В данной статье мы попытались показать, что на сегодняшний день существует проблема обратной связи во время выполнения техники атакующих действий. Наше исследование показало, что при проведении тренировочных занятий с использованием “интерактивной лапы” позволит ускорить подготовку спортсмена. Также, в тренировочный процесс необходимо включать специализированные технические средства или программы, объединяющие устройство с телефоном. Применение технологий с обратной связью, помогает моделировать соревновательную деятельность, формирует технико-тактическую подготовку и развивает спортивное мышление.
Ключевые слова: единоборства, тренажерные устройства, обратная связь, спорт, спортивная тренировка.
Большое количество специалистов в области спорта, в частности, единоборств всегда стремились улучшить показатели и параметры техники движений в разных видах спорта или улучшить подходы в подготовке спортсмена с помощью различных средств и тренажеров (Ишков В. С., Ишков А. В., Лялько В. В., Новиков А. А., Ипполитов Ю. А. и др.)
В процессе подготовки качество и эволюция тренажеров менялась в сторону получения срочного эффекта и максимальной результативности. Если вспомнить историю физической культуры и спорта, то мы видим примитивные технические средства и тренажеры, а сегодня все больше и больше тренажеров со встроенной системой программного обеспечения или с электронной базой данных.
Целью нашего исследования было определить, как с помощью устройства «интерактивная лапа» можно управлять показателями удара. В эксперименте принимали участие студенты физкультурного отделения Московского педагогического колледжа г. Москвы на занятиях по единоборствам.
На первом этапе нами было отобрано две группы, первая контрольная, которая занималась по общепринятой программе и вторая группа экспериментальная, которая занималась по разработанной нами методике с использованием “интерактивной лапы”. Наш эксперимент длился 4 месяца с сентября по декабрь 2024 года. В начале эксперимента в сентябре 2024 года нами было проанализирована специальная литература, интернет-источники для понимания работы, уже проделанной другими специалистами.
На втором этапе эксперимента в октябре 2023 года мы провели первое тестирование с помощью «интерактивной лапы», а декабре 2023 года провели повторное тестирование. Получив данные первого тестирования, нам стало понятно, что не хватает студентам для увеличения силовых параметров удара. В контрольной и экспериментальной группе показатели были достаточно стабильными и особо не отличались друг от друга. В качестве тестирования мы исследовали удары руками (прямой и боковой) и удары ногами (прямой и боковой). В контрольной и экспериментальной группе было 20 юношей и 10 девушек. Экспериментальная группа применяла в тренировочном процессе «интерактивную лапу» помимо того, что также, как и контрольная группа изучала технику ударных движений.
Третий этап декабрь 2024 года заключался в проведении повторного тестирования и подведении итогов эксперимента. Сам эксперимент проводился следующим образом, каждому испытуемому давалась три попытки для нанесения удара по «интерактивной лапе» на смартфоне установлено приложение (рис 1).
Рис. 1
Данное приложение работает с помощью синхронизации с «интерактивной лапой» при помощи блютуз (рис 2, 3).
Рис. 2 Рис. 3
Студент наносит удар по лапе, и мы видим его показатель на смартфоне, лучший результат заносится в протокол (рис. 4).
Рис. 4
Таким образом, мы определили диапазон силовых характеристик для студентов физкультурного отделения, студенты, которые участвовали в эксперименте, не все занимаются спортом на момент исследования и только несколько студентов занимались единоборствами. Программа обучения включала в себя изучение техники ударных движений руками и ногами, в экспериментальной группе в процесс обучения включали «интерактивную лапу» с помощью нее студенты корректировали силовые и скоростные показатели удара.
В ходе исследования мы получили следующие данные по группам испытуемых (табл.1).
Таблица 1
Показатели ударов руками и ногами (кг)
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|||||||
Ср.зн. прям. уд.рук. |
Ср.зн. бок. уд.рук. |
Ср.зн. прям. уд.ног. |
Ср.зн. бок. уд.ног. |
Ср.зн. прям. уд.рук. |
Ср.зн. бок. уд.рук. |
Ср.зн. прям. уд.ног. |
Ср.зн. бок. уд.ног. |
|
До эксперимента |
66,97 |
91,15 |
129,2 |
100,7 |
65,5 |
81,5 |
132,9 |
108,3 |
После эксперимента |
75,8 |
106,81 |
134,65 |
131,75 |
89,55 |
120,9 |
174,75 |
171,15 |
Прирост |
8,83 |
15,66 |
5,45 |
31,05 |
24,05 |
39,4 |
41,85 |
62,85 |
В первом тестировании (прямой удар рукой) мы видим, что среднее значение в контрольной группе в показателях прямого удара составило 67 кг/С, а после экспериментальной работы 76 кг/С, прирост составил 9 кг. В экспериментальной группе до эксперимента показатели прямого удара были изначально меньше 66 кг/С после эксперимента показатель вырос до 90 кг/С, прирост составил 24 кг/С. Если сравнивать значения прироста, то экспериментальная группа превысила свои показатели на 15 кг/С.
