Правовые регламентации налоговых правоотношений: ретроспективный анализ становления и развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 15.04.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Джумаев, М. А. Правовые регламентации налоговых правоотношений: ретроспективный анализ становления и развития / М. А. Джумаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124241/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В статье автор исследует вопрос возникновения налоговых правоотношений.

Ключевые слова: налоговые правоотношения, объекты налогообложения, налоговые правонарушения, налоговые преступления.

Переходя к рассмотрению законодательства России XX века, необходимо отметить, что основным средством пополнения государственного бюджета служило: поступление от казенной монополии, налоги, взимаемые от казенного имущества и капиталов. Налоговые доходы дифференцировались по нескольким категориям, в частности: прямые налоги, косвенные налоги и пошлины. Также в этот период появился новый вид — промысловый налог, который в свою очередь породил и новые методы и способы уклонения от его уплаты. Появление новых способов уклонения от его уплаты вызвало реакцию со стороны государства в виде введения в Уголовное уложение 1903 года новой нормы, в соответствие с которой «арест на срок не свыше трех месяцев или взыскание денежной пени не свыше трехсот рублей за помещение в заявлениях, подаваемых в раскладочные по промысловому налогу присутствия, клонящихся к уменьшению сего налога или освобождению от него заведомо ложных сведений об оборотах и прибылях торговых или промышленных предприятий» [4].

Впоследствии после проведенной реформы, в основу формирования доходной части казны легли поступления от акцизов и таможенных пошлин. Значительную долю среди налоговых поступлений составляли денежные средства, полученные от деятельности винной монополии, а также акцизы на спиртосодержащую продукцию. Например, в 1906 г. в казну поступило 394 миллиона рублей от взимания акцизов на спиртосодержащую продукцию. Также были установлены акцизы на сахар, табак, керосин, от которых поступило соответственно 92 миллиона рублей, 42 миллиона и 27 миллионов рублей. Из приведенных цифр следует, что основную налоговую нагрузку несло население, поскольку суммы подлежащих уплате акцизных сборов непосредственно отражались на конечной стоимости продуктов.

Несправедливость указанной системы в свою очередь порождала внутренние противоречия в обществе, которые влекли за собой непринятие существующей политики государства и как следствие увеличение числа случаев уклонения от уплаты налогов. В связи с этим государство было вынуждено реагировать на данные явления. Министерством внутренних дел совместно с Министерством финансов были приняты меры к возложению на служащих податного надзора обязанностей по принудительному взысканию с крестьян налогов, а также предоставлено право на получение содействия в осуществлении возложенных на них функций от местных органов власти. Меры юридической ответственности за неуплату питейных и табачных сборов, акцизов на сахар регламентировалась также Уставом об акцизных сборах 1883 г. [5].

Устав регламентировал ответственность за многочисленные нарушения. К примеру, ст. 1102 указанного документа, предусматривала ответственность за хранение или сбыт алкогольной продукции, с которой не были уплачены акцизные сборы, если лицо знало о том, что данная продукция была сокрыта от их уплаты. Ст. 1134 устанавливала ответственность за воспрепятствование деятельности должностных лиц уполномоченных осуществлять функции по контролю за производством и продажей алкогольной продукции. Задачи по расследованию правонарушений в указанной сфере были возложены на податную службу. В ходе расследования работники податной службы имели дело с рядом проблем. Так, П. Г. Гаврик указал, что в сложившейся практике существуют способы определения имущественного положения сельских плательщиков, но в отношении городских плательщиков такие способы до сих пор не определены [1, с. 11].

После Октябрьской революции 1917 года государственное устройство и законодательство России претерпели значительные изменения, был взят курс на построение социализма и коммунизма. Для реализации этих целей была проведена всеобщая национализация существующих экономических благ, промышленной собственности, ликвидирована частная собственность и как следствие перестали существовать возможные объекты налогообложения.

После окончания гражданской войны молодое советское правительство наметило курс на восстановление разрушенной войной страны. В связи с этим в 1921 году был взят курс на проведение Новой экономической политики (далее — НЭП). НЭП достаточно в скором времени показал свою эффективность, экономика начала восстанавливаться и, в связи с этим возникла необходимость в возрождении ранее существовавшего института налогообложения.

Внедрение института налогообложения началось с предоставления крестьянину права отчуждать образовавшиеся после уплаты продовольственного налога избытки с/х продукции. Также были возвращены акцизные сборы на спирт и табачные изделия. Происходило дальнейшее внедрение рыночных институтов в распределительную экономику, из-за чего стало возможно возникновение глубоких противоречий между экономическими интересами государства и взятым на построение социализма политическим курсом.

Существующая власть стремилась извлечь максимальную выгоду из деятельности частного сектора посредством установления и введения экономически необоснованных налогов. Из-за увеличения налогового бремени, население начало массово уклоняться от уплаты налогов и иных обязательных платежей. Государству было необходимо принимать меры по противодействию данной тенденции, в связи с этим начали усиливаться меры уголовной ответственности.

