В тексте статьи рассмотрен вопрос о процессуальном порядке отказа возбуждения уголовного дела. Процедура предполагает вынесение процессуального акта, в котором фиксируются все обстоятельства, выявленные в рамках поверки сообщения о преступления. В резолютивной части фиксируется принятое решение об отсутствии оснований для расследования. Проверку вынесенного следователем (дознавателем) постановления проводит прокурор. Он может согласиться с принятым решением или возобновить процесс расследования.
Ключевые слова: возбуждение, уголовное дело, отказ, постановление, следователь, прокурор.
Решение вопроса об отказе возбуждения уголовного дела, как и иные институты уголовного процесса, осуществляется в рамках определенной процедуры. Установив факт отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела, следователь (дознаватель), выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Порядок его составления определяется положениями уголовно-процессуального законодательства (п.25 ч.1 ст.5 УПК РФ).
Правовое значение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела состоит в том, что им устанавливается факт полного отсутствия каких-либо подозрений, претензий юридического характера в отношении лица, чьи действия стали предметом проверки по сообщению о наличии в его действиях признаков преступления. Чтобы изменить принятое решение необходимо возобновить и провести проверку сообщения заново (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ)
От качества и своевременности составленного процессуального акта зависят прекращение уголовного судопроизводства. Постановление как процессуальный акт представляет собой документ, фиксирующий процессуальное решение следователя (дознавателя), вынесенное по итогам проверки сообщения о преступлении. Содержание постановления подводит итоги деятельности уполномоченных субъектов на этапе возбуждения уголовного дела. Оно утверждает официальное несогласие государства вести дальнейшие правовые и процессуальные действия по отношению к какому-либо определенному деянию, не имеющего признаков преступления. В этом случае все материалы дела и те, что были представлены следователю вместе с сообщением о преступлении, и полученные в процессе проверки отправляются в архив следственного органа и хранятся там.
Структура постановления об отказе возбуждения уголовного дела имеет традиционный вид для такого вида процессуальных актов. П. А. Лупинская под процессуальным актом понимает решение, имеющее процессуальную форму, в котором следователь (дознаватель) в предусмотренном законом порядке делают вывод об установленных фактических обстоятельствах дела и выражают властное волеизъявление о действиях, вытекающих из установленных обстоятельств и предписаний закона [1].
В постановлении об отказе возбуждения уголовного дела включены вводная, описательная и резолютивная часть. Традиционно вводная часть постановления содержит общие реквизиты, информирующие о сути документа. В нем перечисляются время, место составления, приводятся данные составившегося его должностного лица, а также дается характеристика органа предварительного расследования, где проводилась проверка сообщения о преступлении [2].
Значительную часть постановления об отказе возбуждения уголовного дела занимает мотивировочная (описательная) часть. Она должна ответить на вопрос «почему произошедшее событие не обладает признаками общественно опасности и не дает снований для вмешательства государства в процедуру защиты интересов гражданина и общества».
Структура описательной части предполагает описание произошедшего события и доводов, дающих основания отказать в возбуждении уголовного дела. Приводимые аргументы должны быть подтверждены доказательствами, собранными во время проверки сообщения о преступлении.
Рекомендуется обстоятельства описывать четко и последовательно. Часто встречаются ошибки в составлении этой части постановления. Так, грубой ошибкой является неверное построение причинно-следственных связей. Если в постановлении написано, что дело не может быть возбуждено, так как гражданин П-в. заявил, что он находился в отпуске и не мог совершить причинение тяжкого вреда здоровью. Данная причинная связь между деянием и последствием определена неверно. Показания подозреваемого не могут считаться единственным доказательством отсутствия в его действиях состава преступления. Необходимо задокументировать действительное место нахождения гр. П-ва, предоставить объяснения сотрудников дома отдыха, где он отдыхал или билеты на поезд, которым он пользовался. Только в этом случае можно считать, что причинно-следственная связь между фактом совершения преступления и непричастностью к нему П-ва будут подтверждены.
Резолютивная (заключительная) часть постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отражает формулировку вывода о необходимости отказать в возбуждении уголовного дела. Она является естественным продолжением приведенных аргументов описательной части и содержит юридическую оценку выявленных фактов. Для этого в тексте указываются статьи УК РФ и УПК РФ, которыми следователь руководствовался при формулировке вывода. Текстовая формулировка отказа может иметь следующий вид: «Отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ на основании п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ».
