Актуальные вопросы развития государственной службы в системе публичного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 16.04.2025

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Густокашин, И. В. Актуальные вопросы развития государственной службы в системе публичного управления / И. В. Густокашин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124210/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В данной статье подняты вопросы кадрового обеспечения системы государственного управления как важного элемента достижения его эффективности. Рассмотрены основные тенденции развития института государственной службы в системе органов публичного управления.

Ключевые слова: государство, публичная служба, органы власти и управления, государственная гражданская служба, правовое регулирование, кадры, кадровая политика, государственное и муниципальное управление.

В современном периоде формирования профессионалов с точки зрения развития административно-управленческой и правовой реформы и инструментов политики в сфере публичного управления одним из важнейших вопросов становится проблема становления и развития наиболее полного и адекватного законодательства, регулирующего различные аспекты государственной службы как особого административно-правового института.

Кроме того, в современный период существует необходимость увеличения эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления, данному вопросу уделяется значительное внимание, как со стороны государства, так и современных исследователей.

Вопросы определения основных направлений совершенствования и проблем развития правового института публичной службы в России в настоящее время являются актуальными.

Кроме того, изучение процесса прохождения государственной службы на всех уровнях власти и управления публичной и общественной сферой современной России с учетом механизмов его реализации позволит провести наиболее комплексное и системное исследование проблемы не только с административно-правовой позиции, но и на общесоциальном, политико-управленческом, общеправовом уровне научного познания.

Предназначение современного государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

При этом на протяжении всей истории человечества существовали социумы без государства и общества с государственной публичной властью.

Их различия определяются тем, что в обществах без государства существует плюрализм в обладании основными политическими функциями, которые не принадлежат кому-то на постоянной основе. В обществе с государством властными полномочиями всегда обладает определенная группа властных субъектов (что, по сути, диссонирует с принципом истинного и прямого народовластия, изложенному в Конституции РФ в ч. 1 ст. 3, где прямо закреплено, что носителем суверенитета, полным и истинным источником власти в стране может быть лишь многонациональный народ России) [1].

Однако данный централизованный аппарат опирается в своей деятельности на нормы законов, которые принимает специальная ветвь власти, — представительная (при наличии реальной реализации принципа разделения властей в государстве), при использовании и формировании специального механизма, состоящего из органов государственной власти и управления. В обществах с государственным устройством существует четкая иерархия полномочий и существование механизма подчинения одних субъектов иным [9, с. 80, 10, с. 275].

Можно сделать следующий вывод, — для государственности в современном мире типичны отношения господства и подчинения, однако с попыткой выдвижении конституционной идеи признания человека высшей ценностью, которая, к сожалению, в большинстве случаев пока носит лишь декларативный характер. При этом легитимная государственная власть довольно часто опирается на мнение большинства населения, иначе ее существование было бы весьма проблематичным.

Следовательно, государственная гражданская службы представляет собой определенный, социально значимый вид деятельности и функционирования государственного аппарата, основанный на легитимности, соподчиненности, внутренней организованности и разделении полномочий в рамках иерархии органов власти и управления (включая не только федеральный и региональный уровни, но и муниципальную службу в местных органах власти).

Данное авторское определение служит для осознания социальной роли существования государственной гражданской службы как явления политической, общественной и административно-правовой действительности.

В науке не раз делались попытки разработки и внедрения наиболее общего понятия государственной (муниципальной) гражданской службы как разновидности публичной службы (наряду с правоохранительной, военной, иной, ст. 3 ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ) [3].

