Валютный контроль и валютное регулирование в условиях действия специальных экономических мер | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 15.04.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Корсакова, А. А. Валютный контроль и валютное регулирование в условиях действия специальных экономических мер / А. А. Корсакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124219/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В данной статье рассматриваются особенности осуществления валютного регулирования и проведения валютного контроля в условиях действия специальных экономических мер. Внимание уделяется роли таможенных органов как органа валютного контроля, а также результатам деятельности ФТС России в сфере валютного контроля.

Ключевые слова: валютная политика, валютное регулирование, валютный контроль, специальные экономические меры, орган валютного контроля, репатриация и продажа валютной выручки.

Введение

Валютный контроль и валютное регулирование как составляющие валютной политики страны играют одну из определяющих ролей в обеспечении экономической безопасности государства, которой в современной геополитической обстановке уделяется особое внимание. За последние два года в связи с напряженными международными отношениями между Россией и западными государствами было введено множество санкционных ограничений со стороны недружественных стран. Очевидно, что подобные действия не могли остаться без внимания в Российской Федерации и вызвали волну контрсанкций. Специальные экономические меры принимались в самых разных областях, в том числе и в сфере валютного контроля и валютного регулирования. Исходя из этого, вполне закономерно можно утверждать, что на данный момент в России валютный контроль в значительной степени определяется именно специальными экономическими мерами, принятыми в целях защиты интересов страны, устранения или минимизации угрозы нарушений прав и свобод граждан. Кроме того, в связи с действующими в отношении Российской Федерации ограничениями в различных сферах международных отношений и принятым особым режимом осуществления валютного контроля и валютного регулирования сфера валютных регуляций приобретает еще большую значимость для поддержания финансовой стабильности страны, для обеспечения предсказуемости валютного рынка, удержания платежеспособности национальной валюты, противодействия оттоку капитала из России. Принимая во внимание все вышесказанное, можно уверенно говорить о том, что выбранная тема достаточно актуальна.

Объектом данной научной работы является осуществление валютных операций в России в соответствии с валютным законодательством и законодательством о специальных экономических мерах.

Предметом исследования можно назвать влияние специальных экономических мер на валютный контроль и валютное регулирование.

Цель научной статьи заключается в выявлении основных характеристик валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации с учетом контрсанкционных мер. Для достижения указанной цели были поставлены такие задачи, как изучение правовой основы валютного контроля и валютного регулирования, выделение особенностей применения специальных экономических мер в сфере валютного регулирования, анализ показателей деятельности ФТС России как органа валютного контроля.

Основная часть

Валютный контроль и валютное регулирование являются значимыми компонентами в системе государственного регулирования экономики в части осуществления валютной политики, целью которой является создание наиболее благоприятного инвестиционного климата, высокий экономический рост, противодействие легализации преступных доходов, «поддержание стабильного обменного курса, положительного сальдо платежного баланса, формирование достаточных золотовалютных резервов» [16, с. 81].

Для более детального изучения вопроса необходимо разграничить понятия валютного контроля и валютного регулирования. Стоит отметить, что в российском законодательстве данные определения не закреплены, однако исходя из положений нормативно-правовых актов, касающихся осуществления валютной политики, а также с учетом мнения экспертов можно сделать определенные выводы. «Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций» [15, с. 27].

На практике при осуществлении валютного регулирования могут использоваться два метода: прямой, или императивный, и косвенный, или диспозитивный. Прямое валютное регулирование предполагает использование законотворческой деятельности и правоприменительные действия уполномоченных государственных органов, а косвенное — использование экономических методов воздействия на участников валютных отношений [15, с. 28]. «Валютный контроль же — контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций» [15, с. 144].

Органами валютного регулирования являются Правительство РФ и Центральный банк РФ [2]. Органы валютного контроля — это также Центральный банк, однако в этот список входит Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба [Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (ред. от 15.05.2018)]. В части валютного контроля выделяют такое понятие, как агент валютного контроля. «Это уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития „ВЭБ.РФ“» [2].

С 2022 года валютное регулирование и валютный контроль подверглись серьезным изменениям в связи с принятием специальных экономических мер в ответ на санкции со стороны недружественных государств. Само понятие «специальные экономические меры» закреплено в Федеральном законе от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах». В общем смысле целями применения подобных мер считаются «обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и/или устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан» [3].

В настоящее время действуют следующие специальные экономические меры в области осуществления валютных операций. Во-первых, это правила по обязательной репатриации и продаже валютной выручки. Данное положение распространяется только на перечень компаний, установленный Указом Президента от 11.10.2023 № 771. Согласно постановлению Правительства от 12.10.2023 № 1681 с изменениями на 13.12.2024 (Постановление Правительства № 1771) экспортеры, включенные в перечень, обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту в размере не менее 40 % от выручки в соответствии с внешнеторговыми контрактами в срок не более 60 дней со дня получения оплаты (однако не более чем через 120 дней после выполнения своих обязательств перед нерезидентом), должны осуществлять обязательную продажу зачисленной иностранной валюты в размере 90 % от указанной суммы в срок не более 14 дней со дня зачисления [7].