Рекомендуется в резолютивной части постановления указать также на меры профилактики, которые будут предприняты для недопущения повторного совершения преступления. Меры профилактики могут быть самыми разными. Это может быть сообщение по месту работы работника о фактах кражи, сообщение в инспекцию по делам несовершеннолетних о фактах вымогательства со стороны несовершеннолетнего в адрес одноклассников, сообщение в автопарк о нахождении водителя большегрузной машины в состоянии алкогольного опьянения и др. [3]
В резолютивной части также указывается на факт передачи информации об отказе возбуждения уголовного дела прокурору и иным заинтересованным лицам (заявитель, редакции средств массовой информации и др.).
Среди недостатков процедуры принятия решения об отказе возбуждения уголовного дела необходимо указать на требование информировать об отказе возбуждения уголовного дела только заявителя. На это указывается в ч. 4 ст. 148 УПК РФ, согласно которой должностное лицо органа предварительного расследования, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, обязано в течение 24 часов сообщить о принятом решении заявителям. Иные лица о прекращении уголовного дела не информируются. В частности, не информируется об итогах проверки сообщения о преступлении подозреваемый в совершении преступления. В данном игнорировании интересов лица, чьи интересы напрямую затрагиваются уголовным делом, видится нарушение его права на защиту.
В связи с этим правильным необходимо признать введение в ст. 148 УПК РФ требование об информировании лица, в отношении которого проводилась проверка. Одновременно следует обязать следователя разъяснить данном лицу право на обжалование принятого решения в порядке ст. 124–125 УПК.
Последствием вынесенного решения об отказе возбуждения уголовного дела может являться необходимость передать информацию органам административной юрисдикции. Такое решение необходимо, если в действиях подозреваемого выявлено не преступление, а административное или дисциплинарное правонарушение [4]. Например, в случае совершения правонарушения сотрудником органов внутренних дел или военнослужащим могут быть применены специальные нормы о дисциплинарной ответственности. В резолютивной части постановления об отказе возбуждения уголовного дела должно быть указано кому дело должно быть передано для дальнейшего рассмотрения.
Привлечение прокурора к процедуре проверки постановления об отказе возбуждения уголовного дела является дополнительной гарантией прав участников уголовного судопроизводства. Прокурор, получив постановление об отказе возбуждения уголовного дела, совершает ряд процессуальных действий, направленных на проверку законности принятых решений. В частности, это могут быть следующие действия:
- проверка соответствия закону принятого решения об отказе возбуждения уголовного дела;
2) проверка правильности сделанных выводов об отсутствии оснований возбуждения уголовного дела;
3) проверку соответствия закону действий следователя и соблюдения им сроков проверки сообщения о преступлении.
Если же прокурор посчитает, что принятое решение об отказе возбуждения уголовного дела законно и обоснованно, то производству по уголовному делу прекращается. Также согласно ч. 6 ст. 148 УПК РФ прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении может признать постановление руководителя следственного органа, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным и отменить его. Оформление решения прокурора осуществляется путем вынесения мотивированного постановления о отмене отказа возбуждать уголовное дела. Получив постановление прокурора, руководитель следственного органа признает вынесенное решение следователя необоснованным и отдает распоряжение провести дополнительную проверку сообщения о преступлении.
Отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, конечно, не означает, что будет возбуждено уголовное дело. Оно означает, что прежнее решение было необоснованным, незаконным или преждевременным. Отсюда возникает необходимость проведения дополнительных следственных и процессуальных действий. Возможна она приведет к установлению дополнительных фактов, достаточных для возбуждения уголовного дела.
Таким образом, завершение процедуры отказа в возбуждении уголовного дела предполагает вынесение обоснованного решения о прекращении уголовного судопроизводства. Для этого выносится постановление об отказе возбуждения уголовного дела. Оно имеет традиционную форму. В нем должны найти отражение результаты проверки сообщения о преступлении, и вынесена резолюция об отказе возбуждения уголовного дела. О принятом решении информируется прокурор и заявитель.
Литература:
- Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / под ред. П. А. Лупинской. М., 2019. С. 145.
- Половинкин А. С., Сметанкина Г. И., Дорохова О. В. Процессуальный порядок принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела по преступлениям // Мировая наука. 2019. № 3 (24). С. 230.
- Ефремова Н. П. Содержание и форма постановления о возбуждении уголовного дела // Законодательство и практика. 2017. № 2. С. 62.
- Васильев Ф. Ю. Институт отказа в возбуждении уголовного дела: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2016. С. 174.