Настоящая статья посвящена изучению взаимосвязи родительских установок и самооценки подростков. В статье представлен анализ самооценки подростков и родительских установок, а также результаты исследований, подтверждающих существенное влияние родительских установок на формирование самооценки у подростков.
Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, родительские установки.
Современный мир, характеризующийся стремительным развитием, предъявляет повышенные требования к личности. Все более востребованными становятся люди, способные к самоконтролю, постановке целей и планированию, а также к адекватной самооценке и анализу своего взаимодействия с окружающими. Уверенность в себе, объективная оценка своих возможностей и стремление к самосовершенствованию становятся ключевыми факторами успеха в быстро меняющемся обществе.
Подростковый возраст — это критический период, когда формирование самооценки приобретает первостепенное значение в связи с масштабными личностными изменениями. Этот период охватывает три ключевые сферы: физическую, характеризующуюся гормональными изменениями; социальную, где подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослой жизнью; и психологическую, связанную с формированием мировоззрения, переоценкой ценностей и жизненных планов. Именно в этот период самосознание становится определяющим фактором, а самооценка — центральным регулятором поведения.
Проблема самооценки, как психологической категории, вызывает устойчивый интерес в научном сообществе. Значительный вклад в изучение самооценки внесли советские психологи, в частности: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин.
Согласно определению американского психолога В. Сатира, самооценка — это неотъемлемый компонент самосознания человека, включающий субъективную оценку внутреннего и внешнего «Я», а также весь спектр когнитивных и аффективных переживаний, связанных с самовосприятием индивида [3].
Н. Е. Харламенкова разделяет концепцию самооценки, предложенную В. Сатиром, и, развивая ее, выделяет эмоциональный и рациональный компоненты в структуре самооценки. Эти компоненты дают индивиду возможность понять собственные модели поведения, мотивационную сферу и целеполагание, а также адекватно оценить индивидуальные способности и перспективы личностного развития [4].
Родительские установки и позиции являются важным аспектом детско-родительских отношений. Являясь ключевым компонентом родительства, установки формируются под влиянием культурных особенностей и определяют родительское поведение. Хотя реализация этих установок в поведении зависит от различных факторов, они являются основой взаимоотношений между родителями и детьми.
По мнению Р. В. Овчарова, родительские установки представляют собой определенный взгляд на свою родительскую роль, который включает в себя репродуктивный компонент установок, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах [2].
Согласно концепции Э. Берна, родительские установки — это родительские предписания, которые влияют на формирование будущей жизни и профессионального пути ребенка, а также на его представления о своем поле, браке и выборе партнера [1].
Семья как стабильный социальный институт обеспечивает жизнедеятельность и удовлетворение потребностей своих членов. Являясь основным институтом социализации, семья, особенно родительские установки и стили воспитания, оказывает значительное влияние на формирование самооценки подростков.
Согласно концепции Куперсмита, условиями для формирования низкой самооценки являются: завышенные требования, предъявляемые родителями к детям, недостаточная заинтересованность в их благополучии и личностном развитии, перестройка семейной системы (повторный брак родителей), постоянные конфликтные ситуации и низкая степень удовлетворенности матери с семейными отношениями.
К условиям формирования средней самооценки относятся: снисходительное и покровительственное отношение родителей к детям, низкий уровень родительских притязаний, проявление тревожности в связи с попытками детей проявить самостоятельность и ограничение возможностей приобретать личный опыт вне семьи.
И, наконец, условиями для формирования высокой самооценки являются: высокая степень удовлетворенности матери семейными отношениями, четкое распределение полномочий в процессе принятия решений, наличие авторитетного и ответственного родителя и практика коллективного обсуждения проблем, атмосфера взаимного уважения и позитивное отношение между членами семьи, а также восприятие ребенком родителей как успешных личностей.
Анализ определений «родительских установок» показал, что это сложная система родительских убеждений, ожиданий, установок и поведенческих стратегий, которые передаются детям. Несмотря на различия в акцентах, все авторы сходятся во мнении, что эти установки играют ключевую роль в формировании личности ребенка.
Нами было проведено исследование на базе МБОУ «Средняя школа № 2» ЕМР РТ. В исследовании приняли участи 50 респондентов: 25 подростков (14–15 лет) и 25 родителей.
В рамках исследования были использованы 2 методики: Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор методики С. В. Ковалёв), Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шеффера-Белла и др.
В результате исследования по методике Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор методики С. В. Ковалёв) были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Эмпирическое представление результатов методики Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор методики С. В. Ковалёв)
Показатель |
Количество (%) |
Высокий уровень самооценки |
20 % |
Средний уровень самооценки |
36 % |
Низкий уровень самооценки |
44 % |
Анализ данных показывает, что 20 % испытуемых обладают высокой самооценкой: они уверены в себе, принимают свои недостатки и не зависят от мнения других людей. 36 % имеют средний уровень самооценки, адекватно оценивают свои способности и конструктивно воспринимают критику. 44 % испытуемых имеют низкую самооценку, характеризующуюся негативным самовосприятием, неуверенностью в себе и зависимостью от мнения окружающих. На формирование самооценки в подростковом возрасте влияют интенсивные перемены, чувствительность к критике и давлению сверстников, а также стиль семейного воспитания: авторитарный стиль может усугубить низкую самооценку, а авторитетный — способствовать ее формированию.
В результате исследования по методике Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шеффера-Белла были получены следующие данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Выраженность шкал отношение родителей к ребенку и семейной жизни
Шкалы |
Количество высоких оценок (%) |
Количество низких оценок (%) |
Излишняя концентрация на ребенке |
60 % |
40 % |
Оптимальный эмоциональный контакт |
44 % |
56 % |
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком |
56 % |
44 % |
Отношение к семейной роли |
88 % |
12 % |
Анализ выявил следующие тенденции в родительском поведении: 60 % родителей склонны к чрезмерной опеке, которая может снизить самостоятельность детей, а 40 % предоставляют им больше свободы. 56 % испытывают трудности с установлением эмоционального контакта, в то время как 44 % поддерживают теплые отношения. Также 56 % демонстрируют чрезмерную эмоциональную дистанцию. Несмотря на это, подавляющее большинство (88 %) родителей положительно относятся к своей роли в семье и ценят семейные отношения.
Для подтверждения гипотезы о том, что позитивные родительские установки способствуют формированию высокой самооценки у подростков, а негативные препятствуют этому был использован статистический метод коэффициента корреляции Пирсона. Корреляционный анализ подтвердил выдвинутую гипотезу.
Литература:
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — Минск: Современный литератор, 2004.
- Овчарова, Р. В. Психологический анализ особенностей формирования осознанного родительства в молодой семье / Р. В. Овчарова. // Вестник института семьи. — 2008. — № 1. — С. 45–50.
- Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. — Москва: Педагогика-Пресс, 2006. — 254 с.
- Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Институт психологии РАН, 2007. — 384 с.