В Уголовный Кодекс РСФСР в редакции 1922 г. в разделе «Преступления против порядка управления» были внесены изменения, устанавливающие ответственность за совершение посягательств на установленный порядок налогообложения.

Так, ответственность устанавливалась в ст.ст.78, 79, 80. Дальнейшее стремление государства защитить налоговую сферу повлекло включение в УК РСФСР новых составов преступлений. В частности, ст. 83 устанавливала, что агитация и пропаганда всякого рода, заключающая призыв к совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 75–81, а равно в возбуждении национальной вражды и розни [2].

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года предусматривал ответственность за налоговые преступления в ст. ст. 59.5, 60, 62, 100 [3].

В 30-х годах XX века система налогообложения вновь подверглась существенным изменениям, было отменено большинство существующих налогов, произошла унификация налогов с промышленных предприятий. На предприятиях лежала обязанность по уплате налога с оборота и отчислений от прибыли. Так как институт частной собственности перестал существовать, а промышленные предприятия перешли в собственность государства, исчезли побуждающие стимулы к уклонению от уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В связи с минимизацией значения налогового регулирования отношений по поводу создания и обмена экономических благ, не было необходимости в развитии норм ответственности за налоговые преступления. УК РСФСР 1960 года первоначально включал в себя всего одну норму, устанавливающую ответственность за уклонение от уплаты налогов — ст. 82 «Уклонение в военное время от выполнения повинностей или уплаты налогов».

В 1985–1991 гг. проводились комплексные экономические и политические реформы, получившие название «Перестройка», был намечен курс на внедрение в советскую экономику рыночных начал. Поэтому вновь появилась потребность в уголовной ответственности, предусматривающей меры воздействия за совершение налоговых преступлений, поскольку их роль для государства снова возросла.

Распад СССР и переход на качественно новый этап исторического развития Российского государства ознаменовал необходимость принятия нового уголовного закона, в связи с этим вступил в действие УК РФ 1996 года, в котором на качественно новый этап своего развития вышла нормативная регламентация уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Составы противоправных посягательств в сфере налогообложения были помещены в Раздел VIII «Преступления в сфере экономики» в Главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

В изначальной редакции Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривал два состава преступления, которые можно отнести к налоговым: ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с гражданина и ст. 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с организации. В 2003 г. в УК РФ были внесены изменения, результатом которых стала новая редакция статей 198–199 и криминализация таких деяний как: ст. 199.1, неисполнение обязанностей налогового агента, а также ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Подводя итоги, можно заключить, что ответственность за уклонение от уплаты налогов прошла долгий путь становления на различных этапах развития Российского государства. Она неразрывно связана с государством и в первую очередь с обеспечением его безопасности. Роль уголовной ответственности в различные исторические эпохи изменялась, но всегда оставалась велика, ведь как уже было сказано ранее, налоги выполняют важнейшие функции по обеспечению государства и его аппарата материальными ресурсами, а уклонение от их уплаты может нанести непоправимый ущерб как государству, так и обществу в целом, именно этим и вызвана необходимость установления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Также в истории противодействия налоговым преступлениям можно провести периодизацию, подразделив ее на четыре основных этапа:

1. С древних времен до начала правления Петра I, в рамках которого развитого законодательства об уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений не существовало.

2. С начала XVIII в. до момента крушения Российской империи и начала социалистического этапа развития Российской государственности, в рамках которого фактически происходило становление основных принципов ответственности за преступления в сфере налогообложения.

3. Советский период, начинающийся с принятия Уголовного Кодекса РСФСР 1922 г., который закрепил ответственность за ряд налоговых преступлений.

4. Современный период, характеризующийся развитием и усложнением общественных отношений в области налогообложения, переходом на качественно новый этап в противодействии налоговым преступлениям.

Литература:

  1. Петросян О. Ш. Налоговые преступления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 191.
  2. Постановление ВЦИК от 01 июня 1922 г. «О введении в действие Уголовного Кодекса Р. С. Ф. С. Р». (вместе с «Уголовным Кодексом Р. С. Ф. С. Р».) // СУ РСФСР. — 1922. — № 15. — Ст. 153.
  3. Постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. «О введении в действие Уголовного Кодекса Р. С. Ф. С. Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом Р. С. Ф. С. Р».) // СУ РСФСР. — 1926. — № 80. — Ст. 600.
  4. Уголовное уложение 1903 г. // Национальная электронная библиотека. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003714958/ (дата обращения: 10.04.2025).
  5. Уставы об акцизных сборах (по официальному изданию 1901 г.) / сост.: А. М. Нюренберг. М.: Правоведение, 1912 // Национальная электронная библиотека. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003794431/ (дата обращения: 10.04.2025).


Задать вопрос