Во втором тестировании (боковой удар рукой) мы видим, что среднее значение в контрольной группе в показателях прямого удара составило 91 кг/С, а после экспериментальной работы 107 кг/С, прирост составил 16 кг. В экспериментальной группе до эксперимента показатели бокового удара также были изначально меньше 82 кг/С после эксперимента показатель вырос до 121 кг/С, прирост составил 39 кг/С. Если сравнивать значения прироста, то экспериментальная группа превысила свои показатели на 23 кг/С.
В третьем тесте (прямой удар ногой) мы видим, что среднее значение в контрольной группе в показателях составило 129 кг/С, а после экспериментальной работы 135 кг/С, прирост составил 6 кг. В экспериментальной группе до эксперимента показатели прямого удара ногой были изначально чуть выше 133 кг/С после эксперимента показатель вырос до 179 кг/С, прирост составил 46 кг/С. Если сравнивать значения прироста, то экспериментальная группа превысила свои показатели на 40 кг/С.
В четвертом тесте (боковой удар ногой) мы видим, что среднее значение в контрольной группе в показателях бокового удара ногой составило 101 кг/С, а после экспериментальной работы 132 кг/С, прирост составил 31 кг. В экспериментальной группе до эксперимента показатели бокового удара ногой были изначально выше 108 кг/С после эксперимента показатель вырос до 171 кг/С, прирост составил 63 кг/С. Если сравнивать значения прироста, то экспериментальная группа превысила свои показатели на 32 кг/С.
Анализируя данные, полученные после проведенной работы, мы видим значительный прирост в экспериментальной группе, что доказывает преимущество нами предложенной методики с использованием «интерактивной лапы».
Литература:
- Ишков B. C. Обучение основным атакующим действиям спортивного карате с использованием тренажерных устройств: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1988.-213 с.
- Ишков B. C. Тренажер для тренировки боксера / Бокс: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 30.
- Ишков B. C., Худадов Н. А. Тренажеры для обучения и совершенствования атакующих действий // Бокс: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 40–43.
- Ишков B. C. Устройство для тренировки единоборцев B. C. Ишкова А. с. СССР № 1762951 // Бюллетень изобретений. 1992. — № 35. — С. 16.
- Ишков B. C., Лялько В. В. Устройство для отработки боевых ударов А. с. СССР № 1676642 // Бюллетень изобретений. 1991. — № 44. — С. 37.
- Ишков B. C. Способ отработки атакующих и защитных действий спортсмена-единоборца и устройство для отработки атакующих и защитных действий спортсмена-единоборца. А.с. СССР № 1183132 М.: ВНИИПИ ГКИО при ГКНТ СССР. — 1985. — С. 18.
- Иванов С. А., Ишков B. C. и др., Устройство для тренировки приемов самозащиты в боевых стойках при единоборстве. А.с. СССР № 10994614 // Бюллетень изобретений. 1984. — № 20. — С. 27–29.
- Ишков B. C. Обучение основным атакующим действиям спортивного карате с использованием тренажерных устройств: Дис.. канд. пед. наук.-М.,1988.-213 с.
- Ишков B. C., Зациорский В. М. Устройство для тренировки спортсменов-единоборцев А. с. СССР № 1639681 // Бюллетень изобретений. 1991. -№ 13. — С. 21.
- Ишков B. C., Герасименко В. Г. Манекен для тренировки спортсменов-единоборцев А. с. СССР № 1655524 // Бюллетень изобретений. 1991. -№ 22. — С. 47.
- Лялько В. В. Тренажеры в боевых искусствах. Мн.: Харвест. 1998. — С. 38–44.
- Новиков А. А., Ипполитов Ю. А., Оналбек Ж. К., Ишков А. В. Средства и методы новой технологии обучения единоборцев. Всерос. научно-исслед. ин-т.физ. культ, и спорта. — М., 2002. — 67 с. Деп. в НИИВО. 15.04.2002, № 40.
- Новиков А. А., Ипполитов Ю. А., Оналбек Ж. К., Ишков А. В. Специальные тренажерные устройства для обучения единоборцев // Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом, библиографический указатель. М.: НИИВО, 2002, вып.3, С.7.
- Поляков В. Г. Методика обучения основным ударам в боксе на базе применения специальных тренажерных устройств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 19 с.
- Худадов Н. А. Опыт исследования быстроты движений у боксеров и методика ее развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1955. -21 с.
- Ширяев А. Г. Исследование некоторых биомеханических характеристик удара боксера // Бокс: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1977. — С. 24–25.