То же относится и к дочерним компаниям указанных экспортеров, находящимся за рубежом [7]. Данная мера была принята для повышения прозрачности и предсказуемости валютного рынка, для снижения возможностей валютных спекуляций, как следствие, для стабилизации валютного курса, снижения краткосрочной волатильности на валютном рынке. Стоит отметить, что на данный момент действуют некоторые послабления относительно требований об обязательной продаже валютной выручки для отдельных крупнейших российских экспортеров и их дочерних сообществ в виде разрешения не продавать валютную выручку в случае оплаты контракта более чем на 50 % рублями [8].

Кроме того, согласно постановлению Правительства от 13.12.2024 № 1771 Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями в определенных случаях сможет разрешать российским экспортерам и их дочерним обществам не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту, полученную в соответствии с условиями внешнеторговых договоров [9]. Также российские экспортеры и их дочерние общества в течение трех дней со дня зачисления на свои счета в уполномоченных банках вправе направлять иностранную валюту со своих счетов в зарубежных банках для оплаты обязательств по внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами, при обеспечении ввоза товара на территорию России либо зачисления иностранной валюты за неввезенные товары до истечения 180 дней [9].

Далее стоит рассмотреть правила покупки иностранной валюты. На данный момент в Перечне поручений Президента России по итогам совещания по экономическим вопросам от 18 мая 2023 года содержится следующее: «ежемесячный лимит в размере не более 1 млрд долларов США на покупку резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в целях последующего зачисления иностранной валюты на счета, открытые… за пределами территории Российской Федерации». Нерезиденты — юридические лица из недружественных иностранных государств не имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России» [10].

Следующая мера касается покупки наличной валюты. Согласно информации Банка России от 7 марта 2025 года ограничения по наличной валюте продлены до 9 сентября 2025 года в связи с действующими санкциями, которые не позволяют российским финансовым организациям покупать наличную валюту западных стран. Во-первых, действует лимит на снятие валюты со своего счета, открытого до 9 марта 2022 года, для граждан в размере не более 10 тыс. долларов или евро в эквиваленте. Остальные средства можно получить в рублях. Во-вторых, банкам запрещено взимать комиссию с граждан при выдаче валюты со счетов. В-третьих, выдача валютных переводов без открытия счета и через электронные кошельки осуществляется в рублях. В-четвертых, юридические лица — нерезиденты не могут получить наличные в долларах США, евро, фунтах стерлингов и японских иенах. А юридические лица — резиденты могут получить со счетов наличные доллары США, евро, фунты стерлингов и японские иены только на цели командировочных расходов исходя из установленных в соответствии с законодательством нормативов оплаты (на другие валюты ограничений нет) [11].

Кроме того, необходимо сказать также о разрешении наличных расчетов по внешнеторговым контрактам. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433 было утверждено, что резиденты могут получать от нерезидентов наличную иностранную валюту или рубли по договорам по факту передачи товаров, оказания услуг и т. д. С полученными денежными средствами необходимо поступить следующим образом: либо далее использовать для расчетов по внешнеторговым контрактам, либо зачислить на счета в иностранных банках, либо ввезти в страну и зачислить на свои счета в уполномоченном банке [5]. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.06.2023 № 1024 резиденты также имеют право получать наличными денежными средствами не только оплату по факту, но и возврат авансовых платежей по не ввезенным в Россию товарам, а также возврат займов, выданных нерезидентам [6].

Теперь необходимо проанализировать меры, касающиеся трансграничных переводов резидентов и нерезидентов. Итак, согласно информации Банка России от 21 марта 2025 года на данный момент граждане России и физические лица — граждане дружественных стран могут ежемесячно переводить на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или сумму в другой валюте в эквиваленте. Через системы денежных переводов ежемесячно можно перевести не более 10 тыс. долларов США. Нерезиденты, работающие на территории РФ, имеют право переводить за границу средства в размере заработной платы. Юридические лица из недружественных государств переводить средства за рубеж не могут. Банки из недружественных стран имеют возможность осуществлять переводы денежных средств в рублях с помощью корреспондентских счетов, открытых в российских кредитных организациях, если счета плательщика и получателя открыты в зарубежных банках. Такие ограничения действуют до 30 сентября 2025 года [12].

Таким образом, были проанализированы основные специальные экономические меры, введенные с начала специальной военной операции. Основные причины для их введения — это необходимость поддержания финансовой стабильности, снижения волатильности валютного рынка и укрепления курса рубля, увеличения экспортных операций, поддержка отечественных производителей и участников ВЭД.

