В статье автор изучает и анализирует специфику и особенности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, ее структуры, а также исследует ряд проблемных вопросов в части определения структуры и величины заявляемой таможенной стоимости товаров таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, выявляет тенденции в изучаемой области.
Ключевые слова: таможенная стоимость, дополнительные начисления, таможенные органы, таможенный контроль, структура таможенной стоимости.
Таможенная стоимость является важной экономической категорией, лежащей в основе таможенно-тарифного регулирования и внешней торговли государства. Именно величина таможенной стоимости выражает экономическую ценность товара и определяет размер администрируемых таможенными органами таможенных платежей, составляющих значительную часть доходов, перечисляемых Федеральной таможенной службой (ФТС) в бюджет Российской Федерации. Так, в период с 2019 по 2024 годы доходы ФТС России увеличились более чем в 1,3 раза и составили 7,4 трлн руб. (рис. 1).
Рис. 1. Динамика доходов, перечисленных ФТС в федеральный бюджет за 2019–2024 гг., трлн руб. [7]
Результаты работы таможенных органов в условиях санкционного давления недружественных стран в прошедший год были особенно выдающимися: доходы службы возросли на 11 % по сравнению с 2023 годом, а размер собранных таможенных платежей стал максимальным за прошедшие периоды. В своей стенограмме руководитель ФТС России Валерий Иванович Пикалёв отметил, что этих впечатляющих результатов в непростой период санкционного давления удалось достичь за счет «активной работы таможенной службы на повышение качества администрирования таможенных доходов, выявления резервов собираемости платежей» [6].
Безусловно, основным и главным резервом, позволяющим таможенным органам увеличить перечисляемые в федеральный бюджет доходы, является корректировка таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров. Корректировка стоимости осуществляется таможенными органами по результатам проведенного таможенного контроля, в ходе которого ими проверяется правильность определения и заявления таможенной стоимости товаров.
Правильное и достоверное определение и заявление таможенной стоимости, в свою очередь, предполагает выбор и корректное применение метода определения таможенной стоимости товаров, верное определение структуры и величины таможенной стоимости, а также документальное подтверждение сведений о таможенной стоимости товаров.
Согласно положениям Таможенного кодекса ЕАЭС, существует шесть методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, из которых основным является первый метод, суть которого заключается в определении таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Данный метод предполагает определение цены, фактически уплаченной за товар (ЦФУ), и дополнительных начислений к стоимости сделки [1]. И именно дополнительные начисления, перечень которых определен в ТК ЕАЭС и многочисленных Решениях Коллегии Евразийской экономической комиссии, являются предметом споров и разногласий бизнеса и таможенных органов.
В настоящий момент импортеры ввиду многочисленных действующих ограничений и санкций в области валютного законодательства все чаще прибегают к услугам платежных агентов, в обязанности которых входит обеспечение проведения оплаты за товары и услуги в адрес иностранных контрагентов, в связи с чем наиболее актуальным является вопрос включения в таможенную стоимость вознаграждения платежного агента.
Значимым аспектом данного вопроса является отсутствие правового регулирования в части включения в стоимость вознаграждений платежных агентов, а также различие позиций государственных ведомств по вопросу включения вознаграждения в стоимость, что на практике приводит к различным обстоятельствам и подходам к включению у бизнеса. ФТС России и Минфин в своих разъяснениях опираются на положения ст. 39, 40 ТК ЕАЭС и Положение о добавлении вознаграждения посредникам и брокерам к ЦФУ, утвержденном Решением Коллегии ЕЭК от 15.07.2014 № 112. Однако если ФТС рассматривает вознаграждение как дополнительное начисление к ЦФУ, то Минфин, напротив, относит его непосредственно к фактурной стоимости в связи с отсутствием в деятельности платежного агента сущности функций посредника. Различие к определению места вознаграждения в структуре таможенной стоимости приводит к отличию позиций двух ведомств относительно вопроса включения его в таможенную стоимость: ФТС России считает целесообразным рассматривать вопрос в зависимости от того, в чьих интересах действует агент, в то время как Минфин России опирается на наличие либо отсутствие требования продавца о привлечении платежного агента и возможность осуществить оплату без его услуг (таблица 1).
