Проблемы привлечения законных представителей несовершеннолетних правонарушителей к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 15.04.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Махмудов, М. К. Проблемы привлечения законных представителей несовершеннолетних правонарушителей к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей / М. К. Махмудов, К. М. Пивоваров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124237/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В данной статье исследуются механизмы правового регулирования административной ответственности родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за ненадлежащее исполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию несовершеннолетних. На основании проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию законодательства об административной ответственности за неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей.

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, административная ответственность, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, КДН и ЗП, законные представители, профилактика правонарушений.

Семья является ключевым социальным институтом, занимающим особое место в системе ценностей развивающегося общества. В её структуре особую роль играют дети, которые не только формируют основу семейных отношений, но и определяют будущее развитие государства. [1, с. 10]. Влияние семьи на формирование личности несовершеннолетних носит комплексный характер: через духовные ориентиры и нравственную среду, повседневное взаимодействие членов семьи друг с другом, посредством передачи опыта от старших поколений к младшим она создаёт базис для развития ценностей, мировоззрения и социальных навыков ребёнка. Как показывают исследования [3, с. 404–405], ослабление возможности семьи осуществлять воспитательную функцию сказывается на социальной устойчивости и перспективах развития общества и государства в целом.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье является одним из ключевых факторов, провоцирующих противоправное поведение детей [12]. Разрушение культурных и моральных устоев семьи, утрата ею базовых функций, а также пренебрежение нормами, необходимыми для гармоничного воспитания, способствуют росту социальной дезадаптации среди несовершеннолетних. В отличие от иных социальных институтов воспитания несовершеннолетних (общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования), семья оказывает воздействие на ребенка постоянно, ребенок ежедневно находится под присмотром родителей. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости укрепления института семьи как ключевого социального института, выполняющего важнейшие функции по профилактике девиантного поведения, защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Реализация воспитательной функции в полном объеме обеспечивается комплексом мер, который включает в себя институт административной ответственности за неисполнение родителями (или законными представителями) обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних [10]. Данная мера административного принуждения выполняет двойную функцию: с одной стороны, она мотивирует родителей к ответственному выполнению родительских обязанностей, с другой — создает правовые гарантии защиты интересов несовершеннолетних. Таким образом достигается баланс между традиционной свободой семейного воспитания и необходимостью соблюдения фундаментальных прав несовершеннолетних, закрепленных в законодательстве [12].

Институт административной ответственности выступает одной из правовых гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту прав несовершеннолетних, а также является способом укрепления законности в сфере охраны детства. Анализируя различные подходы к пониманию юридической ответственности [7, с. 136; 6, с. 330] и её административно-правовой формы [2, с. 4; 5, с. 517], можно определить административную ответственность родителей (или иных законных представителей) за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей как особый вид неблагоприятных правовых последствий различного характера.

Ключевым основанием для привлечения родителей к административной ответственности в данной сфере выступает совершение действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних со стороны родителей или законных представителей. Сами же неблагоприятные последствия могут быть как имущественного (штраф), так и неимущественного характера (предупреждение), в соответствии с санкцией по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Примерами неисполнения родительских обязанностей, можно считать: ненадлежащий контроль за поведением ребёнка (оставление малолетних детей без присмотра в потенциально опасных условиях: у открытых окон, рядом с огнём), попустительство в отношении безнадзорности несовершеннолетних (бродяжничество, попрошайничество). Если ребенок регулярно остается дома один, без присмотра, и из-за его действий, вызванных безнадзорным состоянием, произошел пожар — родители могут быть привлечены к ответственности [8].