На примере таможенных органов можно проанализировать изменения в осуществлении валютного контроля со стороны органов валютного контроля. Так, в 2022 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось количество проверок соблюдения участниками ВЭД требований актов валютного законодательства и количество дел, возбужденных по ст. 15.25 КоАП РФ, с 7 тыс. до 9,2 тыс. В 2023 году количество данных проверок незначительно сократилось, однако количество дел, возбужденных по ст. 15.25 КоАП, увеличилось до 10,2 тыс. Кроме того, «в целях обеспечения контроля за валютными операциями отдельных экспортеров в части соблюдения ими требования о репатриации иностранной валюты произведено распределение участников ВЭД между таможенными органами для осуществления мониторинга за обязательной продажей экспортерами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» [14]. Также в 2023 году таможенные органы предотвратили 650 попыток вывоза наличной валюты сверх установленного лимита, что на 250 попыток больше, чем годом ранее. В 2024 году количество проведенных должностными лицами таможенных органов проверок на предмет соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства сократилось на 1 тыс. и достигло значения в 4,1 тыс. Такая же тенденция наблюдалась относительно количества возбужденных дел по ст. 15.25 КоАП РФ (8,5 тыс.) и предотвращенных попыток вывоза наличной иностранной валюты сверх установленной нормы (350) [14]. На рисунке 1 приведены данные о количестве дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ, возбужденных таможенными органами с 2017 по 2024 год.

Динамика количества дел об АП, возбужденных таможенными органами по ст. 15.25 КоАП РФ с 2017 по 2024 год

Рис. 1. Динамика количества дел об АП, возбужденных таможенными органами по ст. 15.25 КоАП РФ с 2017 по 2024 год

Источник: официальный сайт ФТС России [13]

Динамика показателей правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства

Рис. 2. Динамика показателей правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства

Источник: официальный сайт ФТС России [13]

На рисунке 2 наглядно видно, что общая тенденция сокращения количества дел, возбужденных таможенными органами по ст. 15.25 за последние восемь лет, связана не с уменьшением общего количества дел об административных правонарушениях, возбуждаемых таможенными органами ежегодно, а именно с сокращением доли дел, связанных с валютными нарушениями в общей массе дел об АП.

Заключение

В условиях действия экономических санкций валютный контроль в стране приобретает особую актуальность, так как потоки валюты, поступающие в страну, уменьшаются, а количество требований со стороны органов валютного регулирования и контроля по отношению к участникам валютных операций зачастую увеличивается. У контролирующих органов, в том числе и таможенных органов, появляются дополнительные обязанности, к которым можно отнести, к примеру, особое внимание к проверке таможенной стоимости товаров при бартерных сделках (так как такие сделки становятся более распространены) или дополнительные ограничения в части перемещения наличных денежных средств физическими лицами, а также юридическими лицами в целях проведения расчетов по международным контрактам, что усложняет и делает еще более значимым проведение должного валютного и таможенного контроля.

Специальные экономические меры, включающие валютные ограничения, на данный момент являются определяющими в валютном регулировании и валютном контроле, именно на них необходимо ориентироваться участникам внешнеэкономической деятельности при заключении сделок с иностранными контрагентами, осуществлении любых валютных операций. Подобные меры в некоторой степени усложняют внешнеторговую деятельность, но в текущих условиях являются единственно возможным вариантом эволюции валютной политики.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

2. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (с изменениями на 8 августа 2024 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901882225.

3. Федеральный закон «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» от 30.12.2006 № 281-ФЗ (с изменениями на 08.08.2024). — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64883/.

4. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» от 02.02.2016 № 41 (с изменениями на 15 мая 2018 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420333360.

5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433 (ред. от 24.06.2023) «Об утверждении Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435659/.

6. Постановление Правительства РФ от 24.06.2023 № 1024 «О внесении изменений в Правила осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами». — Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/23ps1024/.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2023 № 1681 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 2023 г. № 771» (с изменениями на 13 декабря 2024 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1303430475.

8. Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 № 725 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 295». — Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/24ps0725/.

9. Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 № 1771 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_493449/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/.

10. «Перечень поручений по итогам совещания по экономическим вопросам» (утв. Президентом РФ 18.05.2023 № Пр-1011). — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447680/.

11. Информация Банка России от 7 марта 2025 г. «Банк России сохранил еще на полгода, до 9 сентября 2025 года, ограничения на снятие наличной иностранной валюты». — Режим доступа: https://base.garant.ru/411611029/.

12. Информация Банка России от 21 марта 2025 г. «Банк России сохранил еще на 6 месяцев ограничения на перевод средств за рубеж». — Режим доступа: https://base.garant.ru/411727035/.

13. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации / Официальный сайт ФТС России. — Москва. — Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya?page=1.

14. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2023 году». — Официальный сайт ФТС России. — Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.

15. Дирксен, Т. В. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник для вузов / Т. В. Дирксен, Н. А. Семёнкина; под ред. Ю. А. Крохиной. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство «Юрайт», 2025. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19811-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа «Юрайт» [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/562754.

16. Щеголева, Н. Г. Валютный рынок и валютное регулирование: учебник для вузов / Н. Г. Щеголева. — Москва : Издательство «Юрайт», 2025. — 185 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16352-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа «Юрайт» [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/568082.



Задать вопрос