Таблица 1
Проблематика вопроса включения вознаграждения платежного агента в таможенную стоимость
Позиция ФТС РФ (Письмо ФТС России от 20.08.2024 БН) |
Позиция Минфина РФ (Письмо Минфина России от 01.11.2024 № 27–01–21/106988) |
|
Функции платежного агента |
Платежный агент — посредник (опора на подпункт «а» пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 40 ТК ЕАЭС, Решение Коллегии ЕЭК № 112) |
Платежный агент не может рассматриваться в качестве посредника, он выполняет технические функции по перечислению перечисления денежных средств продавцу (также с опорой на ст. 40 ТК ЕАЭС, Решение Коллегии ЕЭК № 112) |
Вознаграждение платежного агента в структуре таможенной стоимости |
Является дополнительным начислением в соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС |
Включается в состав ЦФУ в соответствии со ст. 39 ТК ЕАЭС |
Включение вознаграждения платежного агента в таможенную стоимость |
Два случая:
|
Два случая:
|
Источник: составлено по письмам ФТС и Минфина России [2], [4].
Учитывая все вышеперечисленные проблемные аспекты данного вопроса и различие позиций ФТС и Минфина России, целесообразно рекомендовать импортерам осуществить соответствующим образом формализацию отношений с платежным агентом, обратить особое внимание документальному подтверждению таможенной стоимости и отслеживать дальнейшие тенденции по данному вопросу.
Другим немаловажным проблемным аспектом является вопрос включения дивидендов в таможенную стоимость товаров. Согласно п. 9 ст. 39 ТК ЕАЭС, дивиденды не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров в составе ЦФУ в случае, если они не относятся к ввозимым товарам [1].
Позиция таможенных органов заключается в отнесении дивидендов к дополнительным начислениям согласно пп. 3 п. 1 ст. 40 ТК ЕАСЭ как «часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу» [5].
В случаях, когда ввоз товара на таможенную территорию ЕАЭС осуществляется в рамках сделок между участниками одной группы компании и доход российского импортера формируется непосредственно за счет продажи ввезенных товаров, вопрос выплаты дивидендов рассматривается исключительно иностранным поставщиком, в связи с чем возникает риск манипулирования ценой перемещаемого товара. В своем недавнем письме Минфин России предоставил разъяснения по данному вопросу и отметил, что в ходе проведения контроля таможенной стоимости товара таможенным органам необходимо прежде всего получить информацию и изучить обстоятельства и условия приобретения товаров, а также вопрос методологии ценообразования экспортером [3].
Российский импортер, в свою очередь, обязан подтвердить, что ЦФУ товара была сформирована при обычном ходе торговли и в условиях рыночной конкуренции, т. е. что стоимость товара является действительной и его может приобрести любое иное заинтересованное лицо, не связанное с продавцом акционерными отношениями.
В ином случае дивиденды подлежат включению в таможенную стоимость товара как дополнительные начисления. Более того, непредставление декларантом сведении о методологии ценообразования экспортера, отсутствие доказательств, что цена товара является рыночной (в том числе по причине ограниченного круга покупателей такого товара), также является основанием для включения дивидендов в структуру таможенной стоимости в составе дополнительных начислений.
Таким образом, несмотря на обширную законодательную базу и правовое регулирование различных аспектов в вопросах определения и заявления таможенной стоимости, на практике таможенные органы и участники ВЭД сталкиваются с определенными коллизиями в вопросах определения таможенной стоимости ввозимых товаров, обусловленными отличиями в трактовках норм таможенного законодательства. Единственно верной рекомендацией для бизнеса в данном вопросе является обеспечение документального подтверждения всех расходов, понесенных в связи с приобретением товара у иностранного продавца, риск-анализ договоров по вопросу необходимости включения того или иного расхода в таможенную стоимость, отслеживание правоприменительной и судебной практики по проблемным вопросам.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). — Текст: электронный // справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document (дата обращения: 01.04.2025).
- Письмо ФТС России от 20.08.2024 «О вопросах определения таможенной стоимости ввозимых товаров». — Текст: электронный // справочно-правовая система «Альта-Софт»: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/24bn0132/ (дата обращения: 02.04.2025).
- Письмо Минфина России от 10.02.2025 № 27–01–21/11349 «О вопросе включения дивидендов в таможенную стоимость товаров». — Текст: электронный // справочно-правовая система «Альта-Софт»: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/25a11349/ (дата обращения: 03.04.2025).
- Письмо Минфина России от 01.11.2024 № 27–01–21/106988 «О включении в ЦФУ при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними расходов на вознаграждение платежному агенту». — Текст: электронный // справочно-правовая система «Альта-Софт»: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/24a10698/ (дата обращения: 02.04.2025).
- Включение дивидендов в таможенную стоимость ввозимых товаров. — Текст: электронный // справочно-правовая система «Альта-Софт»: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/106016/ (дата обращения: 03.04.2025).
- Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2024 году и задачах на 2025 год. — Текст: электронный // справочно-правовая система «Альта-Софт»: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/118089/ (дата обращения: 06.04.2025).
- Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». — Текст: электронный // официальный сайт Федеральной таможенной службы: [сайт]. — URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 06.04.2025).