В научной литературе выделяется ряд проблем, связанных с привлечением к административной ответственности законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей, а именно:

  1. Расплывчатость законодательных формулировок. Ст. 5.35 КоАП РФ охватывает широкий спектр обязанностей — от материального содержания до защиты прав, но не определяет минимальные стандарты их выполнения. Например, «ненадлежащее воспитание» может трактоваться как отсутствие интереса к школьной успеваемости ребёнка или как дозволение для несовершеннолетнего проявлять асоциальное поведение [9].
  2. Игнорирование социально-экономических факторов. Низкий доход семьи не считается уважительной причиной для освобождения от ответственности за неисполнение родительских обязанностей, хотя на практике многие родители физически не могут обеспечить ребёнку «достойные условия» материального положения семьи, что расценивается, в том числе, как неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего [10].

Для устранения проблем, связанных с привлечением законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.

Ключевым направлением является законодательная конкретизация родительских обязанностей. Действующая редакция ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ содержит общие формулировки и не конкретизирует, что понимается под неисполнением родительских обязанностей. Семейный кодекс РФ [10] также не дает ответов на эти вопросы — статья 63 указывает на общие обязанности родителей (обязанность воспитывать детей, следить за их физическим, психическим, духовно-нравственным развитием, обязанность обеспечить детям получение общего образования), не конкретизируя конкретных действий, неисполнение которых влечет признание неисполненными обязанностей в отношении воспитания и содержания несовершеннолетних. Видеться целесообразным закрепить в законе критерии «ненадлежащего исполнения», такие как систематическое отсутствие контроля за посещением ребёнком школы, непринятие мер при выявлении у несовершеннолетнего зависимостей (алкогольной, наркотической) или отказ от обеспечения базовых потребностей — питания, медицинской помощи [11].

Для повышения эффективности работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) необходимо разработать методические рекомендации, содержащие критерии оценки таких нарушений, что, безусловно, должно реализовываться вместе с конкретизацией состава неисполнения обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, о чем указывалось ранее.

Например, систематическое бездействие родителей, игнорирование необходимости коррекции поведения ребёнка при регулярных прогулах школьных занятий — должно рассматриваться как основание для применения мер административного воздействия. Подобная конкретизация позволит: унифицировать правоприменительную практику на региональном уровне и снизить влияние субъективных факторов при принятии КДНиЗП решения о привлечении родителей к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Указанные действия должны позволить структурировать порядок привлечения законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности за ненадлежащее содержание и воспитание их детей, обеспечить единообразное толкование обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, а также обеспечить создание эффективного механизма предупреждения и реагирования компетентных органов на возникающие факты нарушения обязанностей законных представителей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.

Литература:

  1. Агеева А. В. Конституционно-правовой статус семьи в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02 / А. В. Агеева. — Челябинск, 2014. — 255 с.
  2. Административная ответственность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 030501 «Юриспруденция» / [А. И. Стахов и др.]; под ред. И. Ш. Килясханова, А. И. Стахова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 144 с.
  3. Национальная идея России: в 6 т. — Т. 1. — М.: Науч. эксперт, 2012. — 752с.
  4. Российский статистический ежегодник. 2015: стат. сб. / Росстат. — М., 2015. — 728 с.
  5. Соловей Ю. П. Концепция административной ответственности требует уточнения / Ю. П. Соловей // Акт. проблемы адм. ответственности: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 27 февр. 2009 г.) / отв. ред. Ю. П. Соловей. — Омск: Ом. юрид. ин-т, 2009. — С. 6–9.
  6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 776 с.
  7. Явич Л. С. Право и социализм / Л. С. Явич. — М.: Юрид. лит., 1982. — 176 с.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 5.35.
  9. Меркель Е. А. Проблема в понимании состава административного правонарушения за неисполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 2 (25).
  10. Кустова С. А., Басина Н. И. Феномен семейного неблагополучия как средовый фактор социализации // International journal of professional science. 2022. № 11–1.
  11. Хаметдинова Г. Ф. Основания ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27).
  12. Лебедева Ю. Ю. Семейное неблагополучие как один из факторов формирования криминогенного поведения несовершеннолетнего // Вестник БелЮИ МВД России. 2023. № 2.
  13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 63.


Задать вопрос