Дети-левши и их психологические и физиологические особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 15.04.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шульга, Т. И. Дети-левши и их психологические и физиологические особенности / Т. И. Шульга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124211/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



Статья посвящена особенностям детей-левшей. В ней рассматриваются вопросы, связанные с психологическими и физиологическими аспектами леворукости, а также возможные трудности, с которыми могут столкнуться леворукие дети в процессе обучения и социализации. Авторы статьи делятся рекомендациями по работе с детьми-левшами, чтобы помочь им максимально реализовать свой потенциал. Материал будет полезен психологам, педагогам и родителям.

Ключевые слова: ребёнок-левша, леворукость, особенности.

Замечая, что ваш ребёнок всё чаще берет ручку, карандаш или ложку левой рукой, вы начинаете переживать, не левша ли он. А если чадо — левша, то стоит ли пугаться и расстраиваться? Какие же они — люди, у которых доминирует левая рука? Как сделать так, чтобы максимально приспособить своего ребёнка к праворукому миру? Попробуем разобраться.

Выбор правой или левой руки — не каприз ребёнка, такие особенности обусловлены строением его головного мозга. Наш головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою особую функцию. Как правило, одно из них доминирует. Если более активно левое полушарие (отвечает за абстрактное мышление и речь) — ребёнок становится правшой, если правое (отвечает за творческие навыки и образное мышление) — левшой.

До трёх лет для детей не имеет большого значения какой рукой пользоваться — они могут брать предметы, как в правую, так и в левую руку, совершенно не отдавая себе в этом отчета. Это нормально! Не стоит зацикливаться на том, что ребенок берет кружку в правую руку, а рисует левой. Говорить о сформировавшемся «предпочтении» можно только в 4–5 летнем возрасте.

Как же определить, что ваш малыш левша?

Понаблюдайте за своим ребёнком:

– Какой рукой ребёнок обычно держит карандаш при рисовании?

– Какой ногой бьёт по мячу?

– Какой рукой держит расчёску при расчёсывании?

– Пусть ребёнок послушает, как шумит ракушка или как тикают часики, к какому уху он поднесёт предмет?

– Пусть малыш топнет ножкой, какая это ножка?

– Каким глазом ребёнок будет смотреть в подзорную трубу или калейдоскоп?

– Если ребёнок гладит игрушку, какой ручкой он это делает?

– Когда малыш сидит, предложите положить ногу на ногу, какая нога будет сверху?

Если при выполнении этих действий доминируют левые рука, нога, глаз и ухо, то ваш малыш действительно левша, особенно, если среди ваших близких родственников уже есть левша.

Итак, если ваш ребёнок левша, то чем он отличается от других, детей?

– Обычно левши очень эмоциональны, обладают хорошей интуицией и, кроме того, они одарены творчески. Уже с трёх лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.

– У них нередки хорошие музыкальные способности, абсолютный слух, отличная память и богатое воображение.

– Они обладают обострённым чувством справедливости, независимо от возраста.

– Но, в то же время, левши часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.

– Дети левши непосредственны, доверчивы, чувствительны, ранимы, впечатлительны, внушаемы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда — плаксивость, капризность, упрямство, обидчивость, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

– Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.

– Бывает, что левшам с трудом даются чтение, письмо и математика (пытаются читать справа налево, пропускают и перестанавливают буквы, цифры и буквы пишут не в ту сторону — зеркальность письма, искажают формы и пропорции фигур и т. д.) и они медлительны при усвоении учебного материала.

– Очень часто у левшей возникают трудности при адаптации к школе.

Принимая во внимание эти особенности левши, родителям будет проще помочь своему ребёнку адаптироваться к неудобствам «праворукого» мира.

Так как же вести себя родителям с ребёнком-левшой?

– Примите леворукость, как норму и оставьте попытки переучить ребёнка, так как это ведёт к перестройке и изменениям в работе головного мозга, что, как правило, приводит к негативным последствиям: раздражительности, вспыльчивости, плаксивости, нарушению сна, потере аппетита, головным болям, страхам, энурезу, повышенной утомляемости, вялости, заторможенности, снижению работоспособности, ухудшению зрения и т. д. Никогда не преподносите леворукость как недостаток, наоборот, постарайтесь сформировать уверенность, что это преимущество, ведь много известных всему миру людей были левшами (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Марк Твен, Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Владимир Маяковский, Мэрилин Монро и др.)

– Создайте дома благоприятный климат, не предъявляйте к ребёнку завышенных требований и не сравнивайте его с другими детьми, так как левши очень ранимы.

– Хвалите за самые малейшие успехи и поощряйте его творческие способности, но не стремитесь вырастить вундеркинда.

– Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребёнка, будьте очень чуткими и доброжелательными с ним, старайтесь чаще делать ребёнку сюрпризы.

– Не позволяйте ребёнку переутомляться. Дети-левши быстрее устают, таковы особенности их нервной системы, сделайте перерыв, а потом снова вернитесь к занятию.

Довольно часто левши путаются в определении правой и левой стороны. В таких случаях «промаркируйте» левую руку с помощью браслета или часов.

При обучении, очень важны зрительные и осязательные ощущения — используйте макеты, наглядные пособия, таблицы.

– Постарайтесь, чтобы в школе за партой ребёнок сидел с левой стороны, чтобы не толкать соседа. Дома позаботьтесь, чтобы свет падал на стол с правой стороны.

– Не требуйте от ребёнка правонаклонного письма, целесообразнее будет писать прямо.

Полезна гимнастика для тренировки мелкой моторики: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, пальчиковая гимнастика.

– И, обязательно предупредите воспитателей и учителей, что ваш ребёнок — левша. [1]

Важно знать, что леворукость — это не недостаток, а особенность, которая имеет свои преимущества. Родителям важно принять леворукость ребёнка и не пытаться его переучить. Необходимо создать благоприятные условия, поддерживать творческие способности и избегать завышенных требований. Важно учитывать повышенную эмоциональность и впечатлительность ребёнка-левши, быть чуткими и доброжелательными. Также стоит уделить внимание организации рабочего места и использовать методы обучения, которые учитывают особенности восприятия информации. Любите своего ребёнка и принимайте его таким, какой он есть, не формируйте в нём комплексы и не давайте это делать другим!

Литература:

1. Бочкова, Е. Если ребёнок — левша. О чем надо знать? [Электронный ресурс]. URL: https://odbro.ru/news/10131/

2. Емельянова, Е. Н. Левши — особенные дети [Электронный ресурс]. URL: https://www.detki-psy.ru/our-publications/articles/levshi.html

3. Клопотова, Е. Ребёнок-левша: преимущество или недостаток? [Электронный ресурс]. URL: https://растимдетей.рф/articles/rebenok-levsa-preimushhestvo-ili-nedostatok

4. Команда Тетрики Ребёнок-левша: особенности обучения, можно ли переучивать его на правую руку. [Электронный ресурс]. URL: https://tetrika-school.ru/blog/rebyonok-levsha/

5. Струева, С. Как и чем заниматься с ребенком-левшой: советы логопеда [Электронный ресурс]. URL: https://dszn.ru/press-center/news/6199



Задать вопрос