Статья посвящена исследованию защиты социальных прав в сфере трудовых отношений. Отдельное внимание уделено вопросам реализации прав трудящихся и профсоюзов. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что действующий в настоящее время механизм предусматривает меры реагирования, как на международном, так и на национальном уровне. Российское законодательство предусматривает в соответствующих нормах гарантии реализации социальных прав в трудовых отношениях. Однако на практике достаточно часто выявляются случаи, когда права данной категории граждан нарушены.
Ключевые слова: социальные права, права трудящихся, социальная защита, меры социальной поддержки, государство, профсоюзы.
The article is devoted to the study of the protection of social rights in the field of labor relations. Special attention is paid to the implementation of the rights of workers and trade unions. The analysis made it possible to conclude that the current mechanism provides for response measures at both the international and national levels. Russian legislation provides for guarantees of the realization of social rights in labor relations in the relevant norms. However, in practice, cases are often identified when the rights of this category of citizens are violated.
Keywords: social rights, workers ' rights , social protection, social support measures, the state, trade unions.
В современных условиях экономический потенциал страны играет определяющую роль в том, насколько полно могут быть реализованы социальные гарантии для каждого члена общества. Наше государство, будучи полноправным участником глобального сообщества, отразило в своем основном законе фундаментальный принцип приоритета человеческих прав и свобод. Конституционное закрепление этих ценностей демонстрирует стремление России соответствовать передовым стандартам правового государства, где достоинство личности находится под особой защитой. При этом практическое воплощение данных гарантий напрямую зависит от имеющихся у государства материальных ресурсов и экономических возможностей.
Государство, устанавливая правовые нормы, должно обеспечить механизмы их реализации и защиты, включая гарантии соблюдения законных интересов граждан. Как справедливо отмечает Е. Е. Богданова, любые права, в том числе право на социальную поддержку, обретают реальную силу только при наличии действенных инструментов их отстаивания и восстановления в случае нарушения [1].
В условиях нестабильного законодательства РФ, характеризующегося противоречивостью норм и постоянными поправками, проблема обеспечения социальных гарантий граждан приобретает критическое значение. Экономическая нестабильность и рост инфляции усугубляют ситуацию, создавая дополнительные препятствия для полноценной реализации конституционных прав россиян в социальной сфере. Особую тревогу вызывает несогласованность правовых актов и коллизии в действующем законодательстве, что существенно затрудняет защиту индивидуальных прав граждан в системе социального обеспечения.
Защитные механизмы играют ключевую роль в реализации социальных прав граждан. А. В. Шерстнева утверждает, что защита представляет собой комплекс мер, направленных на несколько целей: преодоление препятствий в осуществлении законных интересов, применение санкций к нарушителям, а также восстановление ущемленных прав. Именно наличие таких защитных инструментов определяет, насколько действенным будет право человека на получение социального обеспечения [2].
О. А. Ижаев поддерживает позицию других исследователей касательно использования материально-правовых инструментов в отношении нарушителя с целью обеспечения восстановления прав потерпевшей стороны. Его точка зрения полностью совпадает с ранее высказанными суждениями [3].
В современном мире существует множество способов обеспечения социальной защиты населения. Ключевую роль в этом процессе играют государственные структуры — профильные министерства и ведомства, контролирующие соблюдение прав граждан в сфере труда, здравоохранения и социального обеспечения.
Правовой фундамент защиты интересов граждан составляет комплексная система нормативных актов. Она включает законодательные документы, регламентирующие различные аспекты общественной жизни — от установления минимального размера оплаты труда до обеспечения безопасных условий работы и защиты прав потребителей. При этом конкретные механизмы реализации социальной защиты могут существенно различаться в разных странах в зависимости от особенностей их правовой системы и государственного устройства.
Существует множество путей защиты социальных прав граждан. На международном уровне действуют такие организации как МОТ и ООН, которые создают и внедряют конвенции и стандарты, принимаемые разными странами для обеспечения социальной защиты населения.