Публичная гражданская служба понималась различными учёными-правоведами, управленцами-специалистами, административистами, как:

  1. Специальный вид службы в публичных органах исполнительной власти или иных организациях, являющийся неотъемлемой частью всего публичного механизма осуществления легитимного управления в рамках российского государства и процессом реализуемых публичными органами, их должностными лицами полномочий в рамках предоставленной законодательно компетенции по различным аспектам внутренней и внешней политики страны и регионов [11].
  2. Важнейший и основной инструмент государственного управления в общем механизме осуществления властных и легитимных полномочий и компетенции, содержание которого составляет система и структура профессиональной деятельности специальных субъектов (граждан страны, занимающих определенные должности) в целях поддержания и развития нормального функционирования публичных органов государственной власти (Е. М. Смолькова, И. И. Какадий). При этом, по мнению Е. М. Смольковой и И. И. Какадия, сущность гражданской службы различного уровня властных структур исполнительно-распорядительного назначения связана с исполнением социальных и политических предписаний и целей, связанных с защитой и гарантированностью интересов публичной власти и общества. При этом осуществление и организация системы государственной гражданской службы в органах исполнительной власти всех уровней должны базироваться на основе принципов высокоморальности, непрерывности, профессионализма, легитимности, иерархичности, подчиненности, независимости, исполнительности, полной ответственности за выполняемые обязанности. Также данные ученые, выделяя понятие и сущность публичной гражданской службы, указывают на то, что она представляет собой ключевой административно-правовой субинститут российской системы законодательства, служащий целям обеспечения организации и функционирования всей структуры государственного управления (вертикальной и горизонтальной) [13].
  3. Система органов государственной власти и управления, которые осуществляют полномочия и функции по реализации на территории государства элементы публичной политики (А. А. Тюрина, В. В. Щукин) [14, с. 54].
  4. Системная и комплексная совокупность органов и учреждений, их должностных лиц, иных субъектов, наделенных административно-распорядительными и организационными полномочиями, которые занимаются управлением публичными ресурсами с целью реализации важнейших государственных и муниципальных задач.
  5. Профессиональная деятельность специально уполномоченных субъектов, состоящих в системе управления и обеспечения задач и целей государственного и муниципального значения, которая требует определенного, законодательно, нормативно установленного уровня квалификации, степени профессионализма и особых знаний в сфере управления публичными и социальными процессами (Л. В. Коптенко, О. А. Морозова, Д. В. Сударкин, и др.) [11, с. 74, 12, с. 69].
  6. Комплексный институт конституционного, административного, трудового, гражданско-правового и иных отраслей российского законодательства и права, являющийся структурным построением юридических, функционально-организационных и общественно значимых элементов публичного управления, включающий в себя специальный порядок прохождения указанной службы в форме регулирования ее содержания и важнейших периодов осуществления должностных полномочий (Р. М. Демидова). А также совокупность социально значимых и властных отношений, которые формируются и реализуются между властными органами управления и контроля и публичными служащими (индивидами, гражданами России по контракту, назначению или в процессе избрания на должность) в процессе исполнения государственно-служебных полномочий. Следовательно, Р. М. Демидова раскрывает понятие гражданской официальной государственной службы через процесс ее прохождения и организации в стране [10].

Правовое регулирование государственной гражданской службы является важнейшим элементом организации и обеспечения ее нормального и легитимного прохождения для граждан страны и функционирования государства в целом.

Правовые основы реализации права на государственную гражданскую службу в стране состоят из различных документов, которые четко определяют как правовую, так и нормативную обусловленность внедрения и использования средств и инструментов процесса ее прохождения для граждан государства.

В России к числу таких нормативных актов относятся: Конституция России; международные документы; различные федеральные законы общей и специальной сферы, касающиеся отдельных элементов организации поступления и прохождения публичной службы как в органах государственной власти, так и на муниципальной уровне; иные акты различной силы федерального, регионального и местного уровней [2;3;4;5; 6;7;8].

Несмотря на достаточное правовое регулирование государственной службы имеются различные вопросы ее прохождения и организации в системе публичного управления.

В настоящее время в период социально-экономических и политических потрясений и разногласий в системе развития публичной власти различные страны столкнулись со значительным количеством вызовов и угроз, среди которых не последнее место занимает проблема коррумпированности чиновников в высших «эшелонах» власти, а также в правоохранительных органах, структурах местного управления, несовершенства кадровой политики государства в целом.

Данные негативные процессы затрудняют нормальное осуществление прохождения государственной гражданской службы не только в федеральных органах высшей власти и управления, но и на местах.

Как показало исследование различных трудов ученых и специалистов в отношении изучения правового института муниципальной и государственной службы в исполнительных органах власти, федеральные, региональные и местные условия осуществления полномочий чиновниками, ограничения, запреты, права и обязанности служащих подчиняются относительно общим правилам существования и функционирования государственной гражданской службы в целом.

Это вызвано и тем, что в последнее время происходит сближение систем прохождения службы во всех публичных органах и учреждениях власти и управления. Данный процесс констатируется и законодательно закреплен в ч. 1 ст. 1 ФЗ России от 21.12.2021 № 414-ФЗ [2], касающегося организации всей государственной системы власти и управления в стране, где указано, что государственная служба и система публичной власти всех уровней (федерального, регионального и муниципального) служат для нужд и интересов населения той или иной территории. Это касается и деятельности всех государственных гражданских должностных лиц.

При этом все элементы государственной гражданской службы взаимодействуют тесно и конструктивно между собой для наиболее эффективного разрешения задач в социально-экономических, политических и культурных целях развития страны и удовлетворения нужд населения.

Однако, несмотря на развитые правовые основы регулирования института публичной службы, многие проблемы практического, законодательного и правоприменительного плана остаются.

Проблемы развития правового института и системы прохождения гражданской государственной службы существуют в неразрывной связи с понижением эффективности деятельности служащих, наряду с существующими правоприменительными вопросами разрешения конфликтов на службе и судах.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что развитие института государственной службы в РФ должно быть связано со следующими позитивными тенденциями: усилением и повышением эффективности правовых мер антикоррупционной политики, совершенствованием юридических механизмов развития этических норм госслужащих, расширением мер ответственности чиновников за приятые важнейшие решения, и т. д.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 05.02.2020 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 2009. — 21 января.
  2. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 52 (часть I). — Ст. 8973.
  3. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 05.04.2025).
  4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 05.04.2025).
  5. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2008. -№ 52 (ч. 1). — Ст. 6228.
  6. О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 (ред. от 26.06.2023) // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318654/ (дата обращения: 05.04.2025).
  7. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (ред. от 25.01.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 21. — Ст. 2429.
  8. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: указ Президента РФ от 15.07.2015 № 364 (ред. от 26.06.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 29 (часть II). — Ст. 4477.
  9. Ашанин, А. О. Понятие и сущность служебно-контрактных правоотношений, действующих на государственной гражданской службе Российской Федерации / А. О. Ашанин // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. — 2023. — № 2(30). — С. 79–85.
  10. Демидова, Р. М. Понятие и проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в субъектах РФ / Р. М. Демидова // Академическая публицистика. — 2021. — № 12–2. — С. 274–280.
  11. Коптенко, Л. В. Понятие, сущность, признаки и принципы государственной гражданской и муниципальной службы / Л. В. Коптенко // Актуальные проблемы экономики, финансов и образования в условиях цифровизации / Российский государственный аграрный заочный университет. — Балашиха: Российский государственный аграрный заочный университет, 2022. — С. 73–77.
  12. Морозова, О. А. Понятие и сущность государственной гражданской службы в РФ / О. А. Морозова, Д. В. Сударкин // Вопросы гуманитарных наук. — 2022. — № 2(119). — С. 68–69.
  13. Cмолькова, Е. М. Обзор понятия и основная характеристика государственной гражданской службы / Е. М. Смолькова, И. И. Какадий // Бюллетень науки и практики. — 2024. — Т. 10, № 1. — С. 312–319.
  14. Тюрина, А. А. Понятие института государственной гражданской службы Российской Федерации / А. А. Тюрина, В. В. Щукин // Студенческий вестник. — 2024. — № 6–2(292). — С. 54–55.


Задать вопрос