

прям. уд.ног.

Ср.зн.

бок. уд.ног.

Ср.зн.

прям. уд.рук.

Ср.зн.

бок. уд.рук.

Ср.зн.

прям. уд.ног.

Ср.зн.

бок. уд.ног.

До эксперимента

66,97

91,15

129,2

100,7

65,5

81,5

132,9

108,3

После эксперимента

75,8

106,81

134,65

131,75

89,55

120,9

174,75

171,15

Прирост

8,83

15,66

5,45

31,05

24,05

39,4

41,85

62,85

В первом тестировании (прямой удар рукой) мы видим, что среднее значение в контрольной группе в показателях прямого удара составило 67 кг/С, а после экспериментальной работы 76 кг/С, прирост составил 9 кг. В экспериментальной группе до эксперимента показатели прямого удара были изначально меньше 66 кг/С после эксперимента показатель вырос до 90 кг/С, прирост составил 24 кг/С. Если сравнивать значения прироста, то экспериментальная группа превысила свои показатели на 15 кг/С.

Во втором тестировании (боковой удар рукой) мы видим, что среднее значение в контрольной группе в показателях прямого удара составило 91 кг/С, а после экспериментальной работы 107 кг/С, прирост составил 16 кг. В экспериментальной группе до эксперимента показатели бокового удара также были изначально меньше 82 кг/С после эксперимента показатель вырос до 121 кг/С, прирост составил 39 кг/С. Если сравнивать значения прироста, то экспериментальная группа превысила свои показатели на 23 кг/С.

В третьем тесте (прямой удар ногой) мы видим, что среднее значение в контрольной группе в показателях составило 129 кг/С, а после экспериментальной работы 135 кг/С, прирост составил 6 кг. В экспериментальной группе до эксперимента показатели прямого удара ногой были изначально чуть выше 133 кг/С после эксперимента показатель вырос до 179 кг/С, прирост составил 46 кг/С. Если сравнивать значения прироста, то экспериментальная группа превысила свои показатели на 40 кг/С.

В четвертом тесте (боковой удар ногой) мы видим, что среднее значение в контрольной группе в показателях бокового удара ногой составило 101 кг/С, а после экспериментальной работы 132 кг/С, прирост составил 31 кг. В экспериментальной группе до эксперимента показатели бокового удара ногой были изначально выше 108 кг/С после эксперимента показатель вырос до 171 кг/С, прирост составил 63 кг/С. Если сравнивать значения прироста, то экспериментальная группа превысила свои показатели на 32 кг/С.

Анализируя данные, полученные после проведенной работы, мы видим значительный прирост в экспериментальной группе, что доказывает преимущество нами предложенной методики с использованием «интерактивной лапы».

Литература:

  1. Ишков B. C. Обучение основным атакующим действиям спортивного карате с использованием тренажерных устройств: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1988.-213 с.
  2. Ишков B. C. Тренажер для тренировки боксера / Бокс: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 30.
  3. Ишков B. C., Худадов Н. А. Тренажеры для обучения и совершенствования атакующих действий // Бокс: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 40–43.
  4. Ишков B. C. Устройство для тренировки единоборцев B. C. Ишкова А. с. СССР № 1762951 // Бюллетень изобретений. 1992. — № 35. — С. 16.
  5. Ишков B. C., Лялько В. В. Устройство для отработки боевых ударов А. с. СССР № 1676642 // Бюллетень изобретений. 1991. — № 44. — С. 37.
  6. Ишков B. C. Способ отработки атакующих и защитных действий спортсмена-единоборца и устройство для отработки атакующих и защитных действий спортсмена-единоборца. А.с. СССР № 1183132 М.: ВНИИПИ ГКИО при ГКНТ СССР. — 1985. — С. 18.
  7. Иванов С. А., Ишков B. C. и др., Устройство для тренировки приемов самозащиты в боевых стойках при единоборстве. А.с. СССР № 10994614 // Бюллетень изобретений. 1984. — № 20. — С. 27–29.
  8. Ишков B. C. Обучение основным атакующим действиям спортивного карате с использованием тренажерных устройств: Дис.. канд. пед. наук.-М.,1988.-213 с.
  9. Ишков B. C., Зациорский В. М. Устройство для тренировки спортсменов-единоборцев А. с. СССР № 1639681 // Бюллетень изобретений. 1991. -№ 13. — С. 21.
  10. Ишков B. C., Герасименко В. Г. Манекен для тренировки спортсменов-единоборцев А. с. СССР № 1655524 // Бюллетень изобретений. 1991. -№ 22. — С. 47.
  11. Лялько В. В. Тренажеры в боевых искусствах. Мн.: Харвест. 1998. — С. 38–44.
  12. Новиков А. А., Ипполитов Ю. А., Оналбек Ж. К., Ишков А. В. Средства и методы новой технологии обучения единоборцев. Всерос. научно-исслед. ин-т.физ. культ, и спорта. — М., 2002. — 67 с. Деп. в НИИВО. 15.04.2002, № 40.
  13. Новиков А. А., Ипполитов Ю. А., Оналбек Ж. К., Ишков А. В. Специальные тренажерные устройства для обучения единоборцев // Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом, библиографический указатель. М.: НИИВО, 2002, вып.3, С.7.
  14. Поляков В. Г. Методика обучения основным ударам в боксе на базе применения специальных тренажерных устройств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 19 с.
  15. Худадов Н. А. Опыт исследования быстроты движений у боксеров и методика ее развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1955. -21 с.
  16. Ширяев А. Г. Исследование некоторых биомеханических характеристик удара боксера // Бокс: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1977. — С. 24–25.


Задать вопрос