Важную роль в отстаивании прав, трудящихся играют профессиональные союзы. Они выступают посредниками между работниками и работодателями, добиваясь улучшения условий труда, а также представляют своих участников в суде.
Кроме того, каждый гражданин имеет возможность самостоятельно обратиться в судебные инстанции при ущемлении его социальных прав. Судебная система является одним из основных механизмов восстановления нарушенных прав через подачу соответствующих исков.
Защита социальных прав становится более действенной при совместном использовании различных методов. Информационно-просветительские инициативы играют ключевую роль, помогая населению глубже осознавать свои права и механизмы их отстаивания. Объединение людей в социальные движения создает мощную платформу для коллективного решения общественных проблем и защиты интересов граждан. При этом каждый из этих подходов может эффективно применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими инструментами социальной защиты.
В системе правовой защиты особое место занимает юрисдикционная форма, представляющая собой комплекс, мер, реализуемых уполномоченными государством структурами. Эта форма охватывает деятельность не только государственных учреждений, но и общественных организаций, наделенных правоприменительными функциями. Особую актуальность юрисдикционная защита приобретает в сфере социального обеспечения граждан, в частности, при распределении субсидий. При возникновении разногласий относительно назначения социальных выплат граждане могут обратиться в судебные инстанции для разрешения спорных ситуаций, что является одним из ключевых механизмов данной формы защиты прав.
Гражданский кодекс в ст. 14 [4] как и Трудовой кодекс в ст. 379 [5], демонстрируют случаи, когда субъект самостоятельно предпринимает защитные меры. Такой способ защиты прав, осуществляемый уполномоченным лицом без обращения к государственным органам, принято называть неюрисдикционной формой.
Законодательство, а именно Гражданский кодекс, вводит понятие самозащиты права. Этот механизм позволяет гражданам самостоятельно защищать свои нарушенные права. Однако применение самозащиты строго регламентировано и возможно только при соблюдении определенных условий. В частности, субъект должен являться непосредственным обладателем нарушенного права. Кроме того, использование самозащиты допустимо исключительно в случаях, когда избежать ее применения невозможно. При этом важно соблюдать соразмерность: причиненный в ходе самозащиты ущерб не должен быть чрезмерным по отношению к предотвращаемому нарушению.
Согласно позиции А. А. Клишас, право на самозащиту может быть реализовано исключительно самостоятельно, без привлечения посторонних лиц [6]. Важно подчеркнуть, что использование данного права, предоставленного государством, становится возможным только после свершившегося нарушения прав гражданина. Существенным условием для применения самозащиты является невозможность своевременного обращения в компетентные органы за необходимой помощью.
В случаях, когда получатель социальных услуг или выплат нарушает установленные правила, органы соцобеспечения имеют право прибегнуть к защитным мерам. Как утверждает К. М. Беликова, такая самозащита может выражаться в различных формах воздействия на получателей социальной помощи, включая приостановление денежных начислений. Организация, ответственная за социальное обеспечение, наделена полномочиями применять подобные механизмы защиты своих интересов [7].
Законодательство, а именно ст. 58 Трудового кодекса РФ [5], вероятно является основной причиной того, что люди редко обращаются в профсоюзы за поддержкой в вопросах социального обеспечения. Работающие граждане составляют основную часть обращающихся в профсоюзы и считают, что главная задача этих организаций — следить за соблюдением трудового законодательства.
Однако важно подчеркнуть, что Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [8] в ст. 22 наделяет профсоюзы более широкими полномочиями. Они имеют право контролировать не только соблюдение трудового законодательства, но и вопросы охраны здоровья, социального страхования и обеспечения граждан.
Законодательная база РФ предоставляет профсоюзным организациям широкие полномочия в сфере контроля за социальным страхованием. В частности, профсоюзы наделены правом следить за целевым расходованием средств обязательного социального страхования, что закреплено в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ч.2 ст.14) [9]. Кроме того, представители профсоюзов и иные уполномоченные органы могут вести общественный надзор за защитой прав граждан, застрахованных от производственных травм и профзаболеваний. Данное положение установлено Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в ч. 3 ст. 26 [10]. Таким образом, система общественного контроля в сфере социального обеспечения опирается на два ключевых нормативных акта.
Для устранения правовых противоречий требуется существенная реформа статей 55 и 56 Конституции РФ. Важно четко разграничить в этих статьях два аспекта: во-первых, определить неприкосновенные права, не подлежащие никаким ограничениям даже на законодательном уровне (ст. 55), во-вторых, установить перечень прав, реализация которых должна оставаться неприкосновенной (ст. 56).
В современных трудовых отношениях остро стоит проблема дискриминации, которая проявляется на разных этапах: от трудоустройства до увольнения, затрагивая вопросы карьерного роста и заработной платы. В связи с этим назрела необходимость реформирования трудового законодательства России, особенно в части расширительного толкования антидискриминационных норм. Такие изменения позволят эффективнее защищать права работников от различных форм дискриминации.
Критерии выявления граждан, претендующих на получение социальной поддержки, требуют точной и детальной проработки в рамках законодательства о социальных правах.
На основании рассмотренного материала по мнению автора необходимы следующие изменения:
Существующие полномочия профсоюзов по контролю за работодателями целесообразно дополнить функциями надзора за органами соцобеспечения. Для этого требуется внести изменения в законодательство путем дополнения статьи 22 Закона о профсоюзах третьей частью. Такое расширение сферы профсоюзного контроля позволит охватить надзором не только трудовые отношения, как это предусмотрено частью 2 статьи 370 ТК РФ, но и деятельность учреждений, отвечающих за социальные услуги и выплаты, в контексте соблюдения ими нормативных актов. Это обеспечит комплексный контроль за всеми участниками системы социального обеспечения.
Государство РФ несет ответственность за соблюдение базового принципа равенства прав граждан, включая социальную сферу, что закреплено в Основном законе (ч.2 ст.19). Достойный уровень жизни работающего человека и членов его семьи должен обеспечиваться справедливой заработной платой, гарантированной Конституцией. Существующая система расчета, основанная на прожиточном минимуме, требует пересмотра. Необходимо создать механизм, позволяющий людям через суд оспаривать установленные размеры минимальной потребительской корзины, что станет важным шагом в защите социальных прав населения.
В целях совершенствования правовой системы назрела необходимость кардинального пересмотра конституционных положений, касающихся ограничения прав граждан. Ключевой задачей является внесение ясности в 55-ю и 56-ю ст. Конституции России путем их структурного разделения. Первостепенное значение имеет закрепление в ст. 55 списка фундаментальных прав, не допускающих каких-либо ограничений даже через законодательные механизмы. В свою очередь, ст. 56 должна содержать исчерпывающий перечень тех прав, осуществление которых должно быть гарантировано без возможности вмешательства.
Литература:
- Богданова Е. Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал российского права. 2021. № 6. С. 39–45.
- Шерстнева А. В. О некоторых особенностях защиты социальных прав человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации // Юридическая наука и практика. 2021. Т. 17, № 1. С. 32–38.
- Ижаев О. А. Конституционно-правовые основы судебной защиты социально-экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02. Москва, 2017. С. 87.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // Российская газета, № 238–239, 08.12.1994.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Парламентская газета, № 2–5, 05.01.2002.
- Современная концепция социального государства: монография / А. А. Клишас; предисл. Т. Я. Хабриевой; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2022. — С. 104.
- Беликова К. М., Диас Мартинс Р., Казанба Е. Т. Международное сотрудничество в преодолении цифрового неравенства: правовые основы, барьеры и параметры развития. Journal of Digital Technologies and Law. 2024. № 2(4). С. 1003–1030.
- О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 148
- Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 29.10.2024) // Российская газета, № 139, 21.07.1999.
